Понятие источников земельного права
Нередко, понятие источник права обозначает источник правовых норм, т.е. содержание права. В этом смысле можно говорить о материальных условиях развития общества, которые определяют содержание права, регулирующего общественные отношения.
Термин источник права может употребляться в качестве официальной формы выражения и закрепления, а также изменения или отмены действующих правовых норм.
Источник земельного права -нормативный правовой акт, принятый органом государственной власти или органом местного самоуправления, в пределах установленной для него компетенции, который закрепляет, изменяет или отменяет земельно-правовые нормы - юридически обязательные модели поведения участников земельных отношений.
*** В соответствии с п. 1 ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство представляет собой совокупность законодательных актов, принимаемых на уровне РФ и ее субъектов, которыми регулируются земельные отношения, то есть отношения по использованию и охране земель. Т.е. понятие земельное законодательство уже понятия источника земельного права.**
Классификация источников земельного права
а) По иерархии (по вертикали):
1. Конституция РФ;
2. Международные договоры РФ;
3. Специальные законодательные акты, регулирующие общественные отношения в области использования и охраны земель;
4. Иные законодательные акты;
5. Нормативные указы Президента РФ;
6. Нормативные акты органов исполнительной власти;
7. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
8. Нормативные акты органов местного самоуправления.
Особое место среди источников занимают нормативные договоры, правовые обычаи, локальные акты и правоприменительная практика.
б) По предмету регулированияисточники делятся на:
1. Общие. Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как земельные, так и иные общественные отношения. К таким актам относятся, в частности, Конституция.
2. Специальные. Специальные - это акты, целиком посвященные регулированию земельных отношений и вопросам использования и охраны земель (ЗК РФ, Закон РФ «О плате за землю» и т.д.).
б) По характеру правового регулированияисточники делятся на:
1. Материальные. Материальные источники содержат материальные нормы права, устанавливающие права, обязанности и ответственность участников земельных отношений.
2. Процессуальные. Процессуальные регулируют процессуальные отношения в сфере использования и охраны земель (это ГПК, КАС думаю тоже).
в) По форме законодательного актаисточники делятся на:
1. Кодифицированные (например, ЗК РФ);
2. Обычные (например, ФЗ «О мелиорации»).
г) Думаю можно выделить и по территории: действующие на всей территории РФ, например ЗК РФ, и только на конкретной территории – закон субъекта РФ или решение органа МСУ
д) По юридической силе (по горизонтали) можно разделить на законы и подзаконные акты.
е) По хронологии.
Общая характеристика источников земельного права
1. Конституция РФ — основной источник для всех отраслей российского права. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется по всей территории России.
В Конституции устанавливаются:
а) Конституционные положения, устанавливающие основы правового режима земли как природного объекта и природного ресурса (ч. 2 ст. 8 и 9 Конституции).
б) Конституционные положения, устанавливающие право граждан на землю (ч. 1,3,4 ст. 35, ст. 36 Конституции).
в) Конституционные положения, устанавливающие предметы ведения РФ и субъектов РФ в сфере регулирования земельных отношений (п. «д» ст. 71; п. «в», «д», «к» ч. 1 ст. 72; ч. 2,5 ст. 76; п. «г» ч. 1 ст. 114 Конституции).
Федеральные законы.
Федеральные законы делятся на кодифицированные (ЗК РФ, ГК РФ и др.) и обычные (ФЗ от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель»).
Важнейшее место в системе земельного законодательства занимает ЗК РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ. Это кодифицированный комплексный нормативный правовой акт, регулирующий почти все виды общественных земельных отношений и содержащий основополагающие нормы для развития иных источников земельного права.
Важное значение имеет ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ». Большое значение имеют нормы этого закона, которые определяют порядок переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования, приватизации земельных участков, занятых недвижимым имуществом, установление арендной платы и цены земельных участков в случае их приватизации.