Тема 2. Социальное и биологическое в личности преступника.
Роль личности преступника в механизме совершения преступления в свете теорий биологического и социологического направлений в криминологии. Несостоятельность теорий антропологического направления: теории прирожденного преступника, клинической криминологии (Пинатель), конституционного предрасположения (Шелдон, супруги Глюк, Кречмер), наследственной предрасположенности (Кинберг, Лонге), концепции умственной отсталости преступников (Годдард).
Пределы изучения в криминологии медико-биологических характеристик преступников.
Тема 3. Личность преступника как социальный тип и его разновидности.
Социальные проявления в разных сферах жизни. Деформация позиций в основных сферах жизнедеятельности (семья, быт, труд, досуг, познавательная сфера).
Многообразие социальных позиций и ролей (человек занимает позицию и исполняет роль, человек творит роль как свободный художник, роль как продукт взаимодействия социальных факторов и внутреннего мира человека).
Негативное влияние прежних социальных ролей.
Тема 4. Потребностно-мотивационная сфера сознания преступников.
Потребности как источник мыслительной и поведенческой активности человека, их виды. Интересы как эмоционально окрашенные потребности, их зависимость от системы ценностных ориентаций личности и социальной среды преступника.
Влияние потребностей на мотивационную сферу личности и поведение человека. Основные криминологически значимые мотивы (общественно-политические, социально-экономические, насильственно-эгоистические, эмоционально-эгоистические, легкомысленно-безответственные). Своеобразие мотивации отдельных групп преступников (несовершеннолетних, женщин и др.). Потребность в детерминации преступного поведения.
Тема 5. Нравственное и правовое сознание преступников.
Мораль и нравственность, как особые формы общественного сознания.
Эффективность регулирования поведения людей нравственными нормами.
Определение ценностных ориентаций, их система и значение. Ценностные ориентации различных типов преступников. Иерархия ценностных ориентаций.
«Отчуждение» от важнейших социальных ценностей как самостоятельный криминогенный фактор.
Особенности правового сознания преступников.
Тема 6. Механизм преступного поведения.
Понятие механизма преступного поведения.
Мотивация преступления; планирование преступных действий; исполнение преступления и наступление общественно-опасных последствий – как элементы механизма совершения преступлений.
Формирование мотивов преступного поведения. Значение потребностей в процессе формирования мотивации.
Роль ценностных ориентаций и правосознания на этапах формирования мотивации и планирования преступления.
Принятие решения на этапах планирования и совершения преступления.
Тема 7. Типология преступников.
Понятие классификации преступников. Критерии классификации. Группировка лиц, совершающих преступления. Значение классификации.
Личность преступника как социальный тип. Понятие типологии, ее отличие от классификации.
Критерии типологизации. Типологии преступников. Значение типологии преступников.
Тема 8. Характеристика личности осужденных, отбывающих
Наказание в виде лишения свободы (по итогам специальной переписи
Осужденных).
Социально-демографическая характеристика личности осужденных (пол, возраст, семья, образование, состояние здоровья, отношение к религии, род занятий).
Уголовно-правовая характеристика личности осужденных (назначенное наказание, место отбывания наказания, соучастие, число судимостей).
Уголовно-исполнительная характеристика личности осужденных (трудовая занятость, реализация права на посылки, передачи, бандероли, длительные и краткосрочные свидания, денежные переводы, а также права на отпуск).
Сравнительный анализ итогов переписи осужденных, отбывавших лишение свободы (переписи 1999, 1994 и 1970 годов).
Тема 9. Виктимологические аспекты совершения преступления.
Понятие жертвы преступления, виктимности и виктимизации.
Типология жертв преступлений.
Роль жертвы на этапе формирования мотивации, планирования и исполнения решения совершить преступление.
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Курсовая работа рабочим учебным планом не предусмотрена.