Статья 16. Неприкосновенность судьи
1. Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).
2. Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.
3. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:
в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;
в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;
в отношении судьи иного суда - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.
Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации либо квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации.
Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном настоящей статьей для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу.
4. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:
в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;
в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации.
5. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.
Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.
6. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается:
в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по ходатайству Председателя Следственного комитета Российской Федерации;
в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Председателя Следственного комитета Российской Федерации.
Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Соответствующее представление в Конституционный Суд Российской Федерации или квалификационную коллегию судей вносит Председатель Следственного комитета Российской Федерации.
Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается не позднее чем через пять дней со дня поступления представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации и соответствующего судебного решения.
7. Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определенной Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого:
в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации;
в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.
Место рассмотрения материалов о проведении в отношении судьи, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, связанных с ограничением его конституционных прав либо с нарушением его неприкосновенности, определяется федеральным уголовно-процессуальным законом и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.
После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия в отношении судьи (кроме заключения его под стражу) производятся в порядке, установленном федеральным уголовно-процессуальным законом и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.
8. При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий.
9. Составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа для принятия заключений и решений, предусмотренных пунктами 4, 6 и 7 настоящей статьи, ежегодно утверждаются соответственно Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационной коллегией судей субъекта Российской Федерации.
10. Заключения и решения, предусмотренные пунктами 3, 4, 6 и 7 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном федеральным законом.
37 вопрос: Принцип гласности судебного разбирательства, его содержание и значение
1. Принцип гласности судебного разбирательства, его содержание и значение.
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытых заседаниях допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Содержание принципа гласности закрепляется также в ст. 9 Федерального конституционного закона РФ "О судебной системе РФ" и преломляется к видам судопроизводств в ст. 31 Федерального конституционного закона РФ "О Конституционном Суде РФ", ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 24.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Содержание принципа гласности:
1) доступ в залы судебных заседаний при рассмотрении любого дела в любом суде свободен для любого гражданина, достигшего 16 лет;
2) сведения о судебных процессах могут публиковаться в газетах, журналах, передаваться по радио и телевидению. Средства массовой Информации при этом не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на суд до вступления приговора или решения в законную силу.
Исключения из принципа гласности:
1) Уголовные и гражданские дела и дела об экономических спорах рассматриваются в закрытом судебном заседании в случаях, когда рассмотрение дела в открытом судебном заседании противоречит интересам охраны государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны (например, тайны усыновления (удочерения) ребенка).
2) Кроме того, закрытое судебное разбирательство по уголовным делам в соответствии со ст. 241 УПК РФ допускается:
- по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста;
- по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;
- в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, а также их близких родственников, родственников или близких лиц.
3) Закрытое судебное разбирательство по гражданским делам допускается при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.
4) В арбитражных судах закрытое судебное разбирательство допускается при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
Решая вопрос о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании (в случаях, когда это предусмотрено законом), судья руководствуется интересами каждого из участников судебного разбирательства, а также интересами правосудия в целом.
В ст. 241 УПК РФ также предусмотрено, что в целях охраны тайны переписки и телеграфных сообщений личная переписка и личные телеграфные сообщения граждан могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми эта переписка и телеграфные сообщения происходили. В противном случае личные переписка и телеграфные сообщения оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Данные требования применяются также при исследовании материалов фотографирования, аудио- и видеозаписей, киносъемки, носящих личный характер.
Приговоры и решения суда, как правило, провозглашаются публично. При этом законодателем (ч. 7 ст. 241 УПК РФ и ч. 8 ст. 10 ГПК РФ) установлены следующие изъятия из этого правила:
- в случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании на основании определения или постановления суда могут провозглашаться только вводная и резолютивная часть приговора;
- решения судов по гражданским делам объявляются публично, за исключением случаев, если такое объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних (в первую очередь, здесь вновь имеется в виду необходимость соблюдения тайны усыновления (удочерения)).
Значение принципа гласности:
2) слушание дела в открытом судебном заседании, в присутствии граждан позволяет более эффективно оказывать воспитательное воздействие на подсудимого и других лиц, вызванных в судебное заседание;
3) в условиях осуществления принципа гласности в большей мере реализуются воспитательные функции суда;
4) реализация принципа гласности имеет значение как одна из форм контроля общественности за деятельностью суда.
38 вопрос: Принцип национального языка судопроизводства, его значение и законодательное закрепление
В основе организации судебной системы и осуществления правосудия лежат определенные, складывавшиеся веками, постулаты. Воспринятые обществом и государством, постулаты становятся правовыми принципами.
Принципы правосудия – это заложенные в Конституции, ФЗ, ФКЗ и кодексах РФ основополагающие начала организации работы. Это правовое положение, закрепленное в законе.
Все принципы взаимосвязаны, дополняют друг друга.
Государственным языком РФ является русский язык – закрепляет ст.68 Конституции РФ.
В соответствии со ст.10 ФКЗ «О судебной системе»:
1. Судопроизводство и делопроизводство в КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке РФ. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов РФ ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации. В ст.ст. 65 и 66 Конституции РФ перечисляются республики в составе РФ и устанавливается их статус.
Общие положения о языке судопроизводства конкретизируются и уточняются в ст. 12 АПК РФ, ст. 9 ГПК РФ, ст. 18 УПК РФ, ст. 33 ФКЗ О КонСуде РФ.
Так, в соответствии со ст. 18, 132 УПК РФ, ст. 97 ГПК РФ и ст. 109 АПК РФ помощь переводчика оплачивается исключительно за счет средств федерального бюджета.
Следственные и судебные документы вручаются обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой язык, которым он владеет (ст. 18 УПК РФ).
Значение:
1)Это – одно из средств обеспечения суверенитета наций в осуществлении судебной власти
2)Обеспечивается равенство всех граждан перед судом, независимо от нац. принадлежности.
3)В условиях, когда местное население понимает язык, на котором ведется судопроизводство, с одной стороны обеспечивается общественный контроль за деятельностью суда, а с другой у суда есть возможность оказывать воспитательное воздействие на участников процесса и публику.
4)Это одна из гарантий обеспечения обвиняемому право на защиту.
39 вопрос: Презумпция невиновности и обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защитув уголовном судопроизводстве
Презумпция невиновности является одни из основополагающих принципов правосудия. Само понятие «презумпция» означает признание истинности предположения, пока не доказано обратное.
Данный принцип провозглашен международными правовыми документами – в частности, Всеобщей Декларацией прав человека, а стало быть, входит в базовые принципы международного права.
В российском законодательстве презумпции невиновности дается конституционное закрепление. Также она зафиксирована в УПК и КоАП РФ.
Принцип гласит:
- Каждый обвиняемый не может считаться виновным, пока его вины не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
- Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и доводов, приводимых в пользу подозреваемого или обвиняемого защитой, лежит на стороне обвинения.
- Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
- Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.