Для налогоплательщика переход на патентную систему налогообложения в случае ее введения на территории соответствующего субъекта федерации является добровольным (п. 2 ст. 346.44 НК РФ).

В силу п. 2, 3 ст. 346.45 НК РФ индивидуальный предприниматель за 10 рабочих дней до начала планируемого применения патентной системы налогообложения должен подать в налоговый орган по месту жительства или по месту планируемого осуществления облагаемой деятельности заявление. Налоговый орган, в свою очередь, обязан в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. Соответственно, переход на патентную систему налогообложения фактически является разрешительным.

Осуществление налогоплательщиком сразу нескольких видов деятельности, как облагаемых, так и не облагаемых по патентной системе налогообложения, означает, что соответствующий налог может уплачиваться только в отношении облагаемых ей видов деятельности (п. 1 ст. 346.43 НК РФ). Иные виды деятельности будут облагаться по общей системе налогообложения (либо, например, по решению налогоплательщика - УСН или ЕНВД, если к этому нет каких-либо правовых препятствий).

Объект налогообложения по патентной системе налогообложения предусмотрен в ст. 346.47 НК РФ, как потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации.

Налоговая база определена в п. 1 ст. 346.48 НК РФ, как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения в соответствии с гл. 26.5 НК РФ, устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 346.50 НК РФ ставка налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, в общем случае составляет 6%.

Размер ставки, как и в УСН с объектом "доход", предполагает обложение валового дохода (в данном случае - презюмируемого), без учета расходов. Соответственно, патентная система налогообложения, как и ЕНВД или торговый сбор, предусматривает классический налог с презюмируемого результата деятельности, размер которого никак не связан с реальным доходом налогоплательщика.

Исчисляется налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, только самим налогоплательщиком (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 346.51 НК РФ), фактически - в заявлении о выдаче патента.

Налоговым периодом по патентной системе налогообложения в общем случае признается календарный год (п. 1 ст. 346.49 НК РФ). При этом в силу п. 5 ст. 346.45 НК РФ патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года. Соответственно, на основании п. 2 ст. 346.49 НК РФ, если патент выдан на срок менее календарного года, налоговым периодом признается срок, на который выдан патент.

Срок уплаты налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, установлен в п. 2 ст. 346.51 НК РФ:

1) если патент получен на срок до шести месяцев, - в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;

2) если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года:

- в размере одной трети суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента;

- в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.

Соответственно, законодатель предписывает уплачивать данный налог еще до окончания налогового периода, то есть в виде авансового платежа (п. 3 ст. 58 НК РФ). Для государства такой способ уплаты выгоднее, чем в ЕНВД или в УСН, поскольку позволяет раньше получить сумму налога в бюджет.

В подп. 3 п. 6 ст. 346.45 НК РФ предусмотрена особая санкция: налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае, если налогоплательщиком не был уплачен налог в сроки, установленные п. 2 ст. 346.51 НК РФ. В определении КС РФ от 21 мая 2015 г. N 1036-О признаков неконституционности данной нормы Судом установлено не было.

Налоговая декларация по патентной системе налогообложения не предусмотрена (ст. 346.52 НК РФ) в силу очевидного отсутствия необходимости в ней (вся важная для налогового органа информация есть в заявлении о выдаче патента и в самом патенте).

Вопросы к экзамену

Общая часть

1. Развитие налогообложения в России. Развитие учений о налогообложении

2. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность

3. Соотношение налогов и иных обязательных платежей

4. Функции налогов. Виды налогов и способы их классификации

5. Понятие системы налогов и сборов. Принципы построения системы налогов и сборов

6. предмет и методы правового регулирования

7. Система налогового права. Налоговое право в системе российского права

8. Общая характеристика источников налогового права

9. Понятие норм налогового права и их особенности. Виды норм налогового права

10. Виды налоговых правоотношений. Объекты налоговых правоотношений

11. Понятие и классификация субъектов налогового права и их правовой статус

12. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности

13. Исполнение налоговой обязанности. Способы обеспечения исполнения

14. Зачет и возврат излишне уплаченных налогов, сборов или пени

15. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени

16. Понятие и значение налогового контроля. Формы и виды налогового контроля

17. Налоговые проверки.

18. Налоговая тайна в системе мер защиты конфиденциальной экономической информации

19. Общественная опасность нарушений законодательства о налогах и сборах.

20. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах

21. Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений. Классификация составов налоговых правонарушений

22. Налоговые правонарушения, предусмотренные главой 16 НК РФ

23. Налоговые правонарушения, предусмотренные главой 18 НК РФ

24. Нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки)

25. Налоговые преступления

26. Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах

27. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

28. Санкции в налоговом праве

29. Право на обжалование. Административный и судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков

Особенная часть

30. Общая характеристика федеральных налогов и сборов

31. Налог на добавленную стоимость;

32. Акцизы;

33. Налог на доходы физических лиц;

34. Налог на прибыль организаций;

35. Налог на добычу полезных ископаемых;

36. Водный налог;

37. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

38. Государственная пошлина.

39. Налог на имущество организаций;

40. Налог на игорный бизнес;

41. Транспортный налог.

42. Земельный налог;

43. Налог на имущество физических лиц;

44. Торговый сбор.

45. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

46. Упрощенная система налогообложения;

47. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

48. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

49. Патентная система налогообложения.

50. Соотношение норм национального и международного налогового права

51. Источники международного налогового права

52. Современная налоговая политика иностранных государств

53. Налоговые системы федеративных государств

54. Налоговые системы унитарных государств

Наши рекомендации