Специальное предупреждение преступности
Данному виду предупреждения преступности присущи следующие черты:
1) меры специального характера направлены непосредственно на предупреждение преступности и конкретных преступлений;
2) деятельность по применению предупредительных специальных средств основывается на взаимодействии управленческих, общевоспитательных, социальных, правовых мер, рассчитанных оказывать влияние на предотвращение и недопущение конкретных преступлений;
3) субъектами специального предупреждения преступлений являются организационные структуры, для которых борьба с преступностью составляет основную функцию либо выделена в перечне функций.
Меры специального предупреждения преступлений имеют 3 объекта воздействия:
1) профилактику социальных патологий;
2) всю совокупность причин и условий с акцентом на индивидуальные и особенные случаи;
3) определенные организованные, профессиональные, рецидивные виды преступности.
Виды специальных предупредительных мероприятий:
1) в зависимости от объема, количества объектов, на которые направлено воздействие, бывают:
а) воздействующие на совокупность обстоятельств, ситуаций, лиц с неопределенной численностью;
б) оказывающие влияние на определенную небольшую группуявлений, ситуаций, лиц, имеющих определенные характеристики;
в) влияющие на группы ситуаций, явлений, лиц, направленных на совершение определенных преступлений;
2) в зависимости от направленности. Такие меры имеют целью ограничение преступных проявлений применительно к видам преступности и типам преступников, к криминогенным элементам, характерным для отдельных общественных отношений. Выделяются:
а) воспитательные и правовые меры предупреждения насилия;
б) оперативно-разыскные и контрольно-ревизионные меры предупреждения и пресечения легализации денежных средств;
в) меры по борьбе и предупреждению незаконного оборота оружия в стране;
3) по территории, на которую распространяются:
а) на территории Российской Федерации;
б) на территории субъекта РФ;
в) на локальной территории, включающей населенный пункт, местность;
4) в зависимости от механизма осуществления и применения:
а) воспитательные;
б) меры социальной поддержки и обеспечения граждан, относящихся к группе риска;
в) запрещающие;
г) меры правового воздействия;
д) технические;
5) в зависимости от объекта:
а) общие предупредительные меры специального характера, не имеющие конкретного объекта;
б) особые - выявление конкретного объекта, позволяющего прогнозировать совершение преступления.
Субъекты профилактики преступности
1. Субъектами предупреждения преступности (преступлений) являются органы, учреждения, организации, предприятия, а также должностные лица (служащие) и отдельные граждане, на которых законом возложены задачи и функции по выявлению, устранению, ослаблению, нейтрализации причин и условий, способствующих существованию и распространению преступности в целом, ее отдельных видов и конкретных преступлений, а равно удержанию от перехода на преступный путь и обеспечению ресоциализации лиц, склонных к совершению преступлений (рецидиву).
2. По месту в государственной и общественной системе субъекты профилактики могут быть классифицированы следующим образом:
· государственные (федеральные и субъектов федерации), муниципальные;
· неправительственные (негосударственные и немуниципальные), в том числе коммерческие и некоммерческие структуры, общественные объединения и специализированные формирования;
· граждане.
По задачам, компетениии и содержанию деятельности, предупреждающей преступность, субъекты профилактики классифицируются на:
· органы власти общей компетенции (их учреждения, организации, предприятия);
· неспециализированные;
· частично специализированные;
· специализированные органы.
3. В соответствии с Конституцией обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, а следовательно, и предупреждение преступности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
В совместном ведении находятся также охрана окружающей природной среды, общие вопросы воспитания и образования, координация вопросов здравоохранения, защита семьи и детства, социальная защита, административное, трудовое, семейное и ряд других отраслей законодательства, кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат. Эти направления правового регулирования и организационно-управленческой деятельности тесно связаны с предупреждением преступности.
Представительные органы Российской Федерации и ее субъектов издают законы, составляющие правовую базу профилактики. В пределах своей компетенциии и органы местного самоуправления принимают нормативные акты, связанные с профилактикой преступлений, решая вопросы местного значения применительно к охране общественного порядка.
Президент РФ и федеральное правительство издают в соответствии со своими полномочиями нормативные акты по предупреждению преступности, основываясь на Конституции и законодательстве.
4. Неспециализированные субъекты профилактики преступности - это хозяйствующие структуры, учреждения культуры и спорта, средства массовой информации; органы, регулирующие природопользование, миграцию, осуществляющие трудоустройство, пенсионное обеспечение; жилищно-коммунальные органы; учреждения, предоставляющие услуги по проведению досуга, и другие, участвующие в различных областях жизнедеятельности общества.
Хотя деятельность этих субъектов профилактики в ряде случаев способствует предупреждению преступности, однако данная задача не выделена в их деятельности особо и профилактический эффект достигается как бы попутно, либо предполагает обращение со стороны специализированных субъектов профилактики с конкретными просьбами или поручениями.
5. К числу частично специализированных органов предупреждения преступности относятся учреждения социального обслуживания, образования, здравоохранения, а также природоохранные, контрольно-ревизионные и аудиторские организации.
Данные органы получили наименование частично специализированных с той целью, чтобы провести границу между ними и неспециализированными структурами. Последние в определенной степени связаны с профилактикой преступности, но соответствующие вопросы возникают и решаются ими лишь после обращений соответствующих органов, ведущих целенаправленную борьбу с преступностью либо в связи с обеспечением правопорядка и безопасности в среде работающих. Частично же специализированные субъекты профилактики имеют в рамках своих основных задач системно выделенную функцию профилактики.
6. Специализированными субъектами предупреждения преступности являются правоохранительные органы, для которых задачи и функции профилактики относятся к числу главных, приоритетных задач. Это органы суда, прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, государственной безопасности, юстиции, таможенная и пограничная службы, внутренние войска, научные и образовательные юридические учреждения. К системе правоохранительных органов примыкают некоторые специализированные общественные объединения (формирования), а также адвокатура, частные детективные и охранные службы.