Осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Государственные органы, их оперативные аппараты и должностные лица этих органов являются основными субъектами оперативно-розыскной деятельности. Такое значение названных субъектов оперативно-розыскной деятельности определяется их местом в системе государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью. Как уже отмечалось, государство в лице компетентных органов реализует функцию борьбы с преступностью и охраны правопорядка. В реализации этой функции одно из основных мест принадлежит оперативным аппаратам правоохранительных органов.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об ОРД» осуществление оперативно-розыскной деятельности предоставляется оперативным подразделениям:

– органов внутренних дел Российской Федерации;

– органов федеральной службы безопасности;

– федеральных органов государственной охраны;

– таможенных органов Российской Федерации;

– службы внешней разведки Российской Федерации;

– федеральной службы исполнения наказаний;

– органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Приведенный перечень государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом (ч. 2 ст. 13 ФЗ «Об ОРД»).

Согласно названной правовой норме руководители указанных государственных органов определяют перечень оперативных подразделений, непосредственно осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также их полномочия, структуру и организацию работы. Оперативное подразделение представляет собой обособленное структурное звено соответствующего государственного органа, основным назначением которого является реализация оперативно-розыскных полномочий в соответствии с возложенными на этот орган задачами. В свою очередь оперативные подразделения делятся на осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в полном объеме, включая работу с лицами, оказывающими им содействие на конфиденциальной основе, а также на осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в ограниченном объеме, определяемом спецификой соответствующего подразделения (например, оперативно-технические подразделения и др.).

Так, в полиции в соответствии с Законом Российской Федерации «О полиции» оперативно-розыскная деятельность осуществляется в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, осуществления розыска лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда и других категорий лиц, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом.

Руководство полицией осуществляет Министерство внутренних дел России. В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 (ред. от 12.09.2015), названное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Перечень оперативных подразделений определяет министр внутренних дел. В настоящее время оперативно-розыскную деятельность в полиции в полном объеме осуществляют следующие подразделения:

– уголовного розыска (УР);

– экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК);

– по противодействию экстремизму;

– обеспечения собственной безопасности (СБ) и др.

В ограниченном объеме оперативно-розыскная деятельность осуществляется:

– подразделениями специальных технических мероприятий;

– оперативно-поисковыми подразделениями;

– подразделениями оперативно-розыскной информации.

В Министерстве юстиции Российской Федерации оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями учреждений уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 (ред. от 27 ноября 2015 г.), Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Оперативно-розыскную деятельность в системе исполнения наказаний осуществляют:

– оперативные подразделения;

– подразделения безопасности;

– подразделения по оперативно-техническим мероприятиям.

Согласно ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

– обеспечение личной безопасности осужденных, персонала и иных лиц;

– выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;

– розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы;

– содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Федеральная служба безопасности в соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» осуществляет полномочия по обеспечению безопасности Российской Федерации. В соответствии со ст. 8 названного Закона деятельность этих органов включает в себя контрразведывательную деятельность, борьбу с преступностью и террористической деятельностью, разведывательную деятельность, пограничную деятельность и деятельность по обеспечению информационной безопасности.

Оперативно-розыскную деятельность в органах ФСБ реализуют ее территориальные органы, органы безопасности в войсках и пограничные органы. Согласно Положению о ФСБ России, утверж­денному Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1476 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации", в Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и в структуру органов Федеральной службы безопасности, утвержденные этим Указом», в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности соответствующие структуры организуют внедрение в организованные преступные группировки, сотрудничают с отдельными лицами на конфиденциальной основе, координируют деятельность других органов исполнительной власти по обеспечению безопасности Российской Федерации, организуют защиту сведений, составляющих государственную тайну, осуществляют собственную безопасность, создают и используют необходимые информационные системы и др.

Деятельность федеральных органов государственной охраны регламентируется Федеральным законом «О государственной охране» и Положением о Федеральной службе охраны Российской Федерации (ФСО). Федеральная служба охраны представляет собой орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия по контролю и надзору в сфере государственной охраны, а также президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральными органами государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам.

Основными задачами федеральной службы охраны являются: обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда; прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы; предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты; предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и территориях; защита охраняемых объектов; участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом; организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствования специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам; участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, противодействие техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну. Очевидно, что решение перечисленных задач осуществляется посредством постоянного использования оперативно-розыскных возможностей.

В структуре Государственного таможенного комитета также функционируют оперативные подразделения, осуществляющие борьбу с таможенными преступлениями. Деятельность Федеральной таможенной службы основывается на Положении о Федеральной таможенной службе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. № 429 (ред. от 14.11.2014). Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Федеральная таможенная служба входит в состав Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Таможенного кодекса таможенного союза система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность определяются законодательством государств – членов таможенного союза.

Часть 1 ст. 7 Таможенного кодекса таможенного союза относит таможенные органы к органам дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 7 Таможенного кодекса таможенного союза таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих противоправное деяние, признаваемое законодательством государств – членов таможенного союза, преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами государств в соответствии с законодательством этих государств об оперативно-розыскной деятельности.

Служба внешней разведки в соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О внешней разведке» представляет собой составную часть сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных названным законом методов и средств.

Разведывательная деятельность органов внешней разведки осуществляется самостоятельно, а также входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки Российской Федерации. Порядок использования органами внешней разведки гласных и негласных методов и средств определяется как федеральными органами, так и ведомственными нормативными актами органов внешней разведки.

В пределах своих полномочий разведывательная деятельность осуществляется следующими органами:

– службой внешней разведки Российской Федерации – в политической, экономической, военно-стратегической, научно-техниче­ской и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

– органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации (Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных сил) – в военной, военно-политиче­ской, военно-технической, военно-экономической и экологической
сферах.

Оперативно-розыскная деятельность органами внешней разведки осуществляется только в целях их собственной безопасности. Перечень оперативных подразделений службы внешней разведки в соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ «Об ОРД» и ФЗ «О внешней разведке» определяет директор службы внешней разведки.

Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ находятся в структуре Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. В соответствии с Положением о названной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2004 г. № 976 (ред. от 13.08.2015), оперативно-розыскную деятельность в ней организуют и осуществляют соответствующие департаменты. В оперативно-розыскном департаменте функционируют подразделения по противодействию наркопреступности, по борьбе с наркопреступностью на транспорте, по противодействию легализации доходов от незаконного оборота наркотиков, оперативно-поиско­вые, оперативного реагирования, оперативного реагирования на внешние наркоугрозы, по борьбе с транснациональной организованной наркопреступностью. В департаменте собственной безопасности в полном объеме оперативно-розыскную деятельность осуществляют подразделения внутренней безопасности.

Ряд полномочий Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков реализуется с использованием оперативно-розыскных возможностей, а именно:

– производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов наркоконтроля;

– организация и осуществление розыска лиц, которые обвиняются или подозреваются в совершении преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов наркоконтроля, и скрылись от органов предварительного расследования или суда либо местонахождение которых неизвестно;

– осуществление в пределах своей компетенции противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов наркоконтроля;

– создание и использование информационных систем и банков данных в установленной сфере деятельности, ведение криминалистических учетов, осуществление справочно-информационного обеспечения органов наркоконтроля;

– установление в соответствии с существующими стандартами единых требований к организации делопроизводства в системе органов наркоконтроля, организация хранения и использования оперативных, следственных, архивных и других материалов, а также определение перечня дел оперативного учета, порядка их ве­дения;

– обеспечение собственной безопасности органов нарко­контроля;

– обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации защиты сотрудников, федеральных государственных служащих и работников органов наркоконтроля, лиц, оказывающих содействие этим органам, участников уголовного судопроизводства по делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов наркоконтроля, и их близких, на жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также на имущество которых совершаются преступные посягательства;

– осуществление в соответствии с международными соглашениями и договорами Российской Федерации информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации в этой сфере и др.

Наши рекомендации