Понятие организации работы в органах прокуратуры, виды организационных мероприятий

Под организацией работы в органах прокуратуры понимается упорядочение надзорной деятельности в целях обеспечения её максимальной эффективности.

Организационные мероприятия не входят в содержание прокурорского надзора, но активно влияют на его осуществление.

Организация работы в органах прокуратуры носит комплексный характер. Организация работы в органах прокуратуры представляет собой комплекс мероприятий.

Виды мероприятий:

1) оперативные мероприятия, непосредственно связанные с осуществлением прокурорского надзора:

ü подбор и расстановка кадров

ü распределение поручений (обязанностей)

ü планирование работы

ü руководство выполнением надзорных функций

ü мероприятия по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе

с преступностью.

2) «технические» мероприятия (они носят вспомогательный характер):

ü ведение делопроизводства

ü оперативный учёт и статистическая отчётность

ü систематизация законодательства

ü использование разнообразных технических средств (оргтехники, средств

криминалистической техники)

3) мероприятия по повышению квалификации прокурорских работников:

ü проведение семинаров, конференций, стажировок

ü обучение в институтах повышения квалификации

ü распространение положительного опыта путём подготовки и направления в

нижестоящие прокуратуры информационных писем, обзоров, практики прокурорского надзора.

Формы организации работы органов прокуратуры:

1) организация работы прокурорского органа как коллектива работников

В систему органов прокуратуры входят различные по своему правовому положению прокуратуры. Работа должна быть организована в зависимости от стоящих перед прокуратурой целей и задач, характера выполняемых функций, штатной численности.

2) организация работы внутри структурного подразделения прокурорского органа

Каждое структурное подразделение (отдел или управление) состоит из коллектива работников, между которыми должны быть чётко распределены обязанности, организовано взаимодействие (они должны работать согласованно).

В состав структурного подразделения входят:

- начальник (возглавляет структурное подразделение)

- заместители начальника

- старшие прокуроры

- прокуроры отделов

- прокуроры-криминалисты

- следователи

- старшие следователи

- следователи по особо важным делам.

Каждый работник должен чётко знать круг своих обязанностей, своевременно их выполнять, осуществлять самоконтроль за своей деятельностью.

3) организация работы каждого прокурорского работника

Круг обязанностей каждого прокурорского работника должен быть чётко определён; круг обязанностей зависит от органа, в котором работает конкретный прокурорский работник.

Организация надзорной деятельности имеет место в 3-х формах:

1) организация осуществления надзора в целом

Осуществляется по основным направлениям деятельности (по отраслям надзора).

2) организация работы по осуществлению одного из основных направлений (одной из отраслей надзора)

3) организация отдельного надзорного мероприятия (как то проверки исполнения законов, проведения следственного действия, обобщения судебной практики).

Методические указания вышестоящим прокурором даются в форме Примерного плана проведения проверки.


Оперативные мероприятия, непосредственно связанные

с осуществлением прокурорского надзора

Подбор и расстановка кадров

Служба в органах прокуратуры представляет собой вид государственной службы. Кроме ограничений, установленных для государственных служащих, устанавливаются также дополнительные требования к прокурорским работникам (ст.401 ФЗ «О прокуратуре»):

ü работниками прокуратуры могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое

образование, полученное в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию

ü предъявляются требования к профессиональным и моральным качествам кандидатов

(это обеспечивается проведением предварительного психологического исследования. Препятствием для службы в органах прокуратуры является повышенная агрессивность, нервозность человека.)

ü определённое состояние здоровья (проводится предварительное медицинское

обследование).

В исключительных случаях допускается назначение на прокурорские должности ещё обучающихся (после 3-его курса).

Обстоятельства, препятствующие службе в органах:

1) решение суда о признании лица ограниченно дееспособным или полностью недееспособным

2) решение суда о запрете занимать лицом какие-либо должности

3) наличие судимости

4) отказ лица от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Может устанавливаться испытательный срок длительностью до 6-и месяцев.

Дополнительные требования для назначения на должность прокурора: лицо может быть назначено на должность прокурора района с 25 лет при наличии стажа работы в прокурорских органах (следователем или помощником следователя) не менее 3-х лет, на должность прокурора субъекта РФ – с 30 лет при стаже не менее 5-и лет.

Работа по подбору кадров осуществляется заблаговременно, этому вопросу посвящён раздел в Приказе генерального прокурора.

Распределение поручений (обязанностей)

Распределение поручений – это чёткое определение круга служебных обязанностей должностного лица, работающего в органах прокуратуры.

При распределении обязанностей учитываются деловые качества, опыт и интересы работников.

Основное правило при распределении обязанностей: распределению подлежит вся имеющаяся работа между наличным составом работников (кого-то может не быть на месте, но работа должна выполняться). Распределение обязанностей производится с учётом взаимозаменяемости работников.

Распределение обязанностей в городских и районных прокуратурах закрепляется в специальном Приказе о распределении обязанностей. В вышестоящих прокуратурах распределение обязанностей осуществляется путём издания:

- приказов

- положений об отделах и управлениях

- приказов о распределении зон деятельности.

Распределение обязанностей зависит от объёма работы и штатной численности работников.

Объём работы зависит от численности населения на обслуживаемой территории и состояния законности. Связь между численностью населения и состоянием законности прямая пропорциональная (чем больше численность населения, тем больше совершается нарушений).

При распределении обязанностей применяются 3 способа:

1) основной – принцип отраслевой специализации (предметный)

Между работниками в городских и районных прокуратурах обязанности распределяются по основным направлениям (отраслям) надзора. В зависимости от штатной численности могут быть различные варианты распределения: при небольшой численности работников им приходится совмещать деятельность по осуществлению надзора по двум и более отраслям; если численность позволяет, за каждым работником (группой работников) закрепляется определённой отрасль.

Этот принцип действует и в вышестоящих прокуратурах (генеральной прокуратуре и прокуратурах субъектов) – это проявляется в том, что обязанности по отраслям надзора распределяются между отделами и управлениями (структурными подразделениями).

Например: в прокуратуре Свердловской области есть Отдел по надзору за исполнением федерального законодательства, Следственное управление (в него входят отдел по расследованию особо важных дел, отдел по надзору за процессуальной деятельностью отделов, осуществляющих дознание и предварительное следствие) и т.д.

2) зональный принцип: территория, на которой действует прокуратура, делится на несколько зон. В состав зоны входит несколько административно-территориальных единиц. Количество зон определяется количеством работников отделов или управлений.

Этот принцип применяется как в городских и районных прокуратурах, так и в прокуратурах вышестоящего звена.

Зональный прокурор осуществляет контроль за деятельностью подчинённых прокуроров своей зоны, т.е.

ü знакомится с их работой (подчинённые направляют ему документы)

ü анализирует состояние законности в своей зоне

ü готовит предложения по улучшению работы, разрабатывает мероприятия по

улучшению работы

ü если выявляет нарушения, то готовит проекты приказов о наложении дисциплинарных

взысканий.

3) зонально-предметный принцип

Применяется при организации работы внутри структурных подразделений прокуратур субъектов РФ и генеральной прокуратуры.

Дополнительно прокурор отдела обобщает работу в рамках всей прокуратуры по какой-либо части отрасли надзора.

Приказом руководителя прокуратуры за каждым работником приказом закрепляются определённые обязанности. Основные обязанности работника – это те обязанности, которые закреплены за данным работником приказом. Дополнительно к основным обязанностям работнику может быть поручено:

ü рассмотрение жалоб и обращений, поступающих в прокуратуру

ü рассмотрение уголовных дел

ü обязанности по систематизации законодательства

ü поддержание государственного обвинения

ü участие в рассмотрении гражданских дел.

При распределении обязанностей между работниками должен учитываться характер полномочий: являются ли они передаваемыми или непередаваемыми.

Непередаваемые обязанности могут осуществляться только прокурором (например: подписание актов прокурорского реагирования и т.д.)

Передаваемые – например: право проводить проверки, запрашивать документы, вызывать должностных лиц и граждан в прокуратуру для дачи объяснений и т.д.

ש прокурор ש заместитель прокурора Они относятся к числу руководителей прокурорского органа. Имеют наибольший круг прав и обязанностей. осуществляют непередаваемые полномочия  
ש старшие помощники прокурора ש помощники прокурора ש прокуроры- криминалисты ש прокуроры отделов ש старшие прокуроры отделов ש заместители начальников отделов ש начальники отделов и управлений прокуратур     имеют более узкий круг прав и обязанностей   В их компетенцию входит осуществление только передаваемых полномочий

Планирование работ в органах прокуратуры

В прокуратуре очень много текущей работы.

Виды планирования работ в органах прокуратуры применяется:

1) перспективное планирование (перспективные планы)

План составляется на более или менее продолжительный период времени (на 1 год и более). Основывается перспективное планирование на прогнозировании правонарушений. В перспективные планы включаются:

ü мероприятия по анализу состояния законности

ü проведение координационных мероприятий

ü проведение проверки исполнения законов.

Возможность перспективного планирования основывается на том, что в прокуратуре регулярно должна проводиться аналитическая работа (анализ состояния законности). Такой анализ позволяет выявить наиболее распространённые правонарушения по видам, территории, времени совершения. На основе этого анализа возможно прогнозирование по времени, территории и другим показателям.

В соответствии с Приказом генерального прокурора № 34 от 26 июня 1997 года «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» не реже двух раз в год прокуратуры должны проводить анализ состояния преступности, а также условий и причин, её способствующих.

По результатам анализа принимается организационное решение о том, какие мероприятия надо проводить и включать в план.

2) текущее планирование

Обязательным видом является планирование на полугодие (раньше было планирование на квартал).

И полугодия, и кварталы – это периоды более ил менее устойчивого состояния законности.

В текущих планах определяется:

ü какие мероприятия будут проводиться

ü срок их исполнения

ü кто является ответственным за их исполнение.

В текущие планы включаются:

ש мероприятия координационного характера (по координации деятельности

правоохранительных органов)

ש проверки исполнения законов

ש обобщение судебной и следственной практики, практики прокурорского надзора

ש мероприятия по повышению квалификации (семинары, конференции и т.д.)

Не включаются в план текущей работы (текущая работа – это та работа, которая есть постоянно):

v работа по разрешению жалоб и обращений граждан

v работа по расследованию преступлений

v работа по участию в рассмотрении дел в судах (поддержка обвинения по уголовным

делам, участие в рассмотрении гражданских дел)

v работа по реагированию на нарушение законов.

Подготовка плана – это процесс. Перед составлением плана должны быть проанализированы результаты выполнения предыдущего плана, предложения работников и проч.

Мероприятия в плане указываются в связи с мероприятиями других отраслей надзора. Мероприятия в плане группируются по отраслям, учитываются во взаимосвязи разных отраслей надзора.

Обязательным видом является текущее планирование (полугодовые планы).

Перед составлением плана:

ü подводятся итоги выполнения предыдущего плана

ü учитываются предложения работников

ü учитывается план вышестоящей прокуратуры.

План составляется (разрабатываются и включаются в него мероприятия) на оперативном совещании. После этого план утверждается прокурором и становится документом, обязательным для исполнения (т.е. в дальнейшем за его неисполнение может наступить ответственность).

Включение в план мероприятий – это своеобразный (определённый) способ реагирования на нарушение законности.

Исходя из анализа состояния законности, выбираются наиболее необходимые мероприятия.

Анализ состояния законности предполагает изучение информации, находящейся в самой прокуратуре (внутренней), и поступающей в прокуратуру из других организаций, в том числе – истребуемой прокуратурой информации (внешней).

В прокуратуре изучаются:

ü поступившие и разрешённые заявления и обращения граждан

ü материалы, по которым отказано в возбуждении уголовного дела

ü дела, которые расследовались и были направлены в суд это внутренняя

ü прекращённые дела информация

ü приостановленные дела

ü материалы ранее проведённых проверок

ü материалы о нарушении законности, поступившие в прокуратуру из СМИ и

контролирующих органов.

Прокурорские органы должны проявлять инициативу по истребованию информации из органов контроля, органов внутренних дел, службы судебных приставов, судов, таможенных органов. Это внешняя информация.

Это в основном статистическая информация.

К числу контролирующих органов относятся: органы налоговой инспекции, инспекция по охране труда, инспекция по охране окружающей среды, центр санэпиднадзора, управление статистики и др.

Анализ всей этой информации и позволяет определить необходимые мероприятия, которые должны быть включены в план и выполнены.

К планам предъявляются определённые требования:

1) обоснованность включаемых мероприятий

Т.е. запланированные мероприятия должны быть вызваны необходимостью борьбы с правонарушениями в каком-либо органе или организации – это обеспечивается предварительным анализом состояния законности.

2) мероприятия должны быть результативными

Т.е. по результатам их проведения должны быть обязательно приняты меры прокурорского реагирования – это обеспечивается предварительным анализом состояния законности.

3) комплексность

В ряде случаев проведение проверки требует обобщения имеющейся информации.

Комплексность – это включение в план нескольких взаимосвязанных мероприятий из разных отраслей надзора (выполнение одного мероприятия невозможно без выполнения другого).

4) обязательность

Все мероприятия, включённые в план, подлежат выполнению.

Руководство выполнением надзорных функций

Руководство выполнением надзорных функций осуществляется вышестоящими прокурорами по отношению к нижестоящим и заключается в изучении деятельности подчинённых прокуроров, в выработке управленческих решений по организации их работы, её оценке, корректировке.

Основные способы руководства:

ü издание обязательных приказов, распоряжений, обязательных для исполнения

инструкций, указаний

ü обобщение опыта работы подчинённых прокуроров и издание информационных писем,

обзоров, методических рекомендаций

ü наложение мер поощрения и взыскания на подчинённых прокуроров.

Изучение деятельности происходит несколькими способами:

1) зональные прокуроры (прокуроры отделов, которые в отношении своей зоны осуществляют контроль)

- контроль осуществляется по копиям актов прокурорского реагирования, поступающих в вышестоящую прокуратуру из нижестоящих

- по копиям планов работы

- по докладным запискам подчинённых прокуроров о результатах проведённой работы

2) контроль осуществляется в форме выездов на места (в районные или городские прокуратуры) с проверкой организации работы. Выезжать может один прокурор или бригада. В процессе этих проверок проверяется работа по организации одного или нескольких направлений деятельности.

3) специально обобщается работа подчинённых прокуроров.


Технические мероприятия

Ведение делопроизводства

Ведение делопроизводства в органах прокуратуры определяется «Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ», утверждённой Приказом генерального прокурора № 93 от 28 декабря 1998 года.

В этой Инструкции определяется порядок приёма, учёта, регистрации, подготовки и оформления документов; контроль за использованием документов, формированием их в дела и надзорное производство, а также дальнейшее хранение и использование.

Поступающие в прокуратуру документы проходят несколько этапов:

- предварительное рассмотрение

- регистрация

- направление на рассмотрение

- подготовка ответа заявителю

- отправление в наряд и проч.

К оформлению документов предъявляются определённые требования: какое должно быть адресование, какие поля, каким шрифтом они должны быть напечатаны и т.п.

Вся поступающая в прокуратуру корреспонденция должна быть зарегистрирована.

В зависимости от вида и содержания документа регистрация осуществляется на алфавитной или ведомственной картотеке. Входящие документы регистрируются на карточках или в компьютере, а затем помещаются в соответствующую картотеку.

Учёт на компьютере должен полностью соответствовать требованиям и Инструкции.

На алфавитной картотеке регистрируются:

ü обращения граждан и учреждений

ü уголовные и гражданские дела

ü материалы проверок и служебных расследований

ü специальные донесения (которые направляются в вышестоящую прокуратуру о

наиболее опасных преступлениях – фактах терроризма, убийствах нескольких лиц и т.п.)

ü протесты, представления и другие акты прокурорского реагирования и процессуальные

документы.

На ведомственной картотеке регистрируются:

· арбитражные дела и переписка по ним

· сообщения СМИ о нарушении законности

· доклады, отчёты и иные документы о выполнении приказов, распоряжений, заданий.

Исходящие документы регистрируются в Книгах исходящей корреспонденции. Кроме этого ведутся:

v Книги учёта гражданских, уголовных и арбитражных дел

v Книги учёта следственных дел (т.е. дел, которые рассматриваются)

v Книги учёта вещественных доказательств

Вещественные доказательства обычно хранятся в прокуратуре в специально предназначенном для этого помещении.

v должна быть Книга заявлений о преступлениях.

Инструкция… определяет также порядок выполнения копировально-множительных работ, перевода документов, выдачи копий и выписок из документов. В ней определяется порядок хранения бланков, штампов и печатей и их использования. В настоящее время усилились требования вышестоящих прокуроров в плане исполнения Инструкции…, проводятся проверки.

После исполнения документа, когда об этом руководителем прокуратуры сделана отметка на документе, он помещается в надзорное производство или в наряд. Надзорное производство заводится по каждому уголовному делу (независимо от того, чем оно закончилось: было направлено в суд или прекращено), а также по каждому обращению, разрешённому в прокуратуре. В надзорных производствах содержатся копии всех основных процессуальных документов по делу (о возбуждении дела, о принятии дела к производству, о создании оперативно-следственной группы, о вынесении обвинения, о привлечении лица к ответственности и т.д.). В надзорном производстве по жалобе содержатся: само обращение, материалы проверки, копия ответа заявителю.

Наряды или дела

Образуются в соответствии с утверждённой прокурором номенклатурой дел, согласованной с местным архивом. Всего около 20-и нарядов. Основой для их создания являются основные направления деятельности. По каждой отрасли надзора создаются несколько нарядов. В нарядах с учётом хронологии формируются (скапливаются) документы, относящиеся к данной отрасли. По мере исполнения документы списываются в наряд.

Статистическая отчётность

Статистическая отчётность установлена перед органами статистики и перед вышестоящим прокурором.

Существует несколько обязательных статистических отчётов:

отчёт о следственной работе Эти отчёты составляются совместно с руководителями других правоохранительных органов. Это подведение итогов по следственной работе как прокуратуры, так и иных правоохранительных органов. № 1Е  
отчёт о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях Это отчёт о количестве рассмотренных дел и принятых решений. № 2Е  
отчёт о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности называется ОРД
отчёт о работе прокурора Состоит из 8-и разделов, которые посвящены отраслям надзора, а также подведению итогов работы по рассмотрению заявлений и обращений граждан. Гласность. по форме П  

Вся эта отчётность – полугодовая.

Ежемесячно составляются отчёты 1ЕМ (т.е. в усечённом виде отчёт о следственной работе).

Основой для подготовки статистической отчётности являются данные оперативного учёта. Оперативный учёт проделанной работы ведётся каждым работником прокуратуры или в целом прокуратурой. Учитываются:

- проведённые проверки исполнения закона

- проведённые обобщения практики

- разрешённые жалобы и обращения

- подготовленные акты реагирования

- расследованные уголовные дела

- разрешённые материалы по заявлениям и сообщениям о преступлениях.

В каждой прокуратуре ведутся Книги учёта работы по надзору за исполнением законов, исполнением законов несовершеннолетними и проч. По одной отрасли может быть несколько Книг (по разным показателям).

Учитываются и направленные в суд исковые заявления и дела, в которых участвовали прокуроры.

Систематизация законодательства

Необходимым условием эффективной работы является знание текущего законодательства каждым прокурорским работником. Законодательство стремительно меняется, своевременно должны изучаться все новые нормативные акты, своевременно должны вноситься изменения в действующие акты.

Работа по систематизации законодательства, как правило, возлагается на одного из оперативных работников.

Существует Приказ генерального прокурора РФ № 64 от 21 октября 1997 года

«О систематизации законодательства в органах прокуратуры», генеральным прокурором утверждены соответствующая Инструкция и Классификатор картотеки нормативных актов.

Систематизация законодательства предусматривает следующие направления:

1) ведение систематической картотеки нормативных актов

Для этого во все прокуратуры рассылались экспресс-бюллетени.

2) ведение контрольных экземпляров нормативных актов

3) учёт и хранение нормативных актов и поступающей специальной литературы.

В работе прокуратуры применяются информационные системы («Консультант+», «Гарант», «Кодекс»).

Использование различных технических средств

Применяются средства оргтехники, средства криминалистической техники.

Мероприятия по повышению квалификации

прокурорских работников

1) проведение семинаров по повышению квалификации

Это достаточно эффективная форма работы.

Применяется система кустовых семинаров (когда ежемесячно в конце месяца работники нескольких прокуратур собираются для проведения семинара).

В Свердловской области 75 прокуратур, все они распределены по 8-и кустам.

На семинарах обсуждаются наиболее актуальные и наиболее сложные вопросы.

Отдел криминалистики регулярно выезжает на семинары к следователям.

2) проведение научно-практических конференций

Чаще всего конференции проводятся по вопросам поддержания государственного обвинения. На эти конференции часто приглашаются учёные.

3) прохождение стажировок

Стажировки всегда индивидуальны. Стажировка представляет собой вызов работника в вышестоящую прокуратуру (на срок от 2-х дней до 2-х недель), где он знакомится с работой одного или нескольких отделов. По результатам составляется отчёт, на работника пишется характеристика.

4) занятия в институтах повышения квалификации

Недостаток состоит в том, что институты в состоянии принять только небольшое количество работников. Группы набираются ежемесячно, раз в два месяца. Группы набираются численностью 20 – 25 человек. Кандидаты для учёбы отбираются не имеющие дисциплинарных взысканий и показывающие хорошие результаты работы.

5) распространение положительного опыта путём подготовки и направления в нижестоящую прокуратуру информационных писем, обзоров практики прокурорского надзора.


Служба в органах и учреждениях прокуратуры РФ

Наши рекомендации