Развитие оперативно-разыскной деятельности в советский и современный период

Резкий перелом в развитии оперативно-розыскной деятельности в России произошел в 1917 г. и связан с революцией, когда было уничто­жено профессиональное ядро разыскных подразделений, а их методы объ­явлены антинародными. Но, несмотря на коренные перемены в управлении страной, да и во всех сферах жизни общества, новые органы управления довольно быстро осознали необходимость ведения такой разведыватель­ной деятельности в борьбе как с политическими и внешними врагами, так и с общеуголовной преступностью, и полностью взяли на вооружение ме­тоды, выработанные царской полицией, о чем свидетельствует анализ ве­домственных нормативных актов. Учитывая, что это уже «новая история» и некоторые ее аспекты до сих пор засекречены, коснемся лишь наиболее общих вопросов.

Итак, 25 октября (8 ноября) 1917 г. после вооруженного восстания в Петрограде государственная власть переходит к Всероссийскому Съезду Советов рабочих и солдатских депутатов, исполнительным органом кото­рого является Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). На основании Декрета II Всероссийского съезда Советов при ВЦИК создается Совет Народных Комиссаров (СНК) РСФСР, объединив­ший и возглавивший 13 комиссариатов, в числе которых и Народный ко­миссариат внутренних дел.

28 октября (10 ноября) 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел принимает постановление (Декрет) «О рабочей милиции», которое становится юридической основой создания местной милиции, но при этом милицейские органы еще не имеют штатной структуры.

' См.: ГАРФ. Ф. 102. Оп. 55. Д. 162. Л. 111.

В ноябре 1917 г. на основе структуры дореволюционного министер­ства начали формироваться штаты центрального аппарата НКВД. Основ­ными направлениями деятельности Комиссариата внутренних дел в пер­вые годы советской власти становятся организация, подбор кадров и кон­троль за деятельностью местных советов, контроль за исполнением распо­ряжений центральной власти на местах, охрана «революционного поряд­ка» и обеспечение безопасности граждан, общее руководство профессио­нальной и финансово-хозяйственной деятельностью органов милиции, ис­полнения наказаний, противопожарной охраны, руководство коммуналь­ным хозяйством. Об оперативно-разыскной деятельности в это время, а тем более и специализированных органах, речи пока не шло.

Но уже 20 декабря 1917 г. СНК РСФСР принимает решение о созда­нии Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) по борьбе с контррево­люцией и саботажем. Формируются первые вооруженные отряды ВЧК. Председателем комиссии назначен Ф.Э. Дзержинский. И это был первый аналог политической полиции оперативно-разыскной направленности советского периода.

8 октября 1918 г. НКВД РСФСР принимает положение «Об органи­зации Отдела уголовного розыска» для охраны революционного порядка путем негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом. Этот документ стал юридической основой созда­ния уголовно-разыскной службы в российской милиции.

9 октября 1918 г. В составе Управления рабоче-крестьянской мили­ции создано Центральное управление уголовного розыска (Центророзыск) на правах отдела.

В городах с населением свыше 40 тыс. человек стали создаваться управления (отделения) уголовного розыска, а в городах, где число жите­лей не превышало 40 тыс., - уголовно-разыскные столы (4-6 сотрудни­ков). 19 апреля 1919 г. При Центророзыске открылись курсы работников уголовного розыска. В декабре 1919 г. НКВД РСФСР утверждена Инст­рукция по уголовному розыску, которая обязывала оперативных работни­ков во всех действиях строго руководствоваться «Собранием узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства». Но все это время милиция существовала на принципах добровольности и, как следствие, была слабоуправляема.

И лишь 29-31 января 1920 г. III Всероссийский съезд заведующих отделами управления исполкомов в Общей резолюции по милиции при­знал своевременным переход от принципа добровольности в комплектова­нии милиции к «милиционной повинности», а также посчитал необходимым .ввести в милиции военный метод работы, т. е. систему отдачи приказов.

В октябре 1920 г. созданы самостоятельные органы уголовного ро­зыска на транспорте, построенные по линейному принципу.

2 ноября 1921 г. утверждена первая ведомственная инструкция по оперативной работе, где указывалось, что негласный аппарат призван пре­дупреждать и раскрывать преступления путем заблаговременного осве­домления о предполагающихся и сбора сведений по уже совершенным преступлениям.

6 февраля 1922 г. ВЦИК принял постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР. А 2 ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР создал Объединен­ное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. Председателем ГПУ и ОГПУ до конца своей жизни (20 июля 1926 г.) оста­вался Ф.Э. Дзержинский, которого сменил В.Р. Менжинский, возглавлявший ОГПУ до 1934 г.

То есть существовала концепция разделения политического и обще­уголовного сыска, сохранившаяся до сегодняшнего дня, так как теперь это два разных ведомства, хотя на том этапе разделение еще не было оконча­тельным. Так, 27 декабря 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановле­ние «Об образовании Главного управления рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ СССР», по которому милиция выводится из непосредственного ведения правительств союзных и автономных республик и передается в ОГПУ СССР. Начальник Главного управления милиции при ОГПУ ста­новится одним из заместителей председателя ОГПУ. А 10 июля 1934 г. ЦИК СССР принял постановление «Об образовании общесоюзного Народ­ного комиссариата внутренних дел СССР», в состав которого вошло ОГПУ СССР.

Политическая полиция и в это время имеет более серьезные опера­тивные позиции и достижения, что видно даже из ее структуры. В состав ГУГБ НКВД СССР вошли основные оперативные подразделения бывшего ОГПУ СССР: Особый отдел (00) - контрразведка и борьба с вражескими действиями в армии и на флоте; Секретно-политический отдел (СПО) - борьба с враждебными политическими партиями и антисоветскими эле­ментами; Экономический отдел (ЭКО) - борьба с диверсиями и вредитель­ством в народном хозяйстве; Иностранный отдел (ИНО) - разведка за гра­ницей; Оперативный отдел (Оперод) - охрана руководителей партии и правительства, обыски, аресты, наружное наблюдение; Специальный от­дел (Спецотдел) - шифровальная работа, обеспечение секретности в ве­домствах; Транспортный отдел (ТО) - борьба с вредительством, диверсия­ми на транспорте; Учетно-статистический отдел (УСО) - оперативный учет, статистика, архив.

Общеуголовная полиция в это время концентрировалась в подразде­лении уголовного розыска, но имела свои специфические подразделения на транспорте. Но уже 16 марта 1937 г. в составе ГУРКМ НКВД СССР об­разован новый оперативный отдел по борьбе с хищениями социалистиче­ской собственности и спекуляцией; на местах - отделы и отделения БХСС.

А в апреле 1941 г. в Главном управлении милиции НКВД СССР создан еще один оперативный отдел по борьбе с бандитизмом. Далее органы по­литического и уголовного сыска неоднократно меняли свои названия, объ­единялись и разъединялись, передавали друг другу подразделения, но это были больше политические решения, зависящие от первых лиц органов, а не объективная необходимость. Однако просматривается четкая тенден­ция на более узкую специализацию и дробление оперативно-разыскных органов, что положительно влияло на разработку тактики и методики ре­шения различных специфических задач ОРД, но не всегда повышало эф­фективность, так как создавало дублирование функций и, как следствие, определенную дезорганизацию.

V сессия Верховного Совета СССР приняла Закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР, а народ­ных комиссариатов- — в министерства. НКВД СССР преобразовывается в Министерство внутренних дел (МВД) СССР. А 13 марта 1954 г. проис­ходит окончательное разделение политического и уголовного сысков: Ука­зом Президиума Верховного Совета СССР образован Комитет государст­венной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР.

В это время происходит создание механизма по контролю за ОРД. Так, 24 мая 1955 г. Президиум Верховного Совета СССР издает Указ, ко­торым утверждено новое положение «О прокурорском надзоре СССР», значительно расширяющее права прокуратуры по надзору за органами гос­безопасности и внутренних дел.

В начале 80-х гг. вырабатывается новая форма ОРД: приказом МВД СССР в аппаратах уголовного розыска создана профилактическая служба правонарушений. В ее состав переданы все подразделения профилактики МВД, УВД и горрайорганов внутренних дел, подразделения по борьбе с преступностью несовершеннолетних, а также участковые инспекторы милиции с сохранением за ними их служебных функций. Вновь созданная служба занималась изучением причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению; информированием админист­рации предприятий, учреждений и организаций о выявленных причинах и условиях, внесением предложений по их устранению; разработкой мер по обеспечению воспитательно-профилактического воздействия на лиц, склонных к правонарушениям. 12 сентября 1974 г. распоряжением МВД СССР утверждено «Примерное положение об отделе, отделении (группе) профилактической службы аппаратов уголовного розыска МВД союзных и автономных республик, УВД крайисполкомов».

В декабре 1991 г. Главное управление по борьбе с хищениями социа­листической собственности (ГУБХСС) МВД СССР реорганизовано в Бюро по преступности в экономике криминальной милиции МВД СССР. И в системе ОВД создана самостоятельная оперативная служба противодействия незаконному обороту наркотиков (НОН) во главе с Управлением по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УНОН) МВД России.

В феврале 1992 г. в МВД России образовано Главное управление по организованной преступности (ГУОП), а Бюро по преступности в эконо­мике криминальной милиции МВД СССР и БЭП СКМ Российской Феде­рации слиты в новое подразделение МВД - Главное управление по эконо­мическим преступлениям (ГУЭП) МВД России. Далее названия некоторых оперативных подразделений МВД менялись еще неоднократно. А ведом­ство государственной безопасности полностью меняло вывески. Так, 28 ноября 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев подписал Указ «Об утвер­ждении Временного положения о Межреспубликанской службе безопасно­сти», 6 мая 1991 г. председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин и председатель КГБ СССР В.А. Крючков подписали протокол об образова­нии в соответствии с решением Съезда народных депутатов России Коми­тета государственной безопасности РСФСР, имеющего статус союзно­республиканского государственного комитета.26 ноября 1991 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин подписал Указ о преобразовании КГБ РСФСР в Агентство Федеральной безопасности РСФСР. 24 января 1992 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин подписал Указ об образовании Министерства безопасности Рос­сийской Федерации на базе упраздняемых Агентства федеральной безо­пасности РСФСР и Межреспубликанской службы безопасности. 21 декаб­ря 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин подписал Указ об упразднении Ми­нистерства безопасности и о создании Федеральной службы контрразвед­ки. И, наконец, 3 апреля 1995 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин подписал Закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федера­ции», на основании которого ФСБ является правопреемником ФСК. Возможно, столь частые реорганизации были направлены на ослабление органов безопасности.

Следующей важной вехой явилось законодательное закрепление оперативно-разыскной деятельности. 13 марта 1992 г. Верховным Советом Российской Федерации принят Закон «Об оперативно-розыскной деятель­ности в Российской Федерации», который регламентировал основы орга­низации ОРД, т. е. давал определение, список из двенадцати методов, ну и, конечно, список ведомств, имеющих оперативные подразделения, и это уже были не только МВД и ФСБ.

Но более четко вопрос специализации ОРД разъяснил все-таки Фе­деральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятель­ности», закрепивший оперативно-разыскную деятельность и систему гарантий при проведении оперативно-разыскных мероприятий.

В заключение необходимо отметить, что развитие ОРД и органов, ее осуществляющих, продолжается, и для большей эффективности этого про­цесса необходимо бережное отношение к истории развития сыска, отделе­ние профессиональных достижений от политической подоплеки.

Наши рекомендации