Магистерская программа «Магистр частного права»
Направление подготовки: юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Форма обучения:очная, очно-заочная (вечерняя), заочная
Москва
Программа одобрена на заседании кафедры
гражданского права
«___» ______ 2017 г., протокол № ___
Автор:
Богданова Е.Е.– доктор юридических наук, и.о. заведующей кафедрой гражданского права
Рецензент:
Актуальные проблемы частного права:
рабочая программа / Е.Е. Богданова. – М., 2017. – 71 с.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
по направлению подготовки 030900 Юриспруденция
(квалификация (степень) магистр)
© Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017
Оглавление: с.
1.Цели освоения учебной дисциплины………………………………..4
2.Место учебной дисциплины в структуре ОП ……………………...6
3.Структура и содержание учебной дисциплины…………………….8
3.1. Содержание дисциплины (программа курса)……………….15
3.2. Лекции……………………………………………………………18
3.3. Практические занятия…………………………………………...19
3.4. Самостоятельная работа………………………………………...37
4.Образовательные технологии……………………………………….44
5.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
и учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов…………………………………………………….47
6.Планируемые результаты освоения учебной дисциплины……... 51
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение
учебной дисциплины ……... ………………………………………..57
1. Цели освоения учебной дисциплины
Целями освоения учебной дисциплины «Актуальные проблемы частного права» являются получение студентами магистратуры углубленных научных и практических правовых знаний об основных проблемах современного частного права, направленных на формирование и развитие навыков юридического анализа, обобщения, разрешения и прогнозирования различных, в том числе нестандартных правовых ситуаций, а также усвоение разных форм организации научной работы.
Указанная цель достигается путем решения следующих задач:
1) в области обучения:
- знать основные правовые категории частного права, систему доктринальных подходов и точек зрения, образующих содержание науки частного права, основные тенденции развития отечественного гражданского и семейного законодательства;
-сформировать способность анализировать различные точки зрения на существующие проблемы, изучить действующее законодательство применительно к учебной дисциплине и возможные пути его развития, систематизировать судебно-арбитражную практику, выявляя характерные черты разрешения типовых проблем;
- ознакомиться с происхождением, сущностью, современным состоянием и тенденциями развития частного права;
2) в области воспитания:
– сформировать потребность в саморазвитии, самосовершенствовании, культуру мышления, повысить уровень правосознания, актуализировать мотивы достижения успеха в профессиональной деятельности, сформировать этику юриста, научного работника.
3) в области развития:
- развить организаторские способности студента, необходимые для успешного применения полученных знаний при осуществлении профессиональной деятельности, аналитические качества для решения правовых споров в суде, а также общие интеллектуальные способности для занятия научной и педагогической деятельностью.
Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины:
– правотворческая;
– правоприменительная;
– экспертно-консультационная;
– организационно-управленческая;
– научно-исследовательская.
– педагогическая.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1) Знать:
- основные научные проблемы и дискуссионные вопросы частного права;
- основные правовые категории частного права, систему доктринальных подходов и точек зрения, образующих содержание науки частного права, основные тенденции развития отечественного гражданского и семейного законодательства;
2) Уметь:
- критически оценивать законодательные новеллы; применять теоретические знания к решению конкретных правоприменительных задач; аргументировано излагать содержание основных научных проблем; вести научную дискуссию, обобщать и анализировать материалы правоприменительной практики, статистические и иные эмпирические данные;
- теоретически аргументировать и формулировать собственное мнение по спорным проблемам российского гражданского и семейного права, а также по сравнительно-правовой научной проблематике; выбирать и правильно применять необходимые методы сравнительно-правового исследования; применять теоретические знания к решению конкретных правоприменительных задач;
- последовательно и аргументировано излагать содержание научных проблем; вести научную дискуссию, анализировать материалы правоприменительной практики, выявлять несовершенство законодательной основы правоприменения и ошибочное истолкование гражданско-правовых норм на практике;
- осуществлять самостоятельно правовую квалификацию частноправовых явлений;
- применять теоретические знания к осмыслению и возможностям решения конкретных правоприменительных задач, используя потенциал теории и практики гражданского и семейного права.
- овладевать курсами гражданского и семейного права, не ограничиваясь изучением только учебников, статей, монографий и научных журналов, а аналитически и постоянно использовать такие важнейшие правовые источники как: федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления и решения Правительства, а также другие нормативные правовые акты, регулирующие частноправовые отношения. При изучении гражданского права крайне важно пользоваться данными статистики и материалами судебной практики;
- последовательно и обосновано излагать содержание основных понятий, научных проблем;
3) Владеть:
- навыками самостоятельного научного анализа нормативных актов и актов правоприменения, осуществления правовой квалификации отношений, возникающих в рамках гражданского оборота;
-способностями самостоятельной подготовки текстов юридических документов;
-навыками сотрудничества с другими участниками гражданского оборота;
-опытом анализа материалов судебной практики;
-навыками критической оценки теоретических концепций в области частного права.
Указанные знания, умения и навыки позволят студенту продвинуться в получении следующих обязательных общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
способности добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- способность к разработке и реализации правовых норм (ПК-1);
-способность проводить научные исследования и вырабатывать научные правовые концепции, коррелирующие с эволюционными процессами в нормативно-правовом регулировании(ПК-2);
-способности квалифицированно применять нормативные правовые акты в юридической деятельности (ПК –2);
- готовность к образовательной и воспитательной деятельности по правовым дисциплинам (ПК-3);
способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
способности принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных актов (ПК-8).
Преподавание учебной дисциплины «Актуальные проблемы частного права» ориентировано на освоение студентами следующих видов профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская деятельность в области юриспруденции, включающая организацию и проведение научных исследований (в том числе, междисциплинарного и прикладного характера, в составе коллектива), а также подготовку научно-обоснованных заключений в правотворческой и иной правоприменительной сфере;
2. Место учебной дисциплины в структуре ОП
Учебная дисциплина «Актуальные проблемы частного права» относится к профессиональному циклу ОП по направлению подготовки 030900 юриспруденция и входит в структуру базовой (основной) части магистерской программы «Магистр частного права», являясь обязательной дисциплиной. Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с такими дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла как «Гражданское и торговое право зарубежных стран», «Вещное право: проблемы и тенденции развития», «Проблемы договорного права».
Изучение учебной дисциплины «Актуальные проблемы частного права» предполагает наличие у студента базовых познаний в области теории права, гражданского права, семейного право, в частности, студент должен: понимать значение таких понятий как «правоотношение», «обязательство», «ответственность», «защита гражданских прав», «вещное право», «исключительное право», ориентироваться в судебной практике.
Освоение учебной дисциплины «Актуальные проблемы частного права» необходимо, как предшествующее изучению дисциплин вариативной части программы «Магистр частного права».
Структурно-логические связиучебной дисциплины «Актуальные проблемы частного права»
Учебные дисциплины, на которые опирается содержание данной учебной дисциплины | Учебные дисциплины, для которых содержание данной учебной дисциплины выступает опорой |
-Гражданское право; -Семейное право: -Гражданское и торговое право зарубежных стран; -Проблемы договорного права; -Вещное право: проблемы и тенденции развития | -Гражданско-правовая ответственность в российском и зарубежном праве; -Исключительные права в гражданском обороте; -Сделки и представительство в частном праве |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3зачетные единицы, 108 часов для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения.
Учебная дисциплина «Актуальные проблемы частного права» изучается в течение одного семестра. Итоговая аттестация осуществляется в форме экзамена.
3.1. Содержание дисциплины (программа курса)
3.1.1. Содержание дисциплины (программы курса) для студентов очной формы обучения
№№№ п/п | Тема учебной дисциплины | Лекция | Практическиезанятия | СРС* | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | Всего часов (без экзамена) |
Тема 1. Проблемы основного разделения права. Системообразующие признаки (критерии) отрасли гражданского права и отрасли семейного права как частно-правовых отраслей | Лекция читается с применением технических средств (презентация) и обратной связи. | коллок-виум, эссе, реферат, тест. | |||||
Тема 2. Проблемы правового статуса субъектов гражданского и семейного права. Юридическое лицо: проблема производной личности | Занятие проводится в диалоговом режиме. | коллок-виум, эссе, реферат, тест. | |||||
Тема 3. Общее учение об объекте в частном праве | Практическое занятие в диалоговом режиме, Работа в малых группах. Занятие проводится с применением технических средств | ерешение практи-ческих ситуаций, тест | |||||
Тема 4. Актуальные проблемы осуществления гражданских и семейных прав. Злоупотребление правом. | коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). | коллок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест | |||||
Тема 5. Общее учение о вещных правах и праве собственности | коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). | кколлок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест | |||||
Тема 6. Проблемы общего учения об обязательствах | Работа в малых группах с элементами ролевой игры: составление соглашение об уступки требования и соглашения о переводе долга. Обсуждение итогов исследовательской работы. Занятие проводится с применением технических средств. | кколлок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест | |||||
Тема 7. Проблемы теории личных неимущественных прав | Практическое занятие в диалоговом режиме. коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). | кколлок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест | |||||
Тема 8. Проблемы теории исключительных прав | коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). | коллок-виум, эссе, реферат, тест. | |||||
Итого: | экзамен |
*- задания для самостоятельной работы студента определяет преподаватель на основе банка данных раздела 3.4, 5 Программы.
3.1.2. Содержание дисциплины (программы курса) для студентов очно-заочной формы обучения
№№№ п/п | Тема учебной дисциплины | Лекция | Практическиезанятия | СРС* | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | Всего часов (без экзамена) |
Тема 1. Проблемы основного разделения права. Системообразующие признаки (критерии) отрасли гражданского права и отрасли семейного права как частно-правовых отраслей. | Лекция читается с применением технических средств (презентация) и обратной связи. | коллок-виум, эссе, реферат, тест. | |||||
Тема 2. Проблемы правового статуса субъектов гражданского и семейного права. Юридическое лицо: проблема производной личности | Занятие проводится в диалоговом режиме. | коллок-виум, эссе, реферат, тест. | |||||
Тема 3. Общее учение об объекте в частном праве | Практическое занятие в диалоговом режиме, Работа в малых группах. Занятие проводится с применением технических средств | ерешение практи-ческих ситуаций, тест | |||||
Тема 4. Актуальные проблемы осуществления гражданских и семейных прав. Злоупотребление правом. | коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). | коллок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест | |||||
Тема 5. Общее учение о вещных правах и праве собственности | коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). | кколлок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест | |||||
Тема 6. Проблемы общего учения об обязательствах | Работа в малых группах с элементами ролевой игры: составление соглашение об уступки требования и соглашения о переводе долга. Обсуждение итогов исследовательской работы. Занятие проводится с применением технических средств. | кколлок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест | |||||
Тема 7. Проблемы теории личных неимущественных прав | Практическое занятие в диалоговом режиме. коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). | кколлок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест | |||||
Тема 8. Проблемы теории исключительных прав | коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). | коллок-виум, эссе, реферат, тест. | |||||
Итого: | экзамен |
*- задания для самостоятельной работы студента определяет преподаватель на основе банка данных раздела 3.4, 5 Программы.
3.1.3 Содержание дисциплины (программы курса) для студентов заочной формы обучения
№№№ п/п | Тема учебной дисциплины | Лекция | Практическиезанятия | СРС* | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | Всего часов (без экзамена) |
Тема 1. Проблемы основного разделения права. Системообразующие признаки (критерии) отрасли гражданского права и отрасли семейного права как частно-правовых отраслей | Лекция читается с применением технических средств (презентация) и обратной связи. | коллок-виум, эссе, реферат, тест. | |||||
Тема 2. Проблемы правового статуса субъектов гражданского и семейного права. Юридическое лицо: проблема производной личности | Занятие проводится в диалоговом режиме. | коллок-виум, эссе, реферат, тест. | |||||
Тема 3. Общее учение об объекте правоотношения в частном праве | Практическое занятие в диалоговом режиме, Работа в малых группах. Занятие проводится с применением технических средств | ерешение практи-ческих ситуаций, тест | |||||
Тема 4. Актуальные проблемы осуществления гражданских и семейных прав. Злоупотребление правом. | коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). | коллок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест | |||||
Тема 5. Общее учение о вещных правах и праве собственности | коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). | кколлок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест | |||||
Тема 6. Проблемы общего учения об обязательствах | Работа в малых группах с элементами ролевой игры: составление соглашение об уступки требования и соглашения о переводе долга. Обсуждение итогов исследовательской работы. Занятие проводится с применением технических средств. | кколлок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест | |||||
Тема 7. Проблемы теории личных неимущественных прав | Практическое занятие в диалоговом режиме. коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). | кколлок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест | |||||
Тема 8. Проблемы теории исключительных прав | коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). | коллок-виум, эссе, реферат, тест. | |||||
Итого: | экзамен |
*- задания для самостоятельной работы студента определяет преподаватель на основе банка данных раздела 3.4, 5 Программы.
Содержание дисциплины: