Форма обучения – заочная (классическая)
Оглавление
1.Цели освоения дисциплины ........................................................................... 4
2.Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы (ООП) ............................................................................................... 4
3.Требования к результатам освоения дисциплины .................................... 7
4.Объем дисциплины и виды учебной работы ............................................ 11
5. Содержание дисциплины ............................................................................. 12
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины ................ 49
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины .. 53
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины ............................. 57
1.Цели освоения дисциплины
Целямиосвоения дисциплины: «Особенности преступности и уголовной ответственности несовершеннолетних»являются:
- воспитание магистрантов в духе уважения прав человека и законности.
- совершенствование теоретической подготовки магистрантов,
- формирование правового мышления, выработке умения понимать законы и другие нормативные правовые акты, выражающие уголовную политику нашего государства;
– формированию навыков толкования, оценки и прогнозирования государственной политики сфере обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью несовершеннолетних;
- формирование базовых знаний, необходимых для успешной работы по выбранной специальности,
- умения самостоятельно решать задачи требуемого уровня сложности в области знания и применения законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних.
2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина «Особенности преступности и уголовной ответственности несовершеннолетних» входит в профильную часть профессионального цикла дисциплин магистерской программы «Юрист в сфере уголовного судопроизводства». Дисциплина «Особенности преступности и уголовной ответственности несовершеннолетних» относится к циклу уголовно-правовых дисциплин.
Усвоение программы «Юрист в сфере уголовного судопроизводства» предполагает комплексное использование магистрантами знаний по философии, логика, теории и истории государства и права, политологии, социологии права, уголовному праву, криминологии, уголовно-исполнительному праву, судебной психиатрии и медицины и др.
В ходе изучения курса планируется углубленное изучение ювенальной криминологии, уголовного права, формирование навыков аналитического и прогностического мышления. Изучение дисциплины основано на положениях Конституции РФ, международно-правовых и национальных нормативно-правовых актов, определяющих основные направления и содержание противодействия преступности несовершеннолетних; а также на анализе современной судебно-следственной практики применения уголовно-правовых норм.
В свою очередь дисциплина «Особенности преступности и уголовной ответственности несовершеннолетних» служит основой для освоения ряда иных дисциплин уголовно-правового цикла, например, дисциплин «Уголовно-правовая защита несовершеннолетних», «Проблемы квалификации преступлений против собственности», «Проблемы квалификации преступлений против правосудия», «Экономическое уголовное право» и других.
Вместе с тем для освоения дисциплины студент должен владеть знаниями и в иных отраслях, в частности: гражданского права, налогового права, уголовного процесса и др.
Изучение дисциплины «Особенности преступности и уголовной ответственности несовершеннолетних» призвано способствовать углублению знаний магистрантов по важнейшим проблемам уголовной политики Российской Федерации в отношении несовершеннолетних, формированию у них профессиональных умений и навыков в части толкования, оценки и прогнозирования государственной политики в указанной сфере.
Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоватьсяв правотворческой, правоохранительной, правоприменительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической деятельности.
Дляосвоения программы настоящей дисциплины студент должен:
1) знать:
- положения Конституции РФ в области прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства;
- этапы и пути развития научных основ уголовной политики Российской Федерации;
- направления современной российской уголовно-правовой политики, проблемы ее формирования и реализации;
- основные положения уголовного закона, базовые положения криминологической науки;
- основные общепризнанные нормы международного права в области уголовно-правового противодействия преступности;
2) уметь:
- анализировать уголовно-правовые нормы, регламентирующие уголовно-правовое противодействие преступности,
- применять основные приемы толкования нормативных правовых актов;
- использовать положения смежных отраслей права при решении уголовно-правовых вопросов;
3) иметь навыки:
- работы с Уголовным кодексом РФ, решениями Верховного Суда РФ и уголовно-правовой литературой;
- владения уголовно-правовой терминологией;
- применения правил толкования закона и квалификации преступлений.
- сбора и анализа нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;
3.Требования к результатам освоения дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Особенности преступности и уголовной ответственности несовершеннолетних» обеспечивает формирование следующих компетенций:
Таблица 1
№ пп | Код | Компетенция | Формы и методы обучения |
Общекультурные компетенции | |||
ОК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания; ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; ОК-3 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; ОК-4 способность свободно пользоваться русским языком как средством делового общения; ОК-5 компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ ПК-1 способность разрабатывать нормативные правовые акты; ПК-2 способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; ПК-3 готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; ПК-5 способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; ПК-6 способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения; ПК-7 способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты; ПК-8 способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности; ПК-11 способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права ПК-12 способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне; ПК-15 способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15). | Демонстрирует знания и понимание профессиональной этики юриста. Вырабатывает законопослушное поведение, стремление к установлению правопорядка Владеет навыками профессионального исполнения обязанностей юриста, опираясь на знания и понимание этических и моральных основ поведения, позицию неуклонного соблюдения требований закона уголовного и смежных отраслей права Владеет приемами обобщения и анализа, характеризуется логичностью мышления, способностью выработки собственной позиции Демонстрирует уверенное знание русского языка, владение профессиональной терминологией Демонстрирует знания, понимание и умение постановки и решения задач, методики проведения научных исследований Профессиональные компетенции Демонстрирует знание структуры правовой нормы, владеет законодательной техникой Показывает уверенное владение законодательным и иным нормативным правовым материалом, приемами толкования закона, умеет квалифицировать деяния, проводить разграничение между преступным и непреступным поведением Демонстрирует способность правильно решать конкретные задачи на основе глубокого знания закона, осознания своей роли и ответственности в деле укрепления законности и правопорядка Показывает уверенные знания в области криминологических подходов к решению вопросов предупреждения преступлений, роли уголовно-правовых средств в этой сфере Демонстрирует знания в области противодействия коррупционным преступлениям на основе знания уголовного закона, требований международного права по борьбе с коррупцией Показывает уверенное владение приемами толкования закона, знает и понимает содержание уголовно-правовых дефиниций, проявляет умение анализа уголовно-правовых норм, знает компетенцию субъектов толкования Показывает уверенное владение приемами толкования закона, знает и понимает содержание уголовно-правовых дефиниций, проявляет умение анализа уголовно-правовых норм Демонстрирует уверенное владение приемами и методикой проведения научных исследований. Показывает уверенное владение приемами толкования закона, проявляет умение анализа уголовно-правовых норм Владеет методикой преподавания, показывает знание уголовного права, имеет навыки общения с аудиторией Владеет методикой преподавания, показывает знание уголовного права, имеет навыки общения с аудиторией | Лекции, групповые дискуссии, ролевые игры Лекции, групповые дискуссии, ролевые игры Лекции, групповые дискуссии, семинары Лекции, семинары, практические занятия Лекции, практические занятия, решение ситуационных задач, ролевые игры Лекции, семинары, практические занятия Лекции, семинары, практические занятия, ролевые игры, круглые столы Лекции, семинары, практические занятия, ролевые игры, круглые столы Лекции, семинары, практические занятия, ролевые игры, круглые столы Лекции, семинары, практические занятия, ролевые игры, круглые столы Лекции, семинары, практические занятия, ролевые игры, круглые столы Лекции, семинары, практические занятия, ролевые игры, круглые столы Лекции, семинары, практические занятия Лекции, семинары, практические занятия Лекции, семинары, практические занятия |
Студент в результате освоения программы настоящей дисциплины должен:
1) знать:
- положения Конституции РФ по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, охраны прав несовершеннолетних;
- основные этапы и направления формирования научных основ уголовной политики Российской Федерации в отношении несовершеннолетних;
- основные направления современной российской уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних, проблемы ее формирования и реализации; возможности и перспективы законодательного регулирования уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних;
- нормы федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам уголовной ответственности несовершеннолетних;
- общепризнанные нормы международного права в области предупреждения преступности несовершеннолетних;
2) уметь:
- анализировать практику применения уголовно-правовых норм, регламентирующих уголовную ответственность несовершеннолетних, правовые, психологические, социальные, политические последствия преступности несовершеннолетних;
- квалифицированно толковать нормативные правовые акты;
- анализировать последствия применения уголовно-правовых мер для решения задач противодействия преступности несовершеннолетних;
- предупреждать преступления несовершеннолетних, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;
- квалифицированно применять нормативные правовые акты, регламентирующие уголовную ответственность несовершеннолетних, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;
3) иметь навыки:
- работы с УК РФ, постановлениями Пленума Верховного Суда РФ и уголовно-правовой литературой;
- владения уголовно-правовой терминологией;
- применения правил толкования закона и квалификации преступлений.
- сбора и анализа нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;
- осуществления правовой пропаганды и правового воспитания в сфере профессиональной деятельности.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 2
Форма обучения - очная
Вид учебной работы | Трудоемкость | ||
зач. ед. | час. | по семестрам | |
1 семестр | |||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | |||
Аудиторные занятия | |||
Лекции | |||
Семинары или Практические занятия | |||
Самостоятельная работа(СРС) | |||
Форма промежуточной аттестации | Дифф.зачет |
Форма обучения – заочная (ГВД)
Вид учебной работы | Трудоемкость | ||
зач. ед. | час. | по семестрам | |
1 семестр | |||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | |||
Аудиторные занятия | |||
Лекции | |||
Семинары или Практические занятия | |||
Самостоятельная работа(СРС) | |||
Форма промежуточной аттестации | дифференцированный зачет |
Назначения
Система наказаний, применяемая для несовершеннолетних. Штраф. Лишение права заниматься определенной деятельностью. Обязательные работы. Исправительные работы. Ограничение свободы. Лишение свободы на определенный срок.
Таблица 3
Форма обучения - очная
Тематический план
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
лекции | практические или семинарские занятия | лабора- торные занятия | ||||
Раздел 1. Преступность несовершеннолетних | - | Обсуждение докладов (рефератов), групповая дискуссия | ||||
Тема 1. Особенности преступности несовершеннолетних | - | Обсуждение докладов (рефератов), групповая дискуссия | ||||
Тема 2. Личность несовершеннолетних преступников | - | - | Обсуждение докладов (рефератов), групповая дискуссия | |||
Тема 3. Причины преступности несовершеннолетних | - | - | Обсуждение докладов (рефератов), групповая дискуссия | |||
Тема 4. Понятие и классификация предупредительных мер | - | - | Обсуждение докладов (рефератов), групповая дискуссия | |||
Тема 5. Субъекты предупреждения преступности несовершеннолетних | - | - | Обсуждение докладов (рефератов), групповая дискуссия | |||
Тема 6. Уголовная политика РФ в отношении несовершеннолетних: проблемы и перспективы | - | - | Обсуждение докладов (рефератов), групповая дискуссия | |||
Раздел 2. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних | - | - | Решение практических задач, дискуссия | |||
Тема 7. Общие условия уголовной ответственности несовершеннолетних несовершеннолетних | - | - | Решение практических задач, дискуссия | |||
Тема 8. Виды наказаний для несовершеннолетних и особенности их назначения | - | - | Решение практических задач, дискуссия | |||
Тема 9. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности: общие и специальные основания | - | - | Решение практических задач, дискуссия | |||
Тема 10.Освобождение несовершеннолетних от уголовного наказания: общие и специальные основания | - | - | Решение практических задач, дискуссия | |||
Тема 11. Иные особенности уголовной ответственности | - | - | Решение практических задач, дискуссия | |||
ВСЕГО | - | |||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | - |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет > 90 %.
Форма обучения – заочная (ГВД)
Тематический план
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
лекции | практические или семинарские занятия | лабора- торные занятия | ||||
Раздел 1. Преступность несовершеннолетних | - | Обсуждение докладов (рефератов), групповая дискуссия | ||||
Тема 1. Особенности преступности несовершеннолетних | - | Обсуждение докладов (рефератов), групповая дискуссия | ||||
Тема 2. Личность несовершеннолетних преступников | - | - | Обсуждение докладов (рефератов), групповая дискуссия | |||
Тема 3. Причины преступности несовершеннолетних | - | - | Обсуждение докладов (рефератов), групповая дискуссия | |||
Тема 4. Понятие и классификация предупредительных мер | - | - | Обсуждение докладов (рефератов), групповая дискуссия | |||
Тема 5. Субъекты предупреждения преступности несовершеннолетних | - | - | Обсуждение докладов (рефератов), групповая дискуссия | |||
Тема 6. Уголовная политика РФ в отношении несовершеннолетних: проблемы и перспективы | - | - | Обсуждение докладов (рефератов), групповая дискуссия | |||
Раздел 2. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних | - | - | Решение практических задач, дискуссия | |||
Тема 7. Общие условия уголовной ответственности несовершеннолетних несовершеннолетних | 0,5 | - | 0,5 | - | Решение практических задач, дискуссия | |
Тема 8. Виды наказаний для несовершеннолетних и особенности их назначения | - | - | Решение практических задач, дискуссия | |||
Тема 9. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности: общие и специальные основания | - | - | Решение практических задач, дискуссия | |||
Тема 10.Освобождение несовершеннолетних от уголовного наказания: общие и специальные основания | - | - | Решение практических задач, дискуссия | |||
Тема 11. Иные особенности уголовной ответственности | 0,5 | - | 0,5 | - | Решение практических задач, дискуссия | |
ВСЕГО | - | |||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | - |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет > 90 %.
Самостоятельная работа
5.4.1 Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины
Таблица 5
№ темы дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
Состояние, структура и динамика преступности несовершеннолетних. Время и место совершения преступлений | ||
Особенности личности несовершеннолетних преступников. Возрастные характеристики несовершеннолетних, совершающих преступления. Характеристика преступности различных социальных групп несовершеннолетних. Половые особенности личности несовершеннолетних преступников | ||
Причинный комплекс преступности несовершеннолетних. Микросреда несовершеннолетних преступников. Влияние семьи на преступную активность несовершеннолетних. Недостатки воспитательной работы с несовершеннолетними в школьном коллективе. Неформальные группы по месту жительства и преступность несовершеннолетних | ||
Приоритетность предупреждения преступности в противодействии преступным посягательствам на права и законные интересы личности, общества, государства. Формы предупреждения преступности несовершеннолетних в зависимости от стадий развития криминогенных объектов: профилактика, предотвращение и пресечение. Классификация предупредительных мер в зависимости от их целей: общие (общесоциальные) и специальные. Индивидуальный уровень предупредительных мер | ||
Субъекты предупредительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Роль суда в предупреждении преступности несовершеннолетних | ||
Уголовная политика Российской Федерации в отношении несовершеннолетних: понятие, принципы. Международные и национальные источники уголовной политики Российской Федерации в отношении несовершеннолетних. Имплементация норм международного права в национальное законодательство как способ совершенствования уголовной политики Российской Федерации. Предупреждение преступности как цель уголовной политики Российской Федерации в отношении несовершеннолетних. Уголовно-правовая защита семьи и несовершеннолетних как одно из направлений предупреждения преступности несовершеннолетних. Роль суда в предупреждении преступности несовершеннолетних. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.09.1987 № 5 (ред. от 06.02.2007) «О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений». Взаимодействие судебной и иных ветвей государственной власти, органов местного самоуправления в предупреждении преступности несовершеннолетних. Перспективы развития уголовной политики Российской Федерации в отношении несовершеннолетних | ||
Основания привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности. Учет возрастных особенностей несовершеннолетних | ||
Система наказаний, применяемая для несовершеннолетних. Штраф. Лишение права заниматься определенной деятельностью. Обязательные работы. Исправительные работы. Ограничение свободы. Лишение свободы на определенный срок | ||
Общие основания освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности: общие и специальные основания. Специальные основания освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности. Применение принудительных мер воспитательного воздействия | ||
Общие основания освобождения несовершеннолетних от уголовного наказания. Специальные основания освобождения несовершеннолетних от уголовного наказания | ||
Особый порядок условно-досрочного освобождения несовершеннолетних от отбывания наказания. Особый порядок исчисления сроков давности и погашения судимости несовершеннолетних. Применение положений главы 14 УК РФ к лицам в возрасте от восемнадцати до двадцати лет | ||
Итого: | 26/60/62 |
5.4.2 Формы самостоятельной работы
Таблица 6
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
1-11 | Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы | |
7-11 | Подготовка к семинару. Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы | |
1-6 | Подготовка реферата (доклада). Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы | |
Самостоятельная работа в сессию | ||
Итого: | 56/60/62 |
5.4.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Основная литература
(ко всем темам занятий)
Международные документы:
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // РГ, 10 декабря 1998 г.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
3. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.) // Советская юстиция. 1992. № 2.
4. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // ВВС СССР. 1976. № 17. Ст. 1831.
5. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // ВВС СССР. 1976. № 17(1831). Ст. 291.
6. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г.) // Советская юстиция. 1991. №№ 12-14.
7. Конвенция ООН о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // ВВС СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
8. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) // Социальные аспекты прав человека в документах мирового сообщества. М., 1996.
9. «Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы» (Приняты 14 декабря 1990 Резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС КонсультантПлюс.
10. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские руководящие принципы») (Приняты 14.12.1990 Резолюцией 45/112 на 68-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «КонсультантПлюс».
Российские нормативные правовые акты:
11. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. ст. 445.
12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598 (После 01.09.2013).
13. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
14. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изм.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
15. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
16. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 г. № 1-ФЗ (с изм.) // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
17. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
18. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм.) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
19. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.
20. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
21. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.
22. Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 N 995 (ред. от 10.09.2015) «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» // СЗ РФ. 2013. № 45. Ст. 5829.
23. Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 259 (ред. от 04.09.2012) «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа» // СЗ РФ. 2012. № 14. Ст. 1653.
Официальные акты высших судебных органов:
24. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.10.1996 № 18-П «По делу о проверке конституционности статьи 6 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с жалобой гражданина О.В. Сушкова» // СЗ РФ. 1996. № 45. Ст. 5203.
25. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 1997 г. (по уголовным делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 14 мая 1997 г.). Определение № 45-096-154 по делу Бормотова // БВС РФ. 1997. № 8.
26. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // БВС РФ. 2011. № 4.
27. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 9 "О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений" // БВС РФ. 2014. № 7.
28. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 (ред. от 05.03.2013) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // БВС РФ. 2003. № 12.
29. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 2 (ред. от 03.12.2013) «О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания» // БВС РФ. 2007. № 4.
30. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 № 8 (ред. от 09.02.2012) «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» // БВС РФ. 2009. № 7.
31. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 № 20 (ред. от 23.12.2010) «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» // БВС РФ. 2010. № 1.
32. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 04.03.29 № 23 «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» (в ред. от 14.03.63) // СПС КонсультантПлюс.
33. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18.03.1970 № 4 (ред. от 26.04.1984) «Об исчислении срока погашения судимости» // БВС СССР. 1970. № 3.
Учебники, учебные пособия, монографии, статьи[1]:
34. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / В.П. Верин, О.К. Зателепин, С.М. Зубарев и др.; отв. ред. В.И. Радченко, науч. ред. А.С. Михлин, В.А. Казакова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. -704 с.
35. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. В.М. Лебедев. - 11-е изд., перераб. и доп. М., 2012. - 920 с.
36. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный): в 2 т. / А.В. Бриллиантова, Г.Д. Долженкова, Э.Н. Жевлаков [и др.]; под ред. А.В. Бриллиантова. – Москва: Проспект, 2015. Т. 1. 792с.
37. Косевич Н.Р. Профилактика преступности несовершеннолетних в малых и средних городах: Учеб. пособие / Н.Р. Косевич; Под ред.Ю.М. Антоняна. – М. : Щит-М, 2003 . – 269с.
38. Косевич Н.Р. Уголовная ответственность несовершеннолетних в нормах российского законодательства как реализация дружественного к ребенку правосудия // СПС КонсультантПлюс. 2013.
39. Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование (постатейный) / под ред. Г.М. Резника. М.: Волтерс Клувер, 2005. -1024с.
40. Практикум по уголовному праву. Общая и особенная части: учеб. Пособие / А.В. Бриллиантов, А.Н. Караханов, И.А. Клепицкий [и др.]; под ред. А.В. Бриллиантова, И.А. Клепицкого. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011, – 320 с.
41. Судебная практика по уголовным делам / Под общ. ред. В.М. Лебедева. Сост. Е.П. Кудрявцева, О.В. Науменко, С.А. Разумов. М., 2004.
Задача 1
Районным судом 13-летний Иванов и 18-летний Суров признаны виновными в грабеже. Вечером проходили по улице и из открытого окна комнаты одного из домов услышали музыку, увидели на столе в помещении магнитофон. С целью кражи магнитофона Иванов с одобрения Сурова, проник через открытое окно в комнату, где спал владелец магнитофона Федотов. Иванов схватил магнитофон и выпрыгнул с ним на улицу. Проснувшийся Федотов увидел в последнее мгновение Иванова на подоконнике и, обнаружив исчезновение магнитофона, стал преследовать вора, задержав его на улице. Суров с места происшествия скрылся.
Оцените содеянное. Изменится ли решение если Сурову было 17 лет?
Задача 2
По приговору Ростовского областного суда от 13 июля 2011 г. К. осужден за совершенные в несовершеннолетнем возрасте преступления, совокупность которых включает преступления, предусмотренные п. «а» ч. 3 ст. 131 и п. «а» ч. 3 ст. 132 УК РФ. За каждое из указанных преступлений, а также по совокупности преступлений К. назначено в качестве дополнительного наказания ограничение свободы.
Адвокат обжаловал данное решение.
Какое решение должен принять суд по жалобе?
Задача 3
По приговору Смоленского областного суда 14 летний Абрамов признан виновным в совершении хулиганства группой лиц с применением насилия к потерпевшему.
Постановлением судьи в связи с изменениями, внесенными в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 8 декабря 2003 г., Абрамов от назначенного наказания освобожден.
В соответствии с указанным Федеральным законом действия, за которые был осужден Абрамов, а именно насилие в отношении потерпевшего без применения каких-либо предметов, состава хулиганства не образуют.
Судом установлено, что осужденный нанес потерпевшему побои, наказание за которые предусмотрена ст. 116 УК РФ.
Какое решение должен принять суд?
Задача 4
В ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении предусмотренного ч. 1 ст. 114 УК РФ (Причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны) было установлено, что исправление 16-летнего обвиняемого П. может быть достигнуто без применения наказания, следователь в соответствии со ст. 427 УПК РФ, с согласия руководителя