Краткий психологический словарь
АБАЗИЯ (от греч. а — отрицать, частица, Ьаяв — ходьба) — нарушение способности ходить при сохранности других движений ног, встречается чаще при истерии.
АБЕРРАЦИЯ (от лат. аЬеггНо — уклонение) — явление, заключающееся в том, что световые лучи, испускаемые точечным источником света, после прохождения через линзу не пересекаются в одной точке, а дают расплывчатое изображение. При сферической А. лучи света, прошедшие через периферическую часть линзы, собираются в фокус ближе за линзой (в глазу человека— за хрусталиком), чем лучи, прошедшие через центральную часть линзы. При хроматической А. фокус коротковолновых лучей спектра (синефиолетовых) находится ближе фокуса длинноволновых (красно-оранжевых).
АГНОЗИЯ (от греч, а — отрицать, частица и ^повк — знание) — нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головною мозга. А. связана с поражением вторичных (проекционноассоциацион-ных) отделов коры головного мозга.
АГРАММАТИЗМ (от греч. а§гатта1о& — нечленораздельный) — ошибки при грамматическом построении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций, выражающих семантические отношения с помощью флексий, предлогов, союзов и порядка слов. А. возникает при различных формах афазии как проявление нарушений речи.
АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ—устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником. А. н. возникает в условиях, когда у субъекта имеется потребность сохранить неправильно сложившуюся у него завышенную самооценку и завышенный уровень притязаний. А. н. является как бы защитной реакцией, позволяющей выйти из конфликта ценой нарушения адекватного отношения к действительности: индивид сохраняет повышенный уровень притязаний и повышенную самооценку, избегая при этом осознания своей несостоятельности, являющейся причиной неуспеха, отвергая зарождающиеся сомнения относительно своих способностей.
АФФЕКТЫ (душевное волнение, страсть) — сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. А. развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций. Обладая свойствами доминанты, А. тормозят не связанные с ними психические процессы и навязывают тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации. Могут быть физиологические и патологические.
ВИДЫ РЕЧИ — принятые в психологии обозначения для различных актов речевого общения или их составляющих компонентов. Различают внешнюю. и внутреннюю речь. Внешняя, громко произносимая и воспринимаемая на слух речь получила название устной речи. Письменная речь — исторически более поздно возникший способ речевого общения, в котором словесное высказывание обозначается (кодируется) с помощью графических символов. Внешнюю речь (устную и письменную) в свою очередь делят на продуктивную, активную, экспрессивную и рецептивную, пассивную, импрессивную. Продуктивная речь — это говорение, произнесение, описание; рецептивная речь — слушание, чтение. Выделяют виды речи в зависимости оттого, какой из анализаторов является ведущим в данном речевом акте (речь слышимая, произносимая и видимая).
ВЛЕЧЕНИЕ— первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не определенное сознательным целеполаганием.
ВНИМАНИЯ НАРУШЕНИЯ — патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности. Выделяют следующие виды В. н.: сужение объема внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов; неустойчивость В., когда нарушена концентрация внимания и наблюдается отвлекаемость на побочные раздражители. Такие В. н.а наблюдаются как при состоянии утомления, так и при органических поражениях мозга. В. н., возникающие при локальных поражениях мозга, могут быть модальноспецифическими; проявляются они одновременно во многих видах психической деятельности, при восприятии раздражителей любой модальности. Данные В. н. характерны для тех случаев, когда у человека поражены лобные доли мозга и связанные с ними неспецифические структуры. При поражении той или иной анализаторной системы возможно появление модальноспецифических В. н., которые ограничиваются только одной модальностью (зрительного В., слухового В. и т.д.).
ВНУШАЕМОСТЬ — индивидуальная некритическая податливость, готовность подчиниться внушающим воздействиям окружающих, книг, рекламы и пр., принять их идеи как свои собственные. Внушаемые люди относительно легко подчиняются указаниям и советам других, даже если эти советы противоречат их собственным убеждениям и интересам, легко заражаются чужими настроениями и привычками. В. может проявляться в склонности к подражанию или самовнушению определенных состояний. Степень В. зависит от значительного числа личностных и ситуативных факторов. Робкие, доверчивые, впечатлительные, тревожные, неуверенные в себе люди отличаются повышенной В., В. присуща лицам с недостаточным уровнем интеллектуального развития, слабым логическим мышлением. В. может быть повышена действием ситуативных факторов: утомления, стресса, дефицита времени, недостатка компетентности.
ВОЛЯ — сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей (Петровский А. В. и др., 1986). Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций — побудительной и тормозной — и в них себя проявляет. Побудительная функция обеспечивается активностью человека, порождающей действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия. Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.
ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) — универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоциональносмыслового опыта. В. — это способ овладения человеком сферой возможно будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер.
ВОСПРИЯТИЕ— отражение предметов и явлений в совокупности свойств и частей при непосредственном воздействии их на анализаторы. Установлено, что физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов, обусловливающая целостность и предметность отражаемых явлений. Вторая сигнальная система способствует осознанности и осмысленности отражаемых предметов и регулирует процесс формирования образов человеческого восприятия.
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ —сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (отклоняющееся поведение) — действия, не соответствующие официально установленным фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основными видами Д. п. являются преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства, проституция.
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП — слаженная интегрированная система условно рефлекторных полушарий, формирующаяся в результате многократного применения четкого порядка следования одних и тех же положительных и тормозных условных раздражителей с постоянными интервалами времени между ними.
ДОМИНАНТА — временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС. Для доминирующего нервного центра характерна способность накапливать в себе возбуждения, приходящие в ЦНС, и тормозить работу других нервных центров.
МЫШЛЕНИЕ— опосредованное, обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Данный процесс всегда вызван какими-либо потребностями личности.
Процесс мышления — это, прежде всего анализ, синтез и обобщение информации. В ходе анализа происходит выделение компонентов целого, а в ходе синтеза — объединение их на новом осмысленном уровне. В ходе обобщения выделяется нечто новое, общее.
МЫШЛЕНИЕ ДИСКУРСИВНОЕ — (рассуждение) опосредствованное прошлым опытом мышление человека. Выступает в процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующий.
ОЩУЩЕНИЕ— психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутреннего состояния организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Органы чувств (зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный, проприоцептивный, вестибулярный анализаторы) по лучают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в ЦНС. Ощущения возникает в результате преобразования специфической энергии раздражител» воздействующего в данный момент на рецептор.
ПАМЯТЬ — совокупность процессов центральной нервной систем!» обеспечивающих запечатление, хранение, воспроизведение и утрату информации, получаемой через посредство сенсорных систем. В нашей памяти хранится не только информация, полученная с помощью сенсорных систем, но и бес численное множество программ поведения, управления органами и физиологическими системами. Поэтому максимальную возможность памяти человек количественно определить невозможно. Основу памяти составляет конструирование системы знаний, которая помогает приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений. Следовательно, память — активный психический процесс. Различают память врожденную (видовую, генотипическую), обусловленную генетическими факторами свойственными данному биологическому виду, и индивидуальную (фенотипическую), приобретенную каждым отдельным организм в течение жизни. Однако вторая из этих разновидностей зависит не только от влияния среды, но и от видовой памяти. Возможный объем и содержание индивидуальной памяти также генетически обусловлены видовым! структурными особенностями центральной нервной системы. По характеру запечатления память классифицируют на двигательную, сенсорнообразную эмоциональную и символическую (семантическую).
ПАМЯТЬ ДВИГАТЕЛЬНАЯ — память на позу, положение тела. Он начинает проявляться в раннем детстве, достигая полного развития раньше других форм, составляет основу различных автоматических действий и обусловливает формирование профессиональных навыков.
ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — включает в себя процессы, позволяющие сохранять информацию не только десятки часов, но и недели, месяцы, годы. В процессе запечатления происходит сличение образа с содержанием долговременной памяти, что завершается переводом образа в долговременную память. В отличие от кратковременной памяти, объем которой ограничен числом запоминаемых символов и зависит от их информационного содержания, долговременной памяти свойственна организация материала по смыслу. Объем долговременной памяти зависит в основном от информационного содержания. Вероятность того, что материал попадет в долговременную память, зависит от внимания и от типов операций, которые совершаются над ним. Происходит обобщение, перегруппировка, классификация материала. Долговременная память практически не ограничена по объему и времени сохранения информации.
ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ —процесс запоминания, хранения, вое произведения однократно предъявленного материала. Кратковременная память модально неспецифична, характеризуется тем, что в течение короткого промежутка времени нервное возбуждение самовоспроизводится, создавая условия для по лучения, сохранения информации. Объем кратковременной памяти около 7 символов. Характеризуется одним и тем же индивидуальным количеством структур единиц, причем не имеет значения, каковы они по значению (наподобие кошелька вмещающего 10 монет достоинством в 2 копейки, но способного вместить то же количество десятикопеечных монет, таких же размеров). При этом одна буква воспроизводится лучше, чем две или три, но знакомое слово воспроизводится также легко, как 1 буква. Если в десятичных единицах объем кратковременной памяти не превышает девятицифровых символов, то в двоичных единицах он составляет приблизительно 30 бит. Содержимое кратковременной памяти стирается легче при регистрации новых 8-9 единиц или по прошествии интервала времени.
ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ — процессы запоминания, переработки, воспроизведения и своевременного забывания информации, используемой для осуществления рабочей деятельности. Оперативная память удерживает промежуточные результаты реализации отдельных звеньев запланированной целостной операции. Оперативная память может включать в себя и элементы двигательной памяти и сенсорнообразной и эмоциональной и словеснологической, а также, помимо произвольной, может содержать моменты непроизвольной памяти, но при этом вся совокупность используемой информации направлена на выполнение конкретной деятельности. После выполнения операции информация либо переводится в долговременную память, либо при отсутствии мотивации вообще утрачивается.
ПАМЯТЬ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ — некая стадия обработки информации между кратковременной памятью и долговременной. Она имеет по сравнению с кратковременной памятью больший объем и длительность хранения, функционирует в течение нескольких часов. Промежуточная память очищается во время сна, затем она снова готова к приему информации. Вначале происходит логическая обработка информации, сопоставляемая с фазой медленного сна. В это время информация обобщается и оценивается. Далее происходит пересылка обработанной информации в определенные участки структуры долговременной памяти, где осуществляется связь с хранящимися там материалами. Новая информация здесь включается в структуры двигательной, чувственной, словесной долговременной памяти. Это происходит в фазе быстрого сна.
ПАМЯТЬ СИМВОЛИЧЕСКАЯ — проявляется в виде словесной и логической памяти. Словесная память — способность к длительному и точному хранению информации в виде словесных символов — формируется в процессе развития психики человека, вслед за сенсорнообразной достигает максимума возможностей в возрасте 10-13 лет. Словесная память значительно точнее сенсорнообразной, она зависит, от воли, может оказывать влияние на подавление или трансформацию сенсорнообразной памяти. Логическая память связана с запоминанием только алгоритма сообщения без учета деталей. При запоминании словесного сообщения могут быть использованы речевые компоненты, а схематическая связь агентов или символов может в памяти принять иную организацию и сложность. Логическая память тесным образом связана с мышлением. Взаимодействие перечисленных видов памяти проявляется узнаванием. Произвольная память всегда отличается наличием цели и системы запоминания. Непроизвольная же не имеет цели, но зависит от направленности внимания, контраста события с фоном, информационной или эмоциональной значимости явления.
ПАМЯТЬ СЕНСОРНООБРАЗНАЯ (зрительная, слуховая, тактильная и др.) — имеет ту отличительную особенность, что удерживаемый образ претерпевает во времени значительные превращения. Происходит потеря или некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование формы в более правильную, симметричную, однообразную, и т. д. Образная память плохо управляется, наиболее ярко проявляется у детей и подростков.
ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ — способность к воспроизведению эмоций при повторении ситуаций, впервые вызвавших это эмоциональное состояние. Такая память может сохранять сильные, эмоционально окрашенные впечатлений в течение длительного времени, след ее, как правило, воспроизводиться непроизвольно. Эмоциональная память может быть истинной, в основе которой лежат реальные, собственные переживания, и абстрагированной (символической), основанной на синтезе чужих впечатлений, усвоенных в результате пересказа.
ПСИХИЧЕСКИЕСОСТОЯНИЯ —психологическая категория, в состав которой входят разные виды интегрированного отражения воздействий на субъекта как внутренних, так и внешних, стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания.
ПСИХОАНАЛИЗ — направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом 3.Фрейдом в конце XIX— первой трети XX веков. П. первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни — сновидений, ошибочных действий, остроумия — были проинтерпретированы Фрейдом какрезультат действия общих психологических механизмов. Эти представления составили психологическое учение, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация. П. был направлен против интеллектуализма ассоцианистической психологии. П. рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения: динамической (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), «экономической» (энергетическая характеристика душевной жизни) и топической (структурная организация психики).
ПСИХОЛОГИЯ (от греч. рхуспе — душа, 1о§о& — учение, наука) — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов, состояний.
ПСИХОЛОГИЯ КРИМИНАЛЬНАЯ — отрасль юридической (правовой) психологии, изучающая психологические закономерности формирования противоправных установок и их реализации в преступном поведении, а также разрабатывающая методы и приемы борьбы с противоправными установками личности в целях предупреждения преступлений.
ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ — область педагогической психологии, изучающая закономерности всестороннего развития личности человека, становление возрастных психологических новообразований учащихся в ходе обучения. П. о. направлена на поиск и создание условий, способствующих управлению процессом учения; при этом учение не сводится только к овладению знаниями, навыками и умениями, а рассматривается как особая деятельность (включающая мотивы, цели, учебные действия, действия контроля и оценки самих учащихся), обеспечивающая усвоение этих знаний.
ПСИХОЛОГИЯ ПРАВОВАЯ. —Понятие П. п. используется в двух его значениях: 1) как синоним понятия «юридическая психология»; 2) как характеристика психологической стороны правосознания, т. е. той сферы общественного и индивидуального сознания, в которой отражаются явления правовой жизни. П. п. в этом втором значении неразрывно связана с мировоззрением, с идейными убеждениями людей; она заключает в себе субъективное отношение людей к правопорядку и действующим нормам права. П. п. складывается в ходе формирования мировоззрения, а также в результате правового воспитания и обучения.
ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ —научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНАЯ — отрасль юридической (правовой) психологии, изучающая механизмы и закономерности деятельности людей по расследованию, судебному рассмотрению и предупреждению преступлений.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ — пограничная область психологии, изучающая роль всей совокупности биологических свойств, и, прежде всего, свойств нервной системы в детерминации психической деятельности и устойчивых индивидуально психологических различий.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА—все формы проявления высшей нервной деятельности реализуются в результате взаимодействия в коре больших полушарий двух нервных процессов — возбуждения и торможения.
ЧУВСТВА — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т. е. имеющие строго причинно обусловленную природу. Ч., так или иначе, субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение. В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, Ч. выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно мотивационную значимость. Ч. носят отчетливо выраженный предметный характер, т. е. непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т. п.).
ХАРАКТЕР — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных условиях и ситуациях. Характерологическими особенностями личности являются следующие характеристики:
Дистимичность —характеризуется низкой контактностью, замкнутостью, немногословностью, пассивностью. С сослуживцами близко не сходятся, в конфликты вступают редко, выступают в них чаще пассивной стороной, ценят тех, кто одаривает их дружбой и склонен им подчиняться. Им присущи — серьезность, высокая нравственность, добросовестность, справедливость. Из отрицательных черт их характера можно выделить пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, отрыв от коллектива. Конфликт может возникнуть в ситуациях, требующих напряженности в деятельности, смены привычного образа жизни.
Циклотимность — характеризуется тем, что контактность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавлености), в веселом обществе резко оживляются, в серьезном молчаливы, замкнуты В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада — с дистимической. Интересы зависят от настроения. Склонны к разочарованию в профессии, нередко меняют место работы.
Гипертимность — контактность, словоохотливость, оживленная жестикуляция, невольное отклонение от первоначальной темы разговора. Могут возникать эпизодические конфликты из-за недостаточно серьезного отноиш ния к служебным и семейным обязанностям. Склонны огорчаться по повод замечаний окружающих, изредка бывают и инициаторами конфликтов (активной стороной). Энергичны, обладают жаждой деятельности, чувством нового оптимизмом. Отрицательными их чертами являются легкомысленность, склонность к аморальным поступкам, раздражительность в кругу близких люда прожектерство, недостаточно серьезное отношение к обязанностям, в том числе семейным. Конфликт возможен в условиях жесткой дисциплины, монотонной деятельности, вынужденного одиночества, более часто, чем у других людей отмечаются случаи заболевания маниакально депрессивным психозом. предпочитаемой профессиональной деятельности этих людей относится работа, связанная с постоянным общением: служба быта, игровые виды спорта, -театр, организаторская деятельность. Эти люди склонны к перемене места работы, а также самой профессии.
Демонстративность — проявляется легкостью установления контакте стремлением к лидерству, жаждой внимания и похвалы, высокой приспособленностью к людям, поверхностность чувств, склонность к интригам при внешне мягкости, раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически провоцируют конфликты, при этом активно защищаются Обходительны, упорны, целенаправленны, обладают актерским дарование!» способностью увлечь других, неординарностью. Характерен эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, отлынивание от работы, склонность заболевать в самые ответственные и трудные моменты. Конфликты могут возникать в ситуациях ущемления интересов, недооценки заслуг, низвержения с пьедестала, склонны к истерическим неврозам. Стремятся к организаторской деятельности; часто меняют место работы. Кроме этого они характеризуются средней контактностью, индивидуальные колебания; служебная и бытовая несговорчивостью, склонность к затяжным склокам; четко определен круг врагов и друзей. Стремятся добиться высоких показателей в любом деле, однако, обидчивы легко уязвимы, подозрительны, мстительны, самонадеянны, честолюбивы. Конфликты возникают в случае, если задето самолюбие, несправедлива обида, существует препятствие к достижению честолюбивых целей, сопротивление непомерно высоким требованиям; склонны к инфаркту миокарда, неврастении. Выбирают работу, дающую ощущение независимости и возможность проявить себя.
Возбудимость — характеризуется низкой контактностью, молчаливостью, замедленностью в работе, угрюмостью, льстивостью. Склонность к хамству и нецензурной брани, постоянным конфликтам, в которых является активной стороной, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. Вне приступов гнева добросовестны, аккуратны, любят детей и животных.
Застреваемость — средняя конфликтность, занудны, служебная и бытовая несговорчивость, склонны к затяжным склокам. Четко определен круг друзей и врагов. Стремятся добиться высоких показателей в любом деле, проявляют высокие требования к себе, развито чувство справедливости.
Эмотивность - контактность среднего уровня, предпочитают узкий круг друзей и близких, редко вступают в конфликты, играют в них пассивную роль, обиды не выплескивают наружу, на службе исполнительны, хорошие семьянины. Альтруистичны, развито чувство сострадание, жалости, долга.
Экзальтированность — высокая контактность, словоохотливость, патетичность, влюбчивость, часто спорят по поводу искусства, но до конфликтов дело не доводят. Привязаны и внимательны к друзьям и близким. Альтруистичны, развито чувство сострадание, жалости, высокохудожественный вкус, артистически одаренны, искренность чувств.
Тревожность — низкая контактность, вследствие робости, неуверенности в себе. Пониженный фон настроения. Редко вступают в конфликты, жаждут видеть в супруге опору и защиту. Дружелюбны, самокритичны, исполнительны.
Сверхточность — средняя контактность, выраженная занудливость в виде переживания подробностей. В конфликты вступают редко. На службе способны замучить посетителя формальными требованиями. С охотой уступают лидерство своему супругу. Изнуряют домашних аккуратностью. Добросовестны, аккуратны, надежны, ровное настроение.
ЭЙФОРИЯ (от греч. еирЬопа — состояние удовольствия) — повышенно радостное, веселое настроение; состояние благодушия и беспечности, не оправданное ни объективным состоянием человека, ни окружающей обстановкой. При Э. наблюдается мимическое и общее двигательное оживление, иногда психомоторное возбуждение, многословие.
ЭМОЦИИ (от лат. етоуеге — возбуждать, волновать) — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Олег Валентинович Леонтьев
ПРИЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛЮДЕЙ
конспект лекции
Компьютерный дизайн А. В. Михайлова Компьютерная верстка А.В.Михайлова
Издательство Михайлова В.А. Лицензия ЛР № 065090 от 7.04.97 г.