Причины безнадзорности несовершеннолетних
Причины и условия безнадзорности несовершеннолетних. На неправомерные действия несовершеннолетних, прежде всего, влияют общие криминогенные факторы (на макроуровне), которые являются следствием глубинных социально-экономических, политических, морально-психологических противоречий. Стратификация общества, социально-экономическое неравенство, отсутствие реальных возможностей удовлетворения материальных и нематериальных потребностей, бедность, вынужденная трудовая миграция, смерть родителей, распад семей - вот некоторые из таких факторов.
Что касается причин и условий данного вида действий, то необходимо выделить как обстоятельства, порождающие делинквентность в сфере формирования личности, так и факторы, связанные с конкретной неблагоприятной ситуацией.
Отметим, что непосредственной причиной подобного поведения несовершеннолетних является антиобщественная мотивация (направленность) конкретного лица.
Существуют многочисленные объяснения преступного поведения детей, воплотившиеся в соответствующих теориях. Большинство из таких теорий сконцентрированы на роли тех или иных составляющих микросреды, которые негативно влияют на процесс социализации несовершеннолетних. Такие теории основном можно отнести к социологическим.
Именно на микроуровне проблемы в семье, в школе, среди ближайшего окружения объединены с проблемами переходного возраста и здоровья, приводят к появлению среди несовершеннолетних большой группы риска. Как считают криминологи разных стран, трудно точно определить количество таких детей. Примерный состав группы риска - почти 25% всех несовершеннолетних до 17 лет. Именно такие дети чаще имеют проблемы с законом. В группу риска входят беспризорные дети, которых в России насчитывается около 700 тыс только зафиксированных госструктурами.
Рассмотрим некоторые факторы (причины), под влиянием которых формируется такое лицо несовершеннолетнего, обуславливающие совершение тех или иных поступков с негативной или преступной окраской.
Роль семьи в становлении молодого человека является решающим. Как подтверждают исследования украинских и западных криминологов, важно эмоциональную связь ребенка с родителями или одним из них. Если нет эмоционального контакта и привязанности в семье, в поведении несовершеннолетних развиваются разного рода отклонения от нормы.
Даже негативные макроэкономические воздействия могут нивелироваться правильным воспитанием. Сплоченные семьи, которым присущи последовательные действия родителей по отношению к детям, эффективный контроль, прочные эмоциональные связи, могут преодолеть неблагоприятные социальные условия. Дети, которые воспитываются в таких семьях, имеют относительно небольшие шансы превратиться в правонарушителей.
И наоборот, во внешне благополучной и материально обеспеченной семье могут расти эгоистичны, бездушные к чувствам других несовершеннолетние, которые демонстрируют пренебрежение к морально-правовых правил и норм общества, поскольку именно такое поведение они наблюдали в своей семье.
Агрессивное поведение детей нередко связана с насилием в семье со стороны родителей. Ведь очень часто она является первым шагом, который приводит к совершению преступлений. Статистика свидетельствует, что 70% родителей, которые жестоко обращались с детьми, в детстве подвергались именно такого поведения.
Практические работники наблюдают, что несовершеннолетние преступники в основном отличались жестоким обращением с животными. Снижение порога чувствительности, желание получить наслаждение от наблюдения страданий «братьев наших меньших» является серьезным индикатором, указывающим на высокую вероятность повторения такого поведения по отношению к людям.
Подавляющее большинство семей, в которых жили несовершеннолетние правонарушители, имела враждебную атмосферу: в них преобладали ложь, ругательства, бесчинства, а материальный уровень и уровень культуры и образования родителей был низким.
Ряд негативных факторов в системе общеобразовательной школы и профессионально-технических заведений, которые являются важнейшими институтами воспитания ребенка, могут объективно и субъективно приводить к формированию антисоциального мотивации. К таким негативным факторам относятся: отсутствие индивидуального подхода к каждому ученику как через отягощенность педагогических работников, так и низкие профессиональные способности некоторых из них; восприятия педагогами учеников и их родителей как источника получения дополнительного заработка и вследствие этого несправедливое оценивание знаний учащихся (меркантильный или коррупционный подход); отсутствие программ, рассчитанных на неодинаковые способности детей. Эти факторы во многом связаны с унижением роли и миссии учителя в обществе, с отсутствием адекватного материального стимулирования его работы.
Серьезно влияет на формирование личности ребенка сфера проведения досуга. Что касается несовершеннолетних правонарушителей, то именно бессмысленное, праздное проведения свободного времени в группе сверстников или старших товарищей вместе с бутылкой спиртного, сигаретами приводит к тому, что такой образ жизни становится привычкой, затем соответствующие потребности. Потребность в самоутверждении при отсутствии положительных наклонов и соответствующих возможностей приводит к негативным форм активности.
Большое количество детей, которых можно назвать детьми улицы, является тем благоприятным фактором, который увеличивает их вовлечения в проституцию, насилие, употребление (распространение) наркотиков, торговлю людьми, трудовую эксплуатацию.
Особой криминогенностью отмечаются пригородные зоны, где близость к образцам материального успеха наталкивается на недостаточность доступа к законным средствам его достижения, что приводит к агрессии, к формированию устойчивых подростковых групп криминальной направленности.
Макросреда может негативно влиять на формирование личности ребенка через средства массовой информации. Интенсивность информационных воздействий увеличилась за короткий промежуток времени. Однако наиболее мощные источники предоставления информации (телевидение, газеты, радио, не говоря уже об Интернете) в тандеме с рекламными агентствами начали концентрироваться на пошловатых, примитивных, порой жестоких образцах массовой культуры. Некоторые из них непосредственно пропагандируют насилие, распущенность. Поскольку для подросткового возраста характерно подражание поведению взрослых, то ежедневное созерцание и восприятие именно такой информации во многом образует искаженное мировоззрение ребенка.
В последнее время все большее распространение теории, акцентируют внимание на таких процессах, как «включенность / исключенность» как одного из источников уголовного и девиантного поведения. Лица, которые подпадают под категорию «исключены» - это те, кто не имеет возможности для нормального существования. Они составляют социальную базу различных негативных явлений (алкоголизм, наркотизм, проституция, попрошайничество и др.) «Исключены» является следствием большой стратификации общества. Например, разница между доходами богатых и бедных в России в 7-10 раз больше, чем в государствах Западной Европы и США. Исключение происходит постепенно, путем накопления трудностей, разрыва социальных связей, дисквалификации, кризиса идентичности.
Под детской безнадзорностью понимается "отсутствие или недостаточность контроля за поведением и деятельностью детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей" . Безнадзорность выражается в отдалении детей от семьи, потере семейных и социальных ценностей.
Федеральный закон Российской Федерации "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в категории таких детей, "контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц". [6]
Криминальная ситуация обусловливает необходимость интенсивного развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также улучшение ее для удовлетворения текущих потребностей семьи, общества и государства.
По состоянию на 1 января 2017 года, количество детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в России 290140 тыс. человек.В конце 2016 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состояло 142.8 тыс. несовершеннолетних в 2014 году - 159,8 тыс. несовершеннолетних. Преступлений в 2017году 24205 тыс. за период январь-июль, в 2016 году - 53736 тыс, в 2015 году - 61833тыс. преступлений.
Снизилось количество правонарушений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения (в 2017 году - 6,7 тыс. человек в 2016 году до 7,6 тыс.).
По-прежнему актуальна проблема повторной преступности несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции.
В 2016 году 3082 человек (15,5 процента) из числа несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, ранее привлекавшийся к уголовной ответственности, более 5,5 тыс. человек (27,7 процента), осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
В течение ряда лет сохраняется высокая криминальная активность подростков младших возрастов.
Так, в 2016 году на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних было поставлено 28 млн. несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности . По сравнению с 2015 годом их число увеличилось на 6,1 процент. В последние годы, большее количество в совершении незначительных преступлений было в состоянии наркотического опьянения. Количество таких преступлений в 2016 году составило 596, в 2017 году - 535.
Особого внимания требуют такие антиобщественные действия, как запугивание, травля ребенка со стороны одноклассников, распространение ложной информации в социальных сетях. Которые априори воспринимаются ребенком исключительно тяжело.
Нередки случаи размещения в сети "Интернет" видеороликов со сценами избиения, пыток и других насильственных действий в отношении детей и подростков, что значительно усугубляет психологические травмы жертв, к тому же тот факт распространения в сетях похожих видео способствует повышению уровня насилия в отношении несовершеннолетних и провоцирует их на подобные съемки.
В 2016/17 учебном году, несмотря на увеличение за последние 3 года на 14% количества педагогов-психологов в образовательных организациях, каждый из специалистов имел примерно 880 учащихся, для сравнения в 2015/16 учебном году это было 652 учащихся.
Сохраняет актуальность проблема развития в каждом субъекте Российской Федерации инфраструктуры, необходимой для обеспечения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, реабилитации, а так же и коррекции поведения.
В 2016 году помощь несовершеннолетним была осуществлена центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в шестидесяти пяти субъектах Российской Федерации.
Недостаточно используются ресурсы из специальных учебно-воспитательных учреждений областного подчинения в реабилитации и социализации детей и подростков с ярко выраженным негативным, асоциальным поведением.
По состоянию на 1 января 2017 года, в 48 регионах функционирует 68 образовательных учреждений для учащихся с общественно опасным поведением, нуждающихся в специализированных условиях воспитания, обучения и требующих определенного педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения).
Нам необходимо совершенствовать систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая комплекс социальных, правовых, психолого-педагогических, медико-социальных, образовательных, в том числе воспитательных и иных мер, направленных на выявление и устранение первопричин и условий, способствующих появлению правонарушений и антиобщественного поведения несовершеннолетних. Эти меры должны быть направлены на первичную профилактику и коррекцию поведения детей и подростков на основе современных научных методов, ресурсов и возможностей. Так же должна быть реализована программа индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями которые находятся в социально опасном положении.
Таким образом, бездомные дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью родителей. Ряд исследователей относит этих детей в "группу риска":
1)дети с проблемами в развитии, не имеют ярко выраженной клинико-патологической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных, не имеющий юридической силы обстоятельств;
3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4) детям из семей, находящихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5)дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической проблемой.
Исследования, проводимые в стране, позволяют выделить ряд причин, способствующих росту безнадзорности, среди которых рост числа асоциальных семей:
1)безработные родители;
2)беженцы и вынужденные переселенцы;
3)нестабильные браки , разводы;
4)низкий уровень благосостояния семьи;
5)негативный опыт отношений с родителями;
6)неготовность школы оказывать социально-педагогическую поддержку.
Социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и т. д.);
Социально-педагогические причины (невнимание родителей и школьных проблем ребенка, частые конфликты в семье и школе и др.);
Психолого-педагогические причины (плохой уровень доступа к образованию, негативное отношение ребенка к школе, негативный опыт в классном коллективе и т. д.).
Какая бы причина не обусловила попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую адекватную жизнедеятельность. Причины и условия безнадзорности несовершеннолетних
На неправомерные действия несовершеннолетних прежде всего влияют общие криминогенные факторы (на макроуровне), которые являются следствием глубинных социально-экономических, политических, морально-психологических противоречий. Стратификация общества, социально-экономическое неравенство, отсутствие реальных возможностей удовлетворения материальных и нематериальных потребностей, бедность, вынужденная трудовая миграция, смерть родителей, распад семей - вот некоторые из таких факторов.
Что касается причин и условий данного вида действий, то необходимо выделить как обстоятельства, порождающие делинквентность в сфере формирования личности, так и факторы, связанные с конкретной неблагоприятной ситуацией.
Отметим, что непосредственной причиной подобного поведения несовершеннолетних является антиобщественная мотивация (направленность) конкретного лица.
Существуют многочисленные объяснения преступного поведения детей, воплотившиеся в соответствующих теориях. Большинство из таких теорий сконцентрированы на роли тех или иных составляющих микросреды, которые негативно влияют на процесс социализации несовершеннолетних. Такие теории основном можно отнести к социологическим.
Именно на микроуровне проблемы в семье, в школе, среди ближайшего окружения объединены с проблемами переходного возраста и здоровья, приводят к появлению среди несовершеннолетних большой группы риска. Как считают криминологи разных стран, трудно точно определить количество таких детей. Примерный состав группы риска - почти 25% всех несовершеннолетних до 17 лет. Именно такие дети чаще имеют проблемы с законом. В группу риска входят беспризорные дети, которых в России насчитывается около 700 тыс.
Рассмотрим некоторые факторы (причины), под влиянием которых формируется такое лицо несовершеннолетнего, обуславливающие совершение тех или иных поступков с негативной или преступной окраской.
Роль семьи в становлении молодого человека является решающим. Как подтверждают исследования украинских и западных криминологов, важно эмоциональную связь ребенка с родителями или одним из них. Если нет эмоционального контакта и привязанности в семье, в поведении несовершеннолетних развиваются разного рода отклонения от нормы.
Даже негативные макроэкономические воздействия могут нивелироваться правильным воспитанием. Сплоченные семьи, которым присущи последовательные действия родителей по отношению к детям, эффективный контроль, прочные эмоциональные связи, могут преодолеть неблагоприятные социальные условия. Дети, которые воспитываются в таких семьях, имеют относительно небольшие шансы превратиться в правонарушителей.
И наоборот, во внешне благополучной и материально обеспеченной семье могут расти эгоистичны, бездушные к чувствам других несовершеннолетние, которые демонстрируют пренебрежение к морально-правовых правил и норм общества, поскольку именно такое поведение они наблюдали в своей семье.
Агрессивное поведение детей нередко связана с насилием в семье со стороны родителей. Ведь очень часто она является первым шагом, который приводит к совершению преступлений. Статистика свидетельствует, что 70% родителей, которые жестоко обращались с детьми, в детстве подвергались именно такого поведения.
Практические работники наблюдают, что несовершеннолетние преступники в основном отличались жестоким обращением с животными. Снижение порога чувствительности, желание получить наслаждение от наблюдения страданий «братьев наших меньших» является серьезным индикатором, указывающим на высокую вероятность повторения такого поведения по отношению к людям.
Подавляющее большинство семей, в которых жили несовершеннолетние правонарушители, имела враждебную атмосферу: в них преобладали ложь, ругательства, бесчинства, а материальный уровень и уровень культуры и образования родителей был низким.
Ряд негативных факторов в системе общеобразовательной школы и профессионально-технических заведений, которые являются важнейшими институтами воспитания ребенка, могут объективно и субъективно приводить к формированию антисоциального мотивации. К таким негативным факторам относятся: отсутствие индивидуального подхода к каждому ученику как через отягощенность педагогических работников, так и низкие профессиональные способности некоторых из них; восприятия педагогами учеников и их родителей как источника получения дополнительного заработка и вследствие этого несправедливое оценивание знаний учащихся (меркантильный или коррупционный подход); отсутствие программ, рассчитанных на неодинаковые способности детей. Эти факторы во многом связаны с унижением роли и миссии учителя в обществе, с отсутствием адекватного материального стимулирования его работы.
Серьезно влияет на формирование личности ребенка сфера проведения досуга. Что касается несовершеннолетних правонарушителей, то именно бессмысленное, праздное проведения свободного времени в группе сверстников или старших товарищей вместе с бутылкой спиртного, сигаретами приводит к тому, что такой образ жизни становится привычкой, затем соответствующие потребности. Потребность в самоутверждении при отсутствии положительных наклонностей и соответствующих возможностей приводит к негативным форм активности.
Большое количество детей, которых можно назвать детьми улицы, является тем благоприятным фактором, который увеличивает их вовлечения в проституцию, насилие, употребление (распространение) наркотиков, торговлю людьми, трудовую эксплуатацию.
Особой криминогенностью отмечаются пригородные зоны, где близость к образцам материального успеха наталкивается на недостаточность доступа к законным средствам его достижения, что приводит к агрессии, к формированию устойчивых подростковых групп криминальной направленности.
Макросреда может негативно влиять на формирование личности ребенка через средства массовой информации. Интенсивность информационных воздействий увеличилась за короткий промежуток времени. Однако наиболее мощные источники предоставления информации (телевидение, газеты, радио, не говоря уже об Интернете) в тандеме с рекламными агентствами начали концентрироваться на пошловатых, примитивных, порой жестоких образцах массовой культуры. Некоторые из них непосредственно пропагандируют насилие, распущенность. Поскольку для подросткового возраста характерно подражание поведению взрослых, то ежедневное созерцание и восприятие именно такой информации во многом образует искаженное мировоззрение ребенка.
В последнее время все большее распространение теории, акцентируют внимание на таких процессах, как «включенность / исключенность» как одного из источников уголовного и девиантного поведения. Лица, которые подпадают под категорию «исключены» - это те, кто не имеет возможности для нормального существования. Они составляют социальную базу различных негативных явлений (алкоголизм, наркотизм, проституция, попрошайничество и др.) «Исключены» является следствием большой стратификации общества. Например, разница между доходами богатых и бедных в России в 7-10 раз больше, чем в государствах Западной Европы и США. Исключение происходит постепенно, путем накопления трудностей, разрыва социальных связей, дисквалификации, кризиса идентичности.
Экономические и идеологические кризисы вызвали резкий рост числа детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Детей, привлекаемых, к с безнадзорности, к алкоголю, наркотикам, преступной деятельности. Это привело государство к необходимости защиты и поддержки таких проблемных детей, активно притягиваемых полем экономического и идеологического кризиса. Успешность социально-педагогической поддержки ребенка, подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, объективно связана с необходимостью решения социальных проблем, возникающих в ходе социально-экономических преобразований.
В научной литературе эти проблемы классифицируются следующим образом:
проблема свободы выбора и социальной работы, проблем реализации интересов и потребностей ребенка, установления социального статуса и др.;
проблемы социальной адаптации и дезадаптации трудности усвоения и приспособления к существующим нормам социальной жизни, трудности в разрушении тех норм, которые являются социально опасными, несут угрозу жизни или здоровью ребенка; интересов и возможностей .
Эффективное решение этих проблем возможно только в рамках формирующейся государственной социальной политики. Однако, по мнению М. С. Мартыновой, к настоящему времени проблемы ребенка не рассматриваются государством и обществом целостно. Негативную роль в решениях этих проблем играет ведомственная разобщенность.
Сегодня мы можем сказать, что система социального воспитания несовершеннолетних в новых социально-экономических условиях находится в стадии формирования.
Организационная система социально-педагогической поддержки зависит от ведомственных и муниципальных органов управления образованием. Важным фактором является открытость системы социально-педагогической поддержки безнадзорного ребенка. Необходимо создание действенных механизмов ранней диагностики проблем детства, в том числе безнадзорности, что обеспечит предупреждение факторов риска, конфликтов и кризисных ситуаций, а также сохранит и укрепит благоприятные для развития ребенка условия.
Роль семьи в социальном воспитании:
Исследования, проведенные исследователями, для определения модели родительской семьи, где дети встают на путь асоциального поведения:
1) нестабильный брак или родители в разводе;
2) взаимные отношения между членами семьи,
3) низкий уровень благосостояния;
4)наличие в семье безработных;
5)наличие членов семьи с асоциальным поведением;
6)частые социальные контакты членов семьи с носителями асоциальных форм поведения.
Исследования показывают негативные тенденции роста числа таких семей. Однако, бесспорным является тот факт, что семья может и должна взять на себя главную ответственность за воспитание своих детей. Но это будет возможно при наличии государственной социальной политики, которая способствовала включению семьи в посредничестве (семья, школа) в процессе социализации ребенка. Опыт многих семей показывает, что там, где родители-первые учителя, воспитатели, которые всегда рядом со своими детьми, понимают и любят их, совместно ищут выход из трудных ситуаций, в том случае ребенок не останется незамеченным.
Роль школы в социальном воспитании:
Школа как социальная среда может провоцировать различное поведение ребенка. Фактором которым в формировании социального поведения является в первую очередь отношений в семье, в школе. Поэтому, очень важно, что школа была создана для обеспечения развития.
Среди причин, по которым дети и подростки покидают школу, являются следующие:
1) отсутствие готовности школы к работе с "проблемными" детьми; "скрытого отсева";
2) образование со стороны студентов негативный опыт обучения;
3) проблемы со здоровьем;
4) физическое и моральное насилие учителей.
5) плохое поведение;
6) неуспеваемость;
7) отсутствие интереса к учебе и т. д.
Анализ этих причин позволяет говорить о необходимости школы как о мерах общей профилактики, создание условий для активного участия учащихся в жизни школы, предупреждения, потеря интереса к школе, школьной неуспеваемости и специальных профилактических мер по выявлению лиц, нуждающихся в особом педагогическом внимании, индивидуальной работе.