Глава 1. Правовая характеристика несовершеннолетних, причины их безнадзорности

Введение

По результатам исследований многие специалисты утверждают, что чем в более раннем возрасте ребёнок начинает проявлять асоциальное поведение , тем больше возрастает вероятность усугубления и закрепления негативных норм поведения на всех стадиях взросления и становления личности. На этом основании можно утверждать, что рецидивизм как явление произрастает из корня проступков в детском возрасте и преступлений в подростковом, совершенных в приблизительном периоде 9-16 лет. Аналитическая составляющая биографий многих преступников, особенно преступников - рецидивистов практически доказывает, что они в большей массе ступили на преступную стезю именно в среднем подростковом возрасте (12-15 лет). Многие из них совершили антиобщественные, а местами несущие угрозу здоровью и имуществу действия, до достижения возраста уголовной ответственности. Преступные сообщества несовершеннолетних, систематически, уже можно сказать на протяжении десятилетий обращают на себя внимание правоохранительной системы и привлекаются к тем или иным видам ответственности.

Явление асоциального, аморального антиобщественного и местами откровенно опасного для окружающих поведения подростков, не достигших возраста уголовной ответственности, в настоящее время весьма актуально для общества, в нашей стране ежегодно насчитывается до 700 000 так называемых « детей улицы». Создание им приемлемых, не говоря уже о достойных условиях воспитания и образования является важнейшей задачей государства и общества на сегодняшний день, поскольку родители этих детей оказались бессильны в сложившейся ситуации.

Начиная совершение правонарушений в несовершеннолетнем возрасте, многие подростки больше не могут остановиться: противозаконное поведение, общение с другими преступниками, моральная удаленность от позитивных социальных групп общества, прежде всего от родственников и друзей, становится привычкой и образом жизни для подростка. Таким образом, они встают на путь криминальной жизни. Некоторые становятся частью преступных групп, другие нарушают законы Российской Федерации в одиночку, третьи употребляют наркотики и опускаются на дно подростковой жизни.

На данный момент преступность несовершеннолетних составляет около 10-15% от общего числа преступлений. Очень часто несовершеннолетние совершают преступные действия против собственности. У80% несовершеннолетних правонарушителей, самое важное место занимает кража, а затем грабежи и вымогательство. Уголовные процессуальные акты против общественной безопасности и общественного порядка (как правило, это хулиганство) составляют около 7%. Общественная мораль - около 6%, преступления против человека - около 3%.

Если сравнить это с советским периодом, статистика показывает, что число правонарушений совершенное подростками, растет практически в геометрической прогрессии, это напрямую связано незаконным производством, приобретением, хранением, транспортировкой, передачей или продажей наркотических и психотропных веществ. В последние годы возрастает количество преступлений совершенных в состоянии наркотического опьянения. Согласно статистическим данным, в 2017 году, по сравнению с 2016 годом, их доля в подростковых преступлениях увеличилась практически вдвое . В это же время вымогательство с применением насильственных действий возросло также вдвое. За последние несклько лет произошло значительное увеличение числа убийств, совершенных несовершеннолетними, попытки убийства и нанесения серьезного вреда здоровью человека.

Некоторые насильственные преступные действия несовершеннолетних имеют весьма негативный характер вандализма, слепой ярости и необоснованного поведения. Очень часто в последнее время они просто пытаются уничтожить людей или вещи, не осознавая, против кого или чего именно, их агрессивное поведение направлено. К примеру это часто происходит в небольших (8-12 человек), неформальных сообществах подростков, или в беспорядках футбольных фанатов.

Среди важнейших факторов, влияющих на рост детской и подростковой преступности, такие выдающиеся ученые как Ш. А. Монашвили, К. Д. Ушинский, В. В. Лихачев первоочередное отмечали нагрузку на детей в школе, взаимоотношения учитель - ученик, отсутствие внимания к возрасту и индивидуальным особенностям и потребностям детей младшего и среднего школьного возраста в образовании, воспитании, в случаях гиподинамии или гиперреактивности. На фоне вышеперечисленного необходимо отыскать пути и средства решения этой действительно глобальной проблемы в рамках психолого-педагогической науки на уровне первичных социальных связей.

Целью работы является исследование особенностей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современной России.

Объектом исследования выступает правовая характеристика несовершеннолетних, причины их безнадзорности.

Предмет данного исследования изучение профилактических мер противоправного поведения несовершеннолетних.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

1. Рассмотреть правонарушения несовершеннолетних как объект профилактического воздействия и изучить нормативно-правовые основы профилактики преступлений несовершеннолетних.

2. Проанализировать причины возникновения безнадзорности в современных условиях, психологические аспекты социализации несовершеннолетних.

3. Раскрыть особенности социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями в учреждениях закрытого типа.

Постепенно сформировать структуру работы. Диплом состоит из двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

Заключение

Одной из наиболее актуальных и социально значимых проблем и задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является, несомненно, поиск путей снижения роста преступности среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой проблемы объясняется не только тем фактом, что в стране сохраняется довольно сложная криминальная ситуация, но прежде всего потому, что все больше и больше несовершеннолетних вовлечены в организованную преступность, преступные группы, созданные подростками, совершают опасные преступления. Такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления социального равновесия и процветания в ближайшем будущем.

Основой для решения проблем детского пренебрежения является профилактическая работа с семьями, прежде всего с семьями в социально опасной ситуации - малообеспеченные, неполные; Семьи, где есть безработные, которые злоупотребляют алкоголем. Государство и общество должны выступать гарантом социальной защиты этой категории детей, брать на себя ответственность и создавать достаточные ресурсы - экономические, социальные, духовные, моральные - для обеспечения детей в трудных жизненных ситуациях с условиями нормальной жизни, изучения, Развитие личности, профессиональная подготовка, социальная адаптация, в какой-то мере компенсирующая отсутствие родительской заботы.

В то же время стратегическая цель - обеспечить приемлемый уровень жизни для семей с детьми, укрепить нравственную и образовательную функцию семьи, что может существенно повлиять на уменьшение числа беспризорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и цели совершенствования общего учебного заведения определяются следующим образом:

- обеспечение социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с нарушениями развития, расстройствами или проблемами обучения;

- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасной ситуации, а также тех, кто не посещает или систематически пропускает школу по неуважительным причинам;

- выявление семей в социально опасной ситуации и оказание им помощи в воспитании детей;

- обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и других кругов, клубов и участие несовершеннолетних в них;

- реализация мер по реализации программ и методов, направленных на развитие законопослушного поведения подростков.

Согласно действующему законодательству, государство обеспечивает свою безопасность всей совокупной властью, то есть за обеспечение национальной безопасности несут ответственность все государственные органы, а не отдельные ведомства. Задача состоит в том, чтобы органы государственной власти и государственного управления на всех уровнях знали об их обязательном участии в решении проблем национальной безопасности и не пытались переложить эту функцию только на правоохранительные органы. Конечной целью безопасности является предотвращение преступлений в целом и, в частности, молодежной среды.

Государство, которое может признать потенциального преступника как объект превентивной защиты, не просто формально умножает ценность и значение своей превентивной деятельности, демонстрирует гуманизм, заботясь о людях, склонных к общественно опасным действиям. Оно непосредственно защищает свои интересы, таким образом, поскольку потеря любого честного, законопослушного молодого гражданина является реальным ощутимым ущербом для государства и общества.

Список литературы

Нормативно правовые акты:

1. Конституция Р.Ф. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30.12.2008 N 6- ФКЗ , от 30.12.2008 № 7 – ФКЗ, от 05.02.2014 N 2- ФКЗ , от 21.07.2014 N 11- ФКЗ ) // Российская газета. – 25 декабря 1993г.- № 237.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. От 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ.- 1996 .- №25. Ст.2954.

3.Кодекс об административных правонарушений. Принят государственной Думой 20 декабря 2001 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года (в ред. От 25.04.2002 N 112-ФЗ, от 30.10.2002 N 130-ФЗ) // Собрание законодательства РФ . - 1996. - №2. - Ст. 198.

4.Федеральный Закон №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15.Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года. Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года. (С изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) //Российская газета- 13 декабря 1995 г. - № 211

5.Федеральный закон N 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года. (С изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 3. - Ст. 178.

6.Федеральный Закон №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15.Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года. Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года. (С изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) //Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 4. - Ст. 134.

7.Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 427-ФЗ “О внесении изменений "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа”. Принят Государственной Думой 22 декабря 2010 года. Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года. (С изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета. - 23 декабря 1994 г - № 239.

Список Литературы:

8. Ермаков В. Д. Криминологическая характеристика возрастных параметров правовой ответственности несовершеннолетних. — Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2013. — 112с. 2.

9. Баженов В.Д Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. — М.: Наука, 2004. — 238с. 3. Тхакохов А. А. О проблеме правового воспитания подростков //Молодой ученый. 2014. № 3. — С. 685–686. 4.

10. Панкратов В. В. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних правонарушителей. — М.: Книга, 2011. — 153с. 4. Лебедев Д. И. Детское общественное движение переходного периода: тенденции, противоречия, перспективы // Внешкольник. 2009. № 25.- С. 93–99. 6.

11. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 338с.

12. Першина Н. В., Заостровцева М. Н. Довеянный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. — М.: ТЦ Сфера, 2011–194с.

13. Баженов В.А. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями: Учебное пособие. – М.: Логос-М, 2005. – 116 с.

14. Блохина Н.Е. Организационно-экономический механизм мер профилактики безнадзорности детей в регионе / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – М.: ОПМТ РАГС, 2006. – 119 с.

15. Криминология: Учебник для вузов– 2-е изд., переработанное. и доп. / Под ред. Малкова В.Д. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. – 218 с.

16. Садовская Ю. Беспризорников гораздо больше, чем мест для них в детских приютах//Аргументы и факты.- 2016.- №4.

17. Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.-2005.- №7.

18. Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004. №3

19. Балакин Ж.К., Как мы боремся с беспризорностью. // Итоги, 2001 г., № 20. Жуков С. Наедине со свободой: детская беспризорность в РФ / С. Жуков // Человек и закон. — 2000. —№2. — 30 с.

21. Кравчук Н. Защита прав ребенка в семье / Н. Кравчук / Защити меня. — 2014. — № 3. — 40 с.

22. Климанова Г.И., Федоровская Т.А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Аналитический вестник. Сер. № 46 «Основные проблемы социального развития России», 2015. № 20 (176). – 24 с.

23. Дорошева Г.И. Новые подходы в деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей по решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Г.И. Дорошева // Социальное обслуживание. — 2016. — № 3. — 50 с.

24. Ермаков В. Д. Криминологическая характеристика возрастных параметров правовой ответственности несовершеннолетних. — Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2013. — 112с. 2.

25. Тхакохов А. А. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 882-884.

26. Детская беспризорность и детский дом. //Сборник. /Под ред. С. С. Тиханова, В. Л. Швейцар, В. М. Васильевой. М.

27. Мартынова М.С. Социальная работа с детьми группы риска / М.С. Мартынова и др.— М.: Социальный проект, 2003. – 80 с.

28. Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). - М.: Проспект, 2009. – 160 с.

Периодические издания:

29. Мартынова, М.С. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними: социально-педагогическая технология. // Высшее образование сегодня. – 2007. - № 5. – С.17-19.

30. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию// Российская газета. - 2004. - № 109.

31. Криминология: Учебник для вузов– 2-е изд., переработанное. и доп. / Под ред. Малкова В.Д. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. – С. 270.

32. Блохина Н.Е. Организационно-экономический механизм мер профилактики безнадзорности детей в регионе / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – М.: ОПМТ РАГС. – С. 56-57.

33. "Правовые проблемы профилактики правонарушений" \\ Труды Академии МВД 2012г.

Введение

По результатам исследований многие специалисты утверждают, что чем в более раннем возрасте ребёнок начинает проявлять асоциальное поведение , тем больше возрастает вероятность усугубления и закрепления негативных норм поведения на всех стадиях взросления и становления личности. На этом основании можно утверждать, что рецидивизм как явление произрастает из корня проступков в детском возрасте и преступлений в подростковом, совершенных в приблизительном периоде 9-16 лет. Аналитическая составляющая биографий многих преступников, особенно преступников - рецидивистов практически доказывает, что они в большей массе ступили на преступную стезю именно в среднем подростковом возрасте (12-15 лет). Многие из них совершили антиобщественные, а местами несущие угрозу здоровью и имуществу действия, до достижения возраста уголовной ответственности. Преступные сообщества несовершеннолетних, систематически, уже можно сказать на протяжении десятилетий обращают на себя внимание правоохранительной системы и привлекаются к тем или иным видам ответственности.

Явление асоциального, аморального антиобщественного и местами откровенно опасного для окружающих поведения подростков, не достигших возраста уголовной ответственности, в настоящее время весьма актуально для общества, в нашей стране ежегодно насчитывается до 700 000 так называемых « детей улицы». Создание им приемлемых, не говоря уже о достойных условиях воспитания и образования является важнейшей задачей государства и общества на сегодняшний день, поскольку родители этих детей оказались бессильны в сложившейся ситуации.

Начиная совершение правонарушений в несовершеннолетнем возрасте, многие подростки больше не могут остановиться: противозаконное поведение, общение с другими преступниками, моральная удаленность от позитивных социальных групп общества, прежде всего от родственников и друзей, становится привычкой и образом жизни для подростка. Таким образом, они встают на путь криминальной жизни. Некоторые становятся частью преступных групп, другие нарушают законы Российской Федерации в одиночку, третьи употребляют наркотики и опускаются на дно подростковой жизни.

На данный момент преступность несовершеннолетних составляет около 10-15% от общего числа преступлений. Очень часто несовершеннолетние совершают преступные действия против собственности. У80% несовершеннолетних правонарушителей, самое важное место занимает кража, а затем грабежи и вымогательство. Уголовные процессуальные акты против общественной безопасности и общественного порядка (как правило, это хулиганство) составляют около 7%. Общественная мораль - около 6%, преступления против человека - около 3%.

Если сравнить это с советским периодом, статистика показывает, что число правонарушений совершенное подростками, растет практически в геометрической прогрессии, это напрямую связано незаконным производством, приобретением, хранением, транспортировкой, передачей или продажей наркотических и психотропных веществ. В последние годы возрастает количество преступлений совершенных в состоянии наркотического опьянения. Согласно статистическим данным, в 2017 году, по сравнению с 2016 годом, их доля в подростковых преступлениях увеличилась практически вдвое . В это же время вымогательство с применением насильственных действий возросло также вдвое. За последние несклько лет произошло значительное увеличение числа убийств, совершенных несовершеннолетними, попытки убийства и нанесения серьезного вреда здоровью человека.

Некоторые насильственные преступные действия несовершеннолетних имеют весьма негативный характер вандализма, слепой ярости и необоснованного поведения. Очень часто в последнее время они просто пытаются уничтожить людей или вещи, не осознавая, против кого или чего именно, их агрессивное поведение направлено. К примеру это часто происходит в небольших (8-12 человек), неформальных сообществах подростков, или в беспорядках футбольных фанатов.

Среди важнейших факторов, влияющих на рост детской и подростковой преступности, такие выдающиеся ученые как Ш. А. Монашвили, К. Д. Ушинский, В. В. Лихачев первоочередное отмечали нагрузку на детей в школе, взаимоотношения учитель - ученик, отсутствие внимания к возрасту и индивидуальным особенностям и потребностям детей младшего и среднего школьного возраста в образовании, воспитании, в случаях гиподинамии или гиперреактивности. На фоне вышеперечисленного необходимо отыскать пути и средства решения этой действительно глобальной проблемы в рамках психолого-педагогической науки на уровне первичных социальных связей.

Целью работы является исследование особенностей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современной России.

Объектом исследования выступает правовая характеристика несовершеннолетних, причины их безнадзорности.

Предмет данного исследования изучение профилактических мер противоправного поведения несовершеннолетних.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

1. Рассмотреть правонарушения несовершеннолетних как объект профилактического воздействия и изучить нормативно-правовые основы профилактики преступлений несовершеннолетних.

2. Проанализировать причины возникновения безнадзорности в современных условиях, психологические аспекты социализации несовершеннолетних.

3. Раскрыть особенности социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями в учреждениях закрытого типа.

Постепенно сформировать структуру работы. Диплом состоит из двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

Глава 1. Правовая характеристика несовершеннолетних, причины их безнадзорности

Наши рекомендации