Обычай и закон как источники римского частного права.

Обычай — это совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте. Обычай — это древнейшая форма обазования римского права.

Черты обычая:

1. Устный источник;

2. Образец поведения (никто не знает момент возникновения и момент прекращения обычая);

3. Не должен иметь конкретного автора;

4. Обычай существует в силу того, что члены общества осознают его как эталон правильного поведения;

5. Санкционирование обычая (ни какая воля государства на применения того же обычая).

Значения обычаев:

1. Заменяли указания других, более определенных источников права. Прежде всего, законов;

2. Свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике

Законодательно это выражается в обще позитивном разделении — это выражает и судебное санкционирование — судебных решений.

Обычай сохранялся чаще всего, распространяясь на какую-то группу людей.

Для признания обычая правовым, т.е. дающим основание для защиты судом, он должен был:

1. Выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;

2. Выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;

3. Воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т.е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могли составить правовое требования обычая.

Специфика правого применения обычая — ссылающийся на обычай должен был сам доказать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался.

Особенность римского правового обычая — неразрывность, понимая обычая с нравами.

Закон (Leges) — главное воплощение римского писаного права. «Законы — это имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистром, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистра и только в пределах его компетенции. Римские законы получали как правило наименование по его инициатору: Закон Корнелия, Закон Аквилия и т.д.

Черты закона:

1. Это текст, т.е. письменная форма;

2. Универсальность для всех;

3. Акт высшей юридической силы;

4. Акты, которые принимался строго определенными органами или лицом, деятельность в пределах своей компетенции (и изменяются и дополняются в том же порядке что и принимается и тем же органом.)

Закон должен был содержать обязательные элементы:

1. praescriptio — вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2. rogatio — текст закона, который мог подразделяться на главы и т.п.;

3. sanctio — последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Классификация законов по Ульпиану:

1. Законы совершенного вида (в качестве санкции в этих законах была предусмотрена ничтожность акта);

2. Закон менее совершенного вида (в качестве санкции за их неисполнение — штраф);

3. Несовершенный вид (в качестве санкции – что-то иное).

6. Эдикты магистратов (преторов) как источник

Римского частного права.

Магистры — это должностные лица, могли принимать подзаконные акты, законы. Преторские эдикты (от слова — говорить) поначалу был устным. По содержанию — перечень отношений, по которым претор давал защиту. По форме — публичная клятва.

Преторский эдикт в классическом варианте принимал сроком на год, т.к. он оглашался претором момент вступления в должность (а обновлялись они раз в год). Эдикт назывался одногодичным.

Компетенция: восполнения пробелов в праве (защита не регулировалась правом отношений). Поспешные эдикты (принимались в период действия годичного эдикта). Но вскоре они были запрещены (если претор все-таки выпускал такой эдикт, то к нему и применялся).

Вечный (постоянный) эдикт — результат кодификации преторского права (на этом праве преторское права прекратило свое существование в этом смысле).

Эдикты — устное объявление магистрата по тому или ному вопросу.

С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике делали (уже в письменной форме) республиканские магистры при вступлении в должность.

Формально эдикт был обязателен только для того магистра, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистра находился у власти (отсюда принадлежащее Цицерону название эдикта lex annua, закон на год). Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение (часть эдикта данного магистра, переходившая в эдикты его преемников, называется edictum tralaticium).

Виды магистратских эдиктов:

- Эдикты эдилов регулировали в основном вопросы торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота;

- Провинциальные эдикты заключали в себе: утверждения местных узаконений и правовых обычаев, нововведения собственно начальников провинций — главным образом в административной, и финансовой сфере, заимствования из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или провинции по усмотрению начальника;

- Преторские эдикты.

При назначении на должность претор издал указ, в котором декларировал те право положения и принципы, которых он будет держать в течение года (срок преторских полномочий).

Претор не посягал на авторитет цивильно права. А помогал их осуществлять, подкрепляя общественные отношения, урегулированные цивильным правом, также и своими исками.

Виды эдиктов:

1. Новые (в них указывались новшества право применения и юридической практики) и перенесенные (претор заявлял, что будет придерживаться практики своего предшественника) эдикты;

2. Постоянные, где указывались право положения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий, и непредвиденные, касавшиеся казусных обстоятельств, либо право применения в отношении отдельных личностей. Законом Корнелия 67г. до н.э. преторам было строго предписано держаться деклараций постоянного эдикта.

Ни претор, ни другие магистры, издавшие эдикты, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы и т.п. Однако в качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать норме цивилизованного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права. Например, претор мог при известных условиях защищать не собственника как собственника, но он не мог не собственника превратить в собственника.

Во II в. н.э. император Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Окончательная редакция «постоянного эдикта» Юлиана (edictium perpetuum) была одобрена императором и объявлена постановлением сената неизменной, однако император оставил за собой право делать дополнения к эдикту.

С этого времени правотворческая деятельность претора (и других магистратов) прекратилась.

Наши рекомендации