Правоспособность иностранных граждан и апатридов.
Иностранные граждане на территориях других стран имеют правоспособность, объем которой определяется местным правопорядком. Как правило, правоспособность предоставляется на основе национального режима, который регламентируется как во внутригосударственных актах, так в международных договорах. В силу национального режима иностранцам на территории определенного государства дается объем прав аналогичный тому, которым пользуются отечественные граждане. Как правило, национальный режим применяется в отношении хозяйственной деятельности иностранцев в сфере предпринимательской деятельности, в сфере гражданского процесса, в сфере интеллектуальной собственности и т.д.
Например, ГК Вьетнама – иностранные граждане имеют гражданскую правоспособность на равнее с вьетнамским гражданами, за исключением случаев, предусмотренных в законе; ст. 17 Закона МЧП – иностранцы и апатриды имеют гражданскую правоспособность в Украине, наравне с гражданами Украины, кроме случаев, предусмотренных законом или международными договорами Украины; ст. 34 Закона Об МЧП Швейцарии – вопросы приобретения и утраты правосубъектности регулируются правом, применяемом к отношению, предполагающим пользование гражданскими правами.
«Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и апатриды пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, установленных в законе» – ст.1196 ГК РФ.
В РФ иностранцы по своему правовому положению делятся на:
- временно пребывающие (проживающих);
- постоянно проживающие на территории РФ (пользуются большими правами).
Во Франции все иностранцы делятся на:
- посетители (туристы, лица наемного труда и иные лица, с разрешением пребывания на срок до 3-х лет);
- привилегированные иностранцы (все иностранцы, являющиеся гражданами стран Евросоюза, им не требуется получать специальных разрешений для проживания и трудоустройства).
Серьезной проблемой современного МЧП является институт безвестного отсутствия и объявления безвестно отсутствующих лиц умершими. Эта проблема входит в категорию правоспособности как вопрос ее начала и конца. На международном уровне принята Конвенция «Об объявлении умершими лиц безвестно отсутствующих» 1950 г. Детальная регламентация этого вопроса закреплена в двухсторонних договорах о правовой помощи. Коллизионные проблемы безвестного отсутствия и установления факта смерти разрешаются на основе личного закона или закона страны суда. Компетентными являются суды государства гражданства того лица, в отношении которого возбуждено дело об его отсутствии. В отдельных случаях компетентным является суд другой стороны (ст.23 Российско-польский договор), а применимым правом закон страны суда.
Проблема состоит в том, что данный институт отсутствует в МЧП Венесуэлы, Испании, Ирана и Египта. Во Франции возможно объявление лица безвестно отсутствующим в порядке судебного определения имеющего значение только для данного дела. Судебное определение имеет ограниченные имущественные последствия, а именно вмененный ввод во владение наследством. Праву США и Великобритании институт безвестного отсутствия в принципе не известен. В этих странах допустимо установить «прецедент относительно опровержимой презумпции факта смерти лица, отсутствующего в течение 7 лет».
Большинство государств мира устанавливает коллизионное регулирование института безвестного отсутствия. Генеральной коллизионной привязкой выступает личный закон соответствующего лица. Субсидиарно, практически всегда, предусматривается возможность применения права страны суда (прим. «основания и последствия исчезновения, отсутствия и предполагаемой смерти лица, определяются его последним национальным законом»). Итальянская юрисдикция: возникает в случае если последний национальный закон – итальянское право, если последнее место жительства лица находилось в Италии, если установление отсутствия, исчезновения и предполагаемой смерти может вызвать юридические последствия в соответствии с итальянским правом ст.22 Закона «О реформе МЧП Италии».
По делам об установлении факта смерти одного или нескольких лиц национальное коллизионное регулирование придерживается нескольких подходов:
- применение закона существа отношения;
- применение личного закона исчезнувшего лица в сочетании с законом страны суда (прим. презумпция, что одно лицо пережило другое или презумпция о смерти регулируются последним личным законом исчезнувшего лица, в случае невозможности его применения, то применяется законодательство Румынии ст.16 Об МЧП; признание лица физического лица безвестно отсутствующим и объявление его умершим регулируется законодательством РФ – ст.1200 ГК.)
Коллизионные вопросы дееспособности иностранцев.
Гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом. При этом физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью, по своему личному закону не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. Признание в РФ физического лица недееспособным подчиняется российскому праву – ст.1197 ГК.
Вопросы возрастной дееспособности непосредственно связанные с умственно-психологическим состоянием человека в праве различных государств регулируются по-разному (прим. РФ – 18 лет, США – 18-21 года, Англия -18 лет, Япония – 20 лет, ФРГ – лицо считается полностью дееспособным в день окончания 18-го года жизни).
Во Франции все лица, не достигшие 18 лет, являются полностью недееспособными. Все сделки от их имени заключаются законными представителями. Лицо, достигшее 16 лет, вправе заключать бытовые сделки с согласия родителей. Если лицо в 16 лет заключило трудовой договор оно вправе самостоятельно совершать акты гражданско-правового характера. В ФРГ в соответствии с ГГУ лица, не достигшие 7 лет, являются полностью недееспособными, достигшие 7 лет являются ограниченно дееспособными и до достижения возраста 18 лет заключают сделки с согласия законных представителей.
ч.3 ст.19 К РФ – мужчины и женщины имеют в РФ равные права и свободы и равные возможности их реализации. Действующий в нашей стране принцип равноправия полностью распространяется и на иностранцев, в частности, в период пребывания на территории РФ в отношении женщин перестают действовать законодательные ограничения ряды стран о власти мужа на женой (Греция, Бельгия. Пакистан и т.д.). Это означает, что жена без согласия мужа имеет право свободно на территории РФ поступать на работу, обращаться в суд и т.д.
Коллизионные вопросы деликтоспособности решаются в ст.1219,1220 ГК РФ, в соответствии с которыми вопрос деликтоспособности будет определяться на основании права, подлежащего к применению к обязательству вследствие причинения вреда.