Правовые средства реагирования на нарушение закона

Правовые средства реагирования на нарушение закона делятся на 3 группы:

1) основные (протест, представление, постановление, заявление в суд)

2) оперативные (предостережения, письма, разъяснения закона)

3) «сигнализационные» (информация о состоянии законности, доклады на заседаниях органов власти и управления, представления Президенту о нарушениях закона в деятельности Правительства).

Протест

Протест – это акт реагирования прокурора на противоречащий закону или конституции правовой акт, а также на акт, нарушающий права человека и гражданина.

С протестом прокурор может обратиться:

ü в орган или к должностному лицу, издавшему этот акт

ü в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу.

В протесте ставится вопрос об отмене или изменении незаконного правового акта, о приведении его в соответствие с законом. В протесте могут содержаться и иные требования, направленные на устранение последствий, вызванных действием незаконного акта.

Устанавливается срок для его рассмотрения (как правило, 10 дней. При наличии исключительных обстоятельств, требующих незамедлительного устранения нарушений, срок может быть сокращён). В случае издания акта коллегиальным органом (органом власти или органом местного самоуправления) рассмотрение протеста должно быть произведено на ближайшем его заседании.

Вынесение протеста порождает определённые правовые последствия в виде обязанности органа или должностного лица рассмотреть протест и незамедлительно сообщить прокурору о результатах рассмотрения. Прокурору сообщается о времени рассмотрения протеста коллегиальным органом, прокурор может присутствовать (вопрос о необходимости участия прокурора в рассмотрении протеста решается в каждом конкретном случае).

В практике существует вопрос: возможно ли принесение протеста на акт в устной форме? Возможно, если будет предварительно проведена проверка, в процессе которой будет установлен факт того, что устное распоряжение имело место.

Структура протеста:

Вступительная часть

В ней содержатся сведения о субъекте; о наименовании акта, на который приносится протест; наименование самого документа («протест в порядке надзора»).

Описательная часть

В ней в краткой форме излагается содержание незаконного правового акта (может использоваться прямая или косвенная речь).

Мотивировочная часть

В ней делается вывод о незаконности правового акта, т.е. даётся правовая оценка этого акта (акт признаётся не соответствующим закону, противоречащим закону).

Выводы о незаконности акта должны подтверждаться соответствующими аргументами:

ü юридические аргументы (даётся ссылка на нарушенную норму и приводится

её краткое содержание)

ü фактические аргументы (выражают противоречие между нормой и содержанием акта).

Результативная часть

Содержит просьбу об отмене или изменении акта, об устранении нарушения прав граждан, а также информацию о сроках рассмотрения протеста и о необходимости сообщения о результатах рассмотрения протеста в прокуратуру.

Протест составляется в 3-х экземплярах (один экземпляр направляется адресату, второй – направляется в вышестоящую прокуратуру для контроля, третий – остаётся в прокуратуре для контроля).

В случае отклонения протеста прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта недействительным. Если прокурор уверен в том, что протест не будет рассмотрен, он может сразу обратиться в суд с заявлением о признании акта недействительным.

Представление

Представление – это акт прокурорского реагирования, в котором перед соответствующими органами ставится вопрос об устранении нарушений закона, а также причин и условий, способствующих их совершению.

Представление вносится в орган или должностному лицо, полномочным устранить нарушение закона. Может быть несколько вариантов действий прокурора:

1) представление вносится в орган (руководителю организации), где допускается нарушение закона

2) представление вносится в вышестоящую организацию или вышестоящему должностному лицу

3) представление вносится в орган, на который возложена обязанность осуществления контроля (органы местного самоуправления, органы управления, органы ведомственного или вневедомственного контроля).

В представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной или материальной ответственности.

Вынесение представления порождает определённые правовые последствия в виде обязанности органа или должностного лица:

§ безотлагательно рассмотреть представление

§ принять меры по устранению нарушений (не позднее, чем в 1-месячный срок)

§ незамедлительно сообщить о результатах рассмотрения в прокуратуру.

Структура постановления:

Вступительная часть

В ней содержатся сведения о субъекте, которому адресуется представление; наименование акта («представление об устранении нарушения закона…»), а также информация о том, откуда была получена информация о нарушениях.

Наши рекомендации