Тема 1. Общие проблемы теории уголовного судопроизводства.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
№ пп | Индекс компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | ||
знать | уметь | владеть | |||
1. | ПК-2 | Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | понятие, структуру и функции правосознания как одну из форм общественного сознания, а также сущность правового мышления и правовой культуры | формировать и развивать у граждан в процессе профессиональной деятельности правосознание, правовую культуру и правовое мышление | навыками правовой культуры и правового мышления знать нормы действующего законодательства России, иметь представление о праве зарубежных государств |
2. | ПК-3 | способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права | нормы действующего законодательства России, иметь представление о праве зарубежных государств | выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений | навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики |
3. | ПК-4 | способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом | систему права России, механизм и средства правового регулирования | принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом | навыками работы с правовыми актами |
4. | ПК-5 | способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | уголовно-процессуальный закон и иные нормативные правовые акты, регламентирующие уголовное судопроизводство | анализировать положения уголовно-процессуального закона и иных нормативных правовых актов | навыками участия в производстве следственных и иных процессуальных действий, а также навыками принятия процессуальных решений |
5. | ПК-6 | способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | основные положения отраслевых и специальных юридических наук, сущность и содержание основных категорий и понятий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права | оперировать юридическими категориями и понятиями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения | навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности |
6. | ПК-8 | готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | основные положения отраслевых и специальных юридических наук, сущность и содержание основных категорий и понятий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права | принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы | юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности |
7. | ПК-11 | способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению | требования правовых норм о назначении, принципах, участниках уголовного судопроизводства, доказательствах и доказывании, мерах процессуального принуждения и иных положениях уголовного процесса | работать с заявлениями, иными процессуальными документами, принимать различные процессуальные решения | навыками участия в производстве следственных и иных процессуальных действий, а также навыками принятия процессуальных решений |
Место ДИСЦИПЛИНЫ В структуре ОП
Цель курса: формирование у студентов целостного представления об теоретических проблемах современного уголовно-процессуального права, как юридической дисциплины, приобретение объема знаний, навыков и умений, необходимых для правильного понимания и применения юридических норм в повседневной профессиональной деятельности, а также ориентирование студентов на теоретико-правовые проблемы обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, тенденций становления и развития современной процессуально-правовой мысли, формирование научного мировоззрения, высокого уровня правовой культуры и правосознания.
Задачи курса:
Ø изучить теоретических проблем современного уголовно-процессуального права с целью получения студентами систематизированных знаний по дисциплине уголовный процесс и применение их в профессиональной деятельности;
Ø прочно уяснить содержание норм уголовно-процессуального права и их воздействие на деятельность органов государственной власти, учреждений, предприятий, организаций и институтов гражданского общества;
Ø научить методике юридического мышления и правильного использования и применения на практике норм уголовно-процессуального права;
Ø уяснить влияние социально-экономических, политических и культурно-духовных факторов развития общества на современные уголовно-процессуальные отношения, правоприменительную, правоохранительную, правотворческую практику;
Ø выделить из всего многообразия вариантов процессуально-правового регулирования наиболее целесообразной модели, ориентированной на общечеловеческие ценности, и выяснить возможность ее применения в тех или иных конкретно-исторических условиях;
Ø научить методике работы с юридической литературой и правилам подбора необходимой, важной правовой информации.
Курс «Теоретические проблемы современного уголовно-процессуального права» является одной из дисциплин, составляющих профессиональное образование при подготовке магистров в сфере юриспруденции. Дисциплина входит в вариативную часть дисциплин по выбору (М.1.В.ДВ.4) и является одной из дисциплин базовой части данного цикла учебного плана направления 40.04.01 Юриспруденция, профиль подготовки - уголовное право и уголовный процесс.
Требования к уровню подготовки студента (входные знания), предшествующие дисциплины
Дисциплина «Теоретические проблемы современного уголовно-процессуального права» изучается после прохождения таких учебных дисциплин как «Логика», «Теория государства и права», «Философия», «Уголовное право», «Уголовный процесс». Это предполагает следующие требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для её изучения:
– способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии, владеть культурой научного мышления, анализировать логику рассуждений и высказываний (философия, логика);
– наличие у обучающихся теоретических знаний о природе и сущности государства и права; о системе права, механизме государства; о механизме и средствах правового регулирования, реализации права; о сущности и содержании правовых норм и правовых институтов (теория государства и права); о признаках преступления, составе преступления, видах освобождения от уголовной ответственности и освобождения от наказания; обстоятельствах, исключающих преступность и наказуемость деяния (уголовное право); общих знаний об участниках уголовного процесса (уголовный процесс);
– наличие первоначальных навыков: по оперированию юридическими понятиями и категориями; работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами; анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности (теория государства и права, уголовное право).
Взаимосвязь с последующими дисциплинами
Полученные в результате изучения учебной дисциплины «Теоретические проблемы современного уголовно-процессуального права» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки юриста.
Данная дисциплина вооружает студентов:
• навыками участия в производстве следственных и иных процессуальных действий, а также навыками принятия процессуальных решений;
• навыками подготовки уголовно-процессуальных документов.
Дисциплина «Теоретические проблемы современного уголовно-процессуального права» является предшествующей перед изучением дисциплин: «Криминалистика», «Теория доказательств в уголовном процессе», «Обеспечение прав личности в уголовном процессе», «Суд присяжных в России», «Прокурорский надзор».
3. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 1 зачетная единица, 36 академических часов.
Вид учебной работы | Трудоемкость в акад.час | |
По очной форме | По заочной форме | |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
В том числе: | ||
Контрольные работы | ||
Подготовка к практическим занятиям | ||
Подготовка докладов | ||
Презентация | ||
Подготовка к выполнению тестовых заданий | ||
Составление конспектов | ||
Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем. | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | ||
Общая трудоемкость час з.е. | ||
4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы (блоки) дисциплины и виды занятий
Очная форма обучения
Курс
№ п/п | Номера и название разделов и тем | Всего (часов) | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |
В том числе | |||||
Лекции | Практические занятия | ||||
Темы | |||||
Тема 1. Общие проблемы теории уголовного судопроизводства | |||||
Тема 2. Теоретические проблемы правового положения участников в уголовном судопроизводства | |||||
Тема 3. Проблемы доказывания в уголовном судопроизводстве | |||||
Тема 4. Проблемы теории использования доказательств в уголовном судопроизводстве | |||||
Тема 5. Особенности реализации и мер уголовно процессуального принуждения | |||||
Тема 6. Теоретические проблемы стадии возбуждения уголовного дела | |||||
Тема 7. Теоретические основы и практические проблемы стадии предварительного расследования | |||||
Тема 8. Институт привлечения в качестве обвиняемого в уголовном судопроизводстве | |||||
Тема 9. Теория и практика сокращенной формы расследования в виде дознания в уголовном судопроизводстве | |||||
Тема 10. Особенности разрешения ходатайств и жалоб в уголовном судопроизводстве | |||||
Итого |
Заочная форма обучения
Курс
№ п/п | Номера и название разделов и тем | Всего (часов) | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |
В том числе | |||||
Лекции | Практические занятия | ||||
Темы | |||||
Тема 1. Общие проблемы теории уголовного судопроизводства | |||||
Тема 2. Теоретические проблемы правового положения участников в уголовном судопроизводства | |||||
Тема 3. Проблемы доказывания в уголовном судопроизводстве | |||||
Тема 4. Проблемы теории использования доказательств в уголовном судопроизводстве | |||||
Тема 5. Особенности реализации и мер уголовно процессуального принуждения | |||||
Тема 6. Теоретические проблемы стадии возбуждения уголовного дела | |||||
Тема 7. Теоретические основы и практические проблемы стадии предварительного расследования | |||||
Тема 8. Институт привлечения в качестве обвиняемого в уголовном судопроизводстве | |||||
Тема 9. Теория и практика сокращенной формы расследования в виде дознания в уголовном судопроизводстве | |||||
Тема 10. Особенности разрешения ходатайств и жалоб в уголовном судопроизводстве | |||||
Зачет | |||||
Итого |
ЛабораторныЕ ЗАНЯТИЯ
Лабораторные занятия по дисциплине не предусмотрены учебным планом.
Практические занятия
№ п/п | наименование темы дисциплины | Наименование практических работ | Трудо-емкость в часах (очная/ заочная) |
Тема 1. Общие проблемы теории уголовного судопроизводства | Ответы на вопросы темы Выступление с докладом Решение тестовых заданий Решение практических задач | 2/2 | |
Тема 6. Теоретические проблемы стадии возбуждения уголовного дела | Ответы на вопросы темы Выступление с докладом Решение тестовых заданий Решение практических задач | 2/2 | |
Тема 7. Теоретические основы и практические проблемы стадии предварительного расследования | Ответы на вопросы темы Выступление с докладом Решение тестовых заданий Решение практических задач | 2/2 |
4.4. Самостоятельная работа студента
№ п/п | наименование тем дисциплины | Наименование практических работ | Трудо-емкость в часах (очная/ заочная) |
Тема 1. Общие проблемы теории уголовного судопроизводства | Изучение учебного и научного материала, подготовка к практическим занятиям, написание рефератов, решение задач, конспектирование лекционного материала, проработка конспекта, работа в электронной образовательной среде и др., для приобретения новых теоретических знаний, фактических умений и практических навыков. | 0/0 | |
Тема 2. Теоретические проблемы правового положения участников в уголовном судопроизводства | Изучение учебного и научного материала, подготовка к практическим занятиям, написание рефератов, решение задач, конспектирование лекционного материала, проработка конспекта, работа в электронной образовательной среде и др., для приобретения новых теоретических знаний, фактических умений и практических навыков. | 2/4 | |
Тема 3. Проблемы доказывания в уголовном судопроизводстве | Изучение учебного и научного материала, подготовка к практическим занятиям, написание рефератов, решение задач, конспектирование лекционного материала, проработка конспекта, работа в электронной образовательной среде и др., для приобретения новых теоретических знаний, фактических умений и практических навыков. | 4/4 | |
Тема 4. Проблемы теории использования доказательств в уголовном судопроизводстве | Изучение учебного и научного материала, подготовка к практическим занятиям, написание рефератов, решение задач, конспектирование лекционного материала, проработка конспекта, работа в электронной образовательной среде и др., для приобретения новых теоретических знаний, фактических умений и практических навыков. | 4/4 | |
Тема 5. Особенности реализации и мер уголовно процессуального принуждения | Изучение учебного и научного материала, подготовка к практическим занятиям, написание рефератов, решение задач, конспектирование лекционного материала, проработка конспекта, работа в электронной образовательной среде и др., для приобретения новых теоретических знаний, фактических умений и практических навыков. | 2/4 | |
Тема 6. Теоретические проблемы стадии возбуждения уголовного дела | Изучение учебного и научного материала, подготовка к практическим занятиям, написание рефератов, решение задач, конспектирование лекционного материала, проработка конспекта, работа в электронной образовательной среде и др., для приобретения новых теоретических знаний, фактических умений и практических навыков. | 4/2 | |
Тема 7. Теоретические основы и практические проблемы стадии предварительного расследования | Изучение учебного и научного материала, подготовка к практическим занятиям, написание рефератов, решение задач, конспектирование лекционного материала, проработка конспекта, работа в электронной образовательной среде и др., для приобретения новых теоретических знаний, фактических умений и практических навыков. | 4/4 | |
Тема 8. Институт привлечения в качестве обвиняемого в уголовном судопроизводстве | Изучение учебного и научного материала, подготовка к практическим занятиям, написание рефератов, решение задач, конспектирование лекционного материала, проработка конспекта, работа в электронной образовательной среде и др., для приобретения новых теоретических знаний, фактических умений и практических навыков. | 2/4 | |
Тема 9. Теория и практика сокращенной формы расследования в виде дознания в уголовном судопроизводстве | Изучение учебного и научного материала, подготовка к практическим занятиям, написание рефератов, решение задач, конспектирование лекционного материала, проработка конспекта, работа в электронной образовательной среде и др., для приобретения новых теоретических знаний, фактических умений и практических навыков. | 4/2 | |
Тема 10. Особенности разрешения ходатайств и жалоб в уголовном судопроизводстве | Изучение учебного и научного материала, подготовка к практическим занятиям, написание рефератов, решение задач, конспектирование лекционного материала, проработка конспекта, работа в электронной образовательной среде и др., для приобретения новых теоретических знаний, фактических умений и практических навыков. | 2/4 |
Содержание разделов и тем
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Курсовая работа рабочим учебным планом не предусмотрена.
Темы конспектов
1. Общие проблемы теории уголовного судопроизводства.
2. Процессуальные формы уголовного судопроизводства и её особенности.
3. Цели и задачи уголовного судопроизводства.
4. Соотношение цели уголовного судопроизводства и цели доказывания.
5. Субъекты доказывания.
6. Реализация принципов уголовного судопроизводства в законодательном регулировании процессов доказывания.
7. Теоретические проблемы правового положения участников в уголовном судопроизводства.
8. Особенности правового положения участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
9. Реализация правомочий участников уголовного судопроизводства со стороны защиты.
10. Суд в уголовном судопроизводстве и его функции.
11. Проблемы доказывания в уголовном судопроизводстве.
12. Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу.
13. Придел и процесс доказывания. Общие закономерности процесса доказывания.
14. Логические, психологические и информационные средства доказывания.
15. Особенности уголовно-процессуального доказывания.
16. Специфика защиты и её влияние на процесс доказывания.
17. Особенности процесса доказывания в суде присяжных и при особом порядке судебном разбирательстве.
18. Критерии и обоснованности процессуальных решений.
19. Проблемы теории использования доказательств в уголовном судопроизводстве.
20. Понятия доказательства и её особенности.
21. Свойства доказательства и их иерархия.
22. Специфика собирания доказательства.
23. Методы и средства собирания доказательства.
24. Особенности собирания вещественных доказательств и посменных документов.
25. Средства и методы исследования и оценки доказательств.
26. Особенности реализации мер уголовно процессуального принуждения.
27. Меры пресечения и проблемы их использования.
28. Теоретические основы и практические проблемы задержание лица по подозрению в совершении преступления.
29. Иные меры процессуальных принуждений и их особенности.
30. Теоретические проблемы стадии возбуждения уголовного дела.
31. Понятие, значения и задачи стадии возбуждения уголовных дел.
32. Теоретические подходы к определению поводов и оснований для возбуждения уголовного дела.
33. Теоретические основы и законодательные закрепления правил проверки заявлений и сообщений о преступлении.
34. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела или отказы в этом.
35. Теоретические основы и практические проблемы стадии предварительного расследования.
36. Понятия цели задачи предварительного расследования.
37. Теория общих условия предварительного расследования.
38. Институт привлечения в качестве обвиняемого в уголовном судопроизводстве.
39. Особенности института привлечения в качестве обвиняемого, его роль и значение в уголовном судопроизводстве.
40. Теория и практика сокращенной формы расследования в виде дознания в уголовном судопроизводстве.
41. Роль и значения дознания в уголовном процессе.
42. Дознание как упрощенная форма предварительного расследования.
43. Особенности разрешения ходатайств и жалоб в уголовном судопроизводстве.
44. Особенности ходатайства и рассмотрение его следственными органами.
45. Жалоба в уголовном судопроизводстве и его особенности в разрешении в уголовном судопроизводстве.
5.2 Вопросы для подготовки к лабораторным работам
Лабораторные занятия рабочим учебным планом не предусмотрены.
5.3. Темы для определения понятийного аппарата исследования
1. Социально-правовая природа уголовно-процессуального права, его содержание.
2. Назначение современного уголовно-процессуального права России: его дискуссионные вопросы.
3. Проблемы реабилитации в уголовно-процессуальном праве РФ.
4. Правовая оценка тенденции к расширению частных начал в уголовном судопроизводстве.
5. Модель уголовно-процессуального судопроизводства в России в зависимости от степени реализации принципа состязательности.
6. Конституция РФ и ее влияние на формирование системы принципов российского уголовного процесса.
7. Система принципов уголовного процесса, проблема их реализации в правоприменительной деятельности.
8. Проблемные вопросы процессуального статуса потерпевшего.
9. Теория уголовно-процессуальных функций: состояние и перспективы.
10. Теория уголовно-процессуального доказывания, ее место и значение в науке уголовно-процессуального права.
11. Проблема истины в уголовном судопроизводстве: дискуссионные проблемы о видах истин (материальная, формальная истины, конвенциальная и другие разновидности истин).
12. Правовая природа уголовно-процессуального доказывания.
13. Структура и средства уголовно-процессуального доказывания.
14. Учения об уголовно-процессуальных доказательствах, как средствах уголовно-процессуального доказывания.
15. Проблемы реализации права защитника на участие в процессе доказывания.
16. Проблемы использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве.
17. Сущность и социальная ценность уголовно-процессуального принуждения, пределы его применения.
18. Дискуссионные проблемы относительно природы, содержания и применения отдельных мер уголовно-процессуального принуждения.
19. Особенности производства следственных действий в стадии возбуждения уголовного дела.
20. Проблемы соблюдения прав лиц, участвующих в производстве процессуальных и следственных действий в стадии возбуждения уголовного дела.
21. Проблемы судебного контроля в современной уголовно-процессуальной науке.
22. Полномочия прокурора и проблемы надлежащей организации производства предварительного расследования.
23. Подследственность уголовных дел. Формы предварительного расследования: проблемные вопросы.
24. Проблемы реформирования системы следственных действий в уголовном процессе.
25. Правовые и прикладные проблемы производства дознания в сокращенной форме.
26. Проблемы производства по уголовным делам в судебных стадиях российского уголовного процесса.
27. Научные исследования приговора, как акта правосудия. Проблема оснований и требований, предъявляемых к судебному приговору.
28. Производства в суде с участием присяжных заседателей: позитивное и негативное.
29. Проблемы судебного разбирательства при согласии обвиняемым с предъявленным обвинением.
30. Проблемы производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.
Темы для доклада
1. Дискуссионные проблемы относительно природы, содержания и применения отдельных мер уголовно-процессуального принуждения.
2. Конституция РФ и ее влияние на формирование системы принципов российского уголовного процесса.
3. Модель уголовно-процессуального судопроизводства в России в зависимости от степени реализации принципа состязательности.
4. Назначение современного уголовно-процессуального права России: его дискуссионные вопросы.
5. Научные исследования приговора, как акта правосудия. Проблема оснований и требований, предъявляемых к судебному приговору.
6. Особенности производства следственных действий в стадии возбуждения уголовного дела.
7. Подследственность уголовных дел. Формы предварительного расследования: проблемные вопросы.
8. Полномочия прокурора и проблемы надлежащей организации производства предварительного расследования.
9. Правовая оценка тенденции к расширению частных начал в уголовном судопроизводстве.
10. Правовая природа уголовно-процессуального доказывания.
11. Правовые и прикладные проблемы производства дознания в сокращенной форме.
12. Проблема истины в уголовном судопроизводстве: дискуссионные проблемы о видах истин.
13. Проблемные вопросы процессуального статуса потерпевшего.
14. Проблемы использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве.
15. Проблемы производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.
16. Проблемы производства по уголовным делам в судебных стадиях российского уголовного процесса.
17. Проблемы реабилитации в уголовно-процессуальном праве РФ.
18. Проблемы реализации права защитника на участие в процессе доказывания.
19. Проблемы реформирования системы следственных действий в уголовном процессе.
20. Проблемы соблюдения прав лиц, участвующих в производстве процессуальных и следственных действий в стадии возбуждения уголовного дела.
21. Проблемы судебного контроля в современной уголовно-процессуальной науке.
22. Проблемы судебного разбирательства при согласии обвиняемым с предъявленным обвинением.
23. Производства в суде с участием присяжных заседателей: позитивное и негативное.
24. Система принципов уголовного процесса, проблема их реализации в правоприменительной деятельности.
25. Социально-правовая природа уголовно-процессуального права, его содержание.
26. Структура и средства уголовно-процессуального доказывания.
27. Сущность и социальная ценность уголовно-процессуального принуждения, пределы его применения.
28. Теория уголовно-процессуального доказывания, ее место и значение в науке уголовно-процессуального права.
29. Теория уголовно-процессуальных функций: состояние и перспективы.
30. Учения об уголовно-процессуальных доказательствах, как средствах уголовно-процессуального доказывания.
Темы научных статей
Тему научной статьи студент формулирует самостоятельно, исходя из темы, выбранной для определения понятийного аппарата исследования.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Анонимное заявление о преступлении служить поводом для возбуждения уголовного дела:
а) может;
б) может по усмотрению уполномоченных на то лиц;
в) может, если поступило в письменном виде;
г) не может.
2. Явка с повинной представляет собой:
а) добровольный отказ от совершения преступления;
б) добровольное сообщение лица о совершенном другим лицом преступлении;
в) добровольное сообщение лица о готовящемся другими лицами преступлении;
г) добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.
3. Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется:
а) когда должностное лицо фиксирует добровольный отказ от совершения преступления;
б) когда должностное лицо получившее сообщение о совершенном правонарушении, установило в указанном деянии признаки состава преступления, содержащегося в УК РФ;
в) когда должностное лицо установило поводы и основания для возбуждения уголовного дела;
г) когда должностное лицо, вызывает лицо для дачи объяснения.
4. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела направляется:
а) подозреваемому;
б) обвиняемому;
в) потерпевшему;
г) прокурору.
5. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован:
а) следователю;
б) дознавателю;
в) руководителю следственного органа;
г) мировому судье.
6. В какой срок копия постановления о возбуждении уголовного дела направляется прокурору:
а) незамедлительно;
б) в течение 3 часов;
в) в течение 12 часов;
г) в течение 24 часов.
7. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает:
а) начальник РОВД;
б) следователь;
в) руководитель следственного органа;
г) прокурор.
8. К особенностям производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц относятся:
а) особенности возбуждения уголовного дела;
б) особенности производства допроса;
в) особенности составления обвинительного заключения;
г) особенности сроков предварительного следствия.
9. Признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор вправе:
а) отменить его;
б) обжаловать в суд;
в) передать уголовное дело другому следователю;
г) принести на него протест.
10. Прокурор вправе отменить постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела:
а) в срок не позднее 5 суток со дня получения копии данного постановления;
б) в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов сообщения о преступлении;
в) в течение 24 часов с момента получения данного постановления;
г) прокурор не вправе отменить данное постановление следователя.
11. Какие из перечисленных субъектов уголовного процесса не являются участниками со стороны обвинения:
a) руководитель следственного органа;
б) мировой судья;
в) представитель потерпевшего;
г) прокурор.
12. Не является обязанностью потерпевшего:
а) давать правдивые показания;
б) представлять образцы для сравнительного исследования;
в) подвергаться освидетельствованию;
г) не отлучаться с места жительства без соответствующего разрешения.
13. Подозреваемым является лицо:
a) в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве подозреваемого;
б) в отношении которого возбуждено уголовное дело;
в) застигнутое на месте преступления;
г) задержанное сотрудником полиции.
14. В комплекс прав подозреваемого не входит право:
a) знать, в чем он подозревается;
б) знать о наличии других подозреваемых/обвиняемых и существе имеющихся против них подозрений/обвинений;
в) отказаться от дачи объяснений и показаний;
г) заявлять ходатайства и отводы;
15. Для признания лица обвиняемым необходимо:
a) постановление обвинительного приговора;
б) уведомление об обвинении в совершении преступления;
в) задержание по подозрению в совершении преступления по ст. 91-92 УПК РФ;
г) составление обвинительного постановления.
16. В комплекс прав обвиняемого не входит право:
а) знать, в чем он обвиняется;
б) знать о наличии других обвиняемых и имеющихся против них обвинениях;
в) получить копию постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, копию обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления;
г) представлять доказательства.
17. Участие защитника обязательно по делам:
a) в которых участвует несколько потерпевших;
б) лиц, обвиняемых в совершении тяжких преступлений;
в) во всех указанных случаях участие защитника обязательно;
г) во всех указанных случаях участие защитника не обязательно.
18. Отказ от защитника может быть заявлен:
а) только на предварительном следствии;
б) в ходе предварительного расследования или предварительного слушания в суде;
в) до окончания судебного следствия;
г) в любой момент производства по уголовному делу.
19. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано:
а) свидетелем;
б) специалистом;
в) заявителем;
г) экспертом-криминалистом.
20. Протокол приема устного заявления о преступлении должен содержать следующие реквизиты:
а) место и время составления, должность и фамилию лица, принявшего заявление, данные о заявителе, его данные, предупреждение об уголовной ответственности за заведомо ложный донос;
б) место и время составления, регистрация в книге дежурного, сведения о лице, совершившем преступление, сведения о составителе, предупреждение об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний;
в) место и время составления, должность и фамилию лица, подозреваемого в совершении преступления, родственные и иные связи составителя, предупреждение об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний;
г) место и время составления, автобиография заявителя, номер регистрации, порядковый номер, сведения о похищенных вещах.
21. Предварительное расследование может осуществляться в