Понятие и правовое регулирование рекультивации земель
Правовое регулирование – пп. 6 п. 1 ст. 13 ЗК РФ; Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»; Приказ Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
В целях охраны земель все пользователи земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановления плодородия почв, вовлечения земель в оборот.
Рекультивация– комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и хозяйственной ценности, нарушенных юридическими лицами и гражданами земель и плодородного слоя почвы, а также на улучшение условий окружающей среды
В содержание рекультивации включается:
1. Проектно-изыскательные работы;
2. Государственно - экологическая экспертиза проекта рекультивации;
3. Работы по снятию плодородного слоя почвы;
4. Очистка территории от производственных отходов;
5. Ликвидация промышленных площадок;
6. Нанесение плодородных пород и плодового слоя почвы;
7. Посадка саженцев и т.д.
Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:
а) Разработке месторождений полезных ископаемых;
б) Проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
в) Складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
г) Строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций;
д) Ликвидации последствий загрязнения земель.
Существует два этапа рекультивации, которые проводятся последовательно:
1. Технический способ, который включает снятие или нанесение плодородных пород, планировку территорий, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв
2. Биологический способ, который включает в себя агротехнические работы по удобрению, посадке специальных культур, и др. Они предусмотрены ГОСТом.
Рекультивация осуществляется за счёт собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с проектом рекультивации. По окончанию работ специальная комиссия осуществляет приемку прокультивированных земель.
Правовая охрана земель
Правовая охрана земель - система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованного изъятия из земель сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, восстановление продуктивности земель.
***Земля в РФ охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Одним из основных принципов земельного права в соответствии со ст. 1 ЗК РФ является приоритет охраны земли как компонента окружающей среды перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
До 2014 года данное конституционное положение дублировалось в п. 1 ст. 12 ЗК РФ. Как отмечали учёные, данный повтор был не случаен, так как усиливал охранительную направленность земельного законодательства. В действующей редакции такого положения в статье 12 нет.***
Ст. 36 Конституции РФ устанавливает ограничение свободы правомочий собственника. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Правовое регулирование охраны земель осуществляется нормами главы 2 ЗК РФ на основе комплексного подхода к управлению земельным фондом, с учетом региональных особенностей. Цели охраны земли можно разделить на 3 группы:
1. Превентивные. Они направлены на предотвращение деградации, загрязнения, и иного нарушения земель. *Упоминалось раньше про захламление. Теперь этот термин исключен из ЗК РФ;
2. Восстановительные. Они призваны обеспечить улучшение и восстановление земель, которые подверглись неблагоприятному воздействию окружающей среды и хозяйственной деятельности.
3. Побудительные. Они направлены на стимулирование использования земель способами, которые обеспечивали бы сохранение экологических систем и качества земли.
В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Содержание охраны земли определяется ст. 13 ЗК РФ, в соответствии с которой собственники земельных участков и иные лица обязаны проводить мероприятия:
1. По защите почв и их плодородия;
2. По защите земель от эрозии, подтопления, заболачивания, загрязнения различными вредными веществами, захламление отходами и от иных процессов, ведущих к деградации земли;
3. По защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями;
4. По ликвидации последствий загрязнения;
5. По сохранению достигнутого уровня мелиорации земель;
6. По рекультивации нарушенных земель, восстановление их плодородия;
7. По сохранению плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В целях повышения заинтересованности правообладателей земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативного воздействия может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель.
Ст. 14 ЗК РФ устанавливает, что земельные участки, которые подверглись радиоактивному или химическому загрязнению и на которых невозможно производство продукции, которая отвечала бы установленным требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключаются из сельскохозяйственного оборота, могут быть переведены в земли запаса для консервации.
Лица, в результате деятельности которых произошло изъятие земель из хозяйственного оборота:
а) Полностью возмещают убытки и потери сельскохозяйственного производства;
б) Компенсируют затраты на дезактивацию земель и на приведение в пригодное состояние либо возмещают собственникам стоимость этих земель.