Административные и уголовные нарушения налогового законодательства
Нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки). Особой разновидностью юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах выступает административная ответственность. Основными характерными чертами применения административных мер воздействия за нарушения законодательства о налогах и сборах являются следующие:
· административная ответственность применяется относительно составов противоправных деяний, не представляющих высокой степени общественной опасности. Противоправные деяния, содержащие признаки состава административного правонарушения, называются административными проступками (правонарушениями). Деяния, содержащие признаки составов нарушений законодательства о налогах и сборах, но представляющие высокую степень опасности для общества, относятся к преступлениям и преследуются в уголовном порядке;
· ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных проступков, представляет собой следствие противоправного (в нарушение
норм налогового права) действия или бездействия граждан или должностных лиц. В правоотношениях по применению административной ответственности всегда на одной стороне выступают публично-правовые субъекты — налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов. Санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений, налагаются только органами (должностными лицами) государства, уполномоченными выступать от его имени в налоговых правоотношениях;
· родовым объектом административных правонарушений в налоговой сфере выступают фискальные интересы государства(Российской Федерации, ее субъектов) или муниципальных образований;
· объективная сторона налоговых деликтов характеризуется формальным признаком, поскольку законодатель не ставит наложение административного штрафа в зависимость от образования вредных последствий для отношений налоговой сферы. Наказуемым в административном порядке является сам факт совершения противоправного деяния, признаки которого предусмотрены КоАП РФ и иными нормативными правовыми актами.
Характерными основными чертами нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных, являются:
· общественная опасность (вредность);
· противоправность;
· виновность;
· наказуемость в соответствии с административным законодательством.
По общему правилу административной ответственности подлежат граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданин может быть привлечен к ответственности за налоговые деликты только в случае, если он к моменту их совершения достиг 16-летнего возраста. Относительно составов налоговых деликтов, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ, субъектный состав является усеченным. Согласно примечанию к ст. 15.3 КоАП РФ административная ответственность, установленная за нарушения законодательства о налогах и сборах ст. 15.4—15.9 и 15.11 Кодекса, не применяется к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Преобладающим субъектом ответственности за совершение налоговых деликтов является должностное лицо, что обусловлено спецификой отношений в сфере управления. Должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением служебных обязанностей.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностным лицом признается лицо, обладающее одним из следующих признаков:
· постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти;
· наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от его;
· выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Применительно к правовому институту административной ответственности в качестве должностных лиц рассматриваются также руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядителъных или административно-хозяйственных функций.
Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит открытый перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность:
· раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
· предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
· совершение административного проступка в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
· совершение административного проступка лицом, не достигшим 18 лет;
· совершение административного проступка беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
В отличие от смягчающих перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Также не могут учитываться в качестве отягчающих обстоятельства, если аналогичные юридические факты одновременно являются квалифицирующими признаками налогового правонарушения.
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
· продолжение противоправного деяния, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
· повторное совершение однородного административного деликта одним и тем же лицом в течение одного календарного года;
· вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;
· совершение административного проступка группой лиц;
· совершение административного проступка в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
· совершение административного проступка в состоянии опьянения.
Назначение административного наказания не освобождает гражданина или должностное лицо, представляющее организацию, от налоговой обязанности, за неисполнение которой и был взыскан штраф.
При неоднократном нарушении законодательства о налогах и сборах штраф взыскивается отдельно за каждое правонарушение. В то же время КоАП РФ предусматривает возможность поглощения санкций в пределах одной суммы штрафа при условии, что налоговый деликт совершен одним лицом и дела о данном правонарушении рассматриваются одним и тем же органом или должностным лицом.
Давность привлечения гражданина или должностного лица к административной ответственности не может превышать одного года со дня, когда было нарушено законодательство о налогах и сборах.
Налоговые преступления.