Нюансы семейного права в Дубае

В каждой стране как правило имеется семейный кодекс, который регулирует данные вопросы. Однако, что касается ОАЭ – ситуация иная. В этом государстве семейного кодекса нет, поэтому все споры решаются в судах, которые делятся на 3 категории:

шариатские;

гражданские;

Уголовные.

Суды первого вида занимаются семейными спорами, возникающими между гражданами Арабских Эмиратов. Такой подход сформировался благодаря обычному праву, которое в мусульманских странах имеет самые сильные корни. Судьи должны быть максимально компетентны в вопросах, касающихся традиций, Корана и хадисов, на основании которых выносится решение. Даже если спор возник между гражданином ОАЭ и иностранцем – для разрешения ситуации также применяются положения из религиозных источников.

Все шариатские суды имеют определенные ограничения, которые наложены государством. Они не имеют права регулировать вопросы семейного права, основываясь на каких-либо несуществующих положениях. Если возникает спорный конфликт, стороны имеют полное право прибегнуть к помощи юристов.

Семейные правоотношения в ОАЭ регулируются следующими законодательными актами:

Федеральный закон № 28 от 2005 года «О личном статусе»,

Федеральный закон № 5 от 1985 года «О гражданскоправовых сделках»;

Федеральный закон № 11 от 1992 года «О гражданском процессе»

Экспаты-немусульмане могут ходатайствовать о применении судом закона их страны в ОАЭ. Закон «О гражданско-правовых сделках» определяет применимое право для различных категорий дел. Однако на практике иностранные законы очень редко применяются т.к применение иностранных законов является трудоемкой и сложной процедурой. Суду необходимо предоставить соответствующие законы другой страны, переведенные на арабский язык.

Иностранные законы не подлежат применению, если они противоречат общественному порядку, нравственности или нормам исламского шариата (статья 27 Гражданско-процессуального закона).Иностранные законы не будут применяться, если не может быть определено их действие (статья 28 Гражданско-процессуального закона). Таким образом, если судья в Дубае не готов четко интерпретировать иностранный закон, он будет ориентироваться на местное законодательство.

В 2002 г. президент Женской Федерации ОАЭ Шейха Фатима Бинт Мубарек выступила с предложением о принятии Закона о личном статусе, и в 2005 г. Этот закон, положения, которого взяты и толкуются в соответствии с Исламской юриспруденцией и ее принципами, был принят в ОАЭ [3, с. 45]. Принятие этого закона в ОАЭ привело к систематизации положений, относящихся к вопросам брака, развода, опеки, завещания и т.д.

Так, законом установлен возраст для вступления в брак. Теперь правом на заключение брака обладают женщины и мужчины, достигшие восемнадцатилетнего возраста. Для заключения брака между лицами моложе 18 лет требуется особое разрешение судьи [1, с. 33]. Также особое разрешение требуется для заключения брака, если невеста вдвое младше жениха. В этом случае судья может отказать в регистрации брака, посчитав его нецелесообразным [1, с. 34]. Закон ОАЭ, как и о личном статусе, ограничивает право женщин при выборе будущего супруга.

При этом закон наделяет опекунов женщины особыми правами. Так, согласие на брак может

быть дано только после одобрения со стороны опекуна. Но, с другой стороны, брачный контракт

считается действительным, только если там стоит подпись женщины. Опекун также должен присутствовать при составлении брачного контракта и разводе. Опекуном может быть отец, сын, брат, дядя с отцовской стороны или другой родственник. Решение о вступлении в брак принимает в первую очередь семья жениха.

Потенциальная невеста имеет право отказаться от предложения, если жених ей не приглянулся. За невесту семья жениха выплачивает калым, который может достигать и нескольких сот тысяч долларов, поэтому рожать девочек выгодно.

Действие брачного договора

Если для европейских молодоженов брачный контракт только сейчас начинает входить в моду, то для арабских стран такой договор является обязательным элементом свадьбы. Мусульманские пары подписывают брачный контракт( никях) вместо невесты два ее родственника. Само же свадебное торжество после подписания может состояться в течение года – до этого жених может видеть свою будущую жену только в присутствии ее родни. В брачном контракте содержится раздел, который позволяет указать приданое (махр). Оно является выплатой определенной суммы денег / ценностей в пользу жены, частично во время заключения брака (мукадам) и частично в случае развода или смерти мужа. Норма о приданом должна присутствовать в договоре для обеспечения его юридической силы.Контракт раньше рассматривался как предварительный брачный договор из-за положения о приданом, но эта позиция далека от истины. Некоторые жены могут использовать термин «приданое» в своих интересах в процессе переговоров и дать согласие на меньшую сумму приданого на альтернативных условиях. Условия контракта обсуждаются будущим мужем и отцом жены или другим наставником-мужчиной. Если мусульманская пара намерена ссылаться в будущем на брачный договор, составленный в другой стране, вполне вероятно, что суды в ОАЭ не будут форсировать выполнение решения по такому договору, особенно в отношении детей. По законам шариата пара не имеет права заключать соглашение / договор в отношении детей, которые еще не родились.

Контракт будет признан недействительным или ничтожным, если какой-либо пункт в нем противоречит шариату, общественному порядку и нравственности в ОАЭ (статья 27 Гражданско-процессуального закона). Общественный порядок определен в статье 3 Гражданского процессуального закона, как «вопросы, связанные с личным статусом». Это означает, что любые условия в контракте, которые противоречат морали в ОАЭ (например, ссылка в контракте на проживание пары, не состоящей в браке), будут считаться недействительными.

В Исламе брак-это юридический договор между мужчиной и женщиной, направленные на защиту прав супругов и их детей. Брачный договор должен быть зарегистрирован в Шариатский суд в ОАЭ, которая гарантирует, что брак отвечает правовым требованиям.

Многоженство в ОАЭ законом не запрещено. Около 50 % мужчин в ОАЭ имеют более чем одну жену, хотя эта цифра может и не точно отражать реальную ситуацию, так как многие браки не регистрируются. Но сегодня в обществе все чаще обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются женщины и дети в полигамных семьях. С одной стороны, многоженство может решить некоторые социальные и семейные проблемы, такие как невозможность иметь детей из-за проблем со здоровьем первой жены, финансовые проблемы, возможность для разведенной или овдовевшей женщины с детьми вновь создать семью; с другой – полигамные браки являются причиной разногласий между супругами, что во многих случаях приводит к разводу. Так, «Khaleej Times», ссылаясь на результаты исследований, проведенных Министерством труда и социальных дел ОАЭ, называет многоженство главной причиной около 40 % разводов в стран. Исследование показало, что главная проблема таких браков кроется в том, что мужчины не придерживаются основного условия полигамных браков, по которому муж обязан одинаково справедливо относиться к своим женам. Это не только материальные и супружеские обязанности, а также обязанности по отношению к детям.

Многоженство в ОАЭ поощряется со стороны правительства с целью увеличения числа коренных жителей, которые сегодня составляют 11,5 % от общей численности населения Арабских Эмиратов.В ОАЭ также самая низкая доля коренного населениясреди стран Персидского залива. Однако у такого решения проблемы есть и другая сторона, в большинстве случаев дети от разных матерей даже не знают другдруга. Государство, обеспокоенное демографическими проблемами, одновременно всяческипоощряет продвижение эмиратских женщин как трудовой силы, способной если не полностью, то хотя бы частично уменьшить зависимость от иностранных рабочих, ставит перед ними серьезные задачи. Сегодня женщины должны сочетать роль матери и жены с ролью работающей женщины. Этот новый образ современной материально не зависимой от мужа женщины никак не сочетается с образом женщины, пытающейся построить отношения со своим мужем в полигамном браке. Как показывают исследования, чем выше уровень образования женщин, тем увереннее они в своем желании не вступать в полигамный брак [6, с. 20]. Женщины, которые заранее задумываются о возможном желании супруга в будущем создать новую семью, оговаривают этот вопрос в брачном контракте.

Наши рекомендации