Федеральные органы налоговой полиции

Налоговая полиция - относительно новый для России правоохранитель­ный орган. Ее создание было обусловлено реформой экономических отно­шений и связанного с ней реформирования налоговой системы. Государст­венная налоговая служба РФ, созданная в 1991 г. только как система кон­троля за соблюдением налогового законодательства, не была приспособле­на к ведению борьбы с противоправными, в том числе преступными, пося­гательствами на налоговую систему. Указом Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 262 при Государственной налоговой службе РФ, при государст­венных налоговых инспекциях на местах были образованы подразде­ления налоговых расследований, которыми руководило Глав­ное управление налоговых расследований. Кроме выполнения функций налоговой службы, эти подразделения обязаны были осуществлять меры по предупреждению и пресечению нарушений налогового законодательства, обеспечивать безопасность деятельности налоговых инспекций и их долж­ностных лиц. При этом полномочия подразделений налоговых расследова-

258 Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка

ний были ограниченными. Они могли лишь проводить собирание первич­ных материалов о преступных нарушениях налогового законодательства и затем передавать их в органы внутренних дел для возбуждения уголовных дел и расследования преступлений.

В июле 1992 г. подразделениям налоговых расследований было предос­тавлено право осуществления оперативно-розыскной деятельности и доз­нания по делам о налоговых преступлениях1. Однако нахождение подраз­делений налоговых преступлений в системе государственных налоговых инспекций не способствовало эффективности борьбы с налоговыми пре­ступлениями. Практика настоятельно требовала создания самостоятельно­го, независимого правоохранительного органа, специализирующегося на выполнении функций борьбы с противоправными нарушениями налогового законодательства. И такой орган был создан. Законом Российской Федера­ции от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» орга­ны налоговых расследований были реорганизованы в феде­ральные органы налоговой полиции, ставшие таким образом правопреемниками Главного управления налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях с сохранением за ними функций по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и проведению дознания. Федеральным законом от 17 декабря 1995 г.2 на федеральные органы налоговой полиции была возложена еще одна функция - проведе­ние предварительного следствия по делам о налоговых преступлениях.

В настоящее время федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения эко­номической безопасности Российской Федерации (ст. 1 Закона от 24 июня 1993 г.). Они призваны решать следующие основные задачи:

выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

государственная защита должностных лиц налоговых органов, феде­ральных органов налоговой полиции и их близких;

1 Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3181-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятель­ности в Российской Федерации", Закон РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР", Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // Ведомости РФ. 1992. № 33. Ст. 1912.

2 Федеральный закон от 15 ноября 1995 г. (17 декабря 1995 г.) № 200-ФЗ «О внесе­нии изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О федеральных орга­нах налоговой полиции" и Уголовно процессуальный кодекс РСФСР» // СЗ РФ-1995. №51. Ст. 4973.

Глава 14. Налоговые органы и органы налоговой полиции 259

выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых орга­нах и федеральных органах налоговой полиции.

На них не могут быть возложены задачи, не предусмотренные законом.

Деятельность органов налоговой полиции осуществляется на основе общеправовых принципов: законности; уважения прав и свобод человека и гражданина; подконтрольности и подотчетности высшим органам законо­дательной и исполнительной власти Российской Федерации; недопустимо­сти в органах налоговой полиции создания и деятельности политических партий и других общественных объединений; осуществления деятельности в тесном взаимодействии с другими государственными органами, общест­венными объединениями и гражданами, а также налоговыми службами других государств на основе международных договоров и обязательств Российской Федерации. Для организации и деятельности этих органов ха­рактерны также специальные принципы: единства и централизации; соче­тания гласных и негласных форм деятельности.

Федеральные органы налоговой полиции представляют собой еди­ную централизованную систему с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим органам и директору Федеральной службы налого­вой полиции Российской Федерации. Система органов налоговой полиции трехуровневая (трехзвенная).

Возглавляет ее Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП РФ). Второй уровень образуют органы ФСНП РФ (главные управления, управления, отделы) по республикам, краям, облас­тям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам - территориальные органы.

Третий уровень образуют местные органы налоговой полиции к кото­рым относятся органы налоговой полиции (управления, отделы) районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управ­лений (отделов) налоговой полиции, отделы ФСНП РФ.

Федеральная служба налоговой полиции РФ является федеральным ор­ганом исполнительной власти, осуществляющим правоохранительные функции в сфере обеспечения экономической безопасности РФ, защиты ее экономических интересов и непосредственно реализующим основные на­правления деятельности органов налоговой полиции1. Она возглавляет систему федеральных органов налоговой полиции. Ею руководит Директор (в ранге председателя государственного комитета РФ), который назначает­ся на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства РФ. Он осуще­ствляет общее руководство деятельностью подчиненных ему органов нало­говой полиции и координацию их деятельности с деятельностью других

См. п. 1 Положения о Федеральной службе налоговой полиции Российской Феде-Рации (СЗ РФ. 1999. № 39. Ст. 4590).

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка

правоохранительных, налоговых и иных государственных органов. Дирек­тор ФСНП РФ имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности также Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В качестве совещательного органа в ФСНП России образуется коллегия, которая рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов налоговой полиции. Решения Коллегии, как правило, объявляются приказом Директора ФСНП.

Основные направления деятельности органов налоговой полиции опре­деляются поставленными перед ними задачами. Свою деятельность они организуют по следующим направлениям:

осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками;

осуществление административной деятельности; проведение оперативно-розыскной деятельности; производство предварительного расследования.

Первое направление деятельности органов налоговой полиции обуслов­лено тем обстоятельством, что они вместе с налоговыми органами Россий­ской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства, за правиль­ностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответст­вующий бюджет налогов и других обязательных платежей. В рамках этого направления деятельности органы налоговой полиции проводят налоговые проверки самостоятельно либо совместно с налоговыми органами. В необ­ходимых случаях они вправе проводить проверки налогоплательщиков, в том числе и контрольные, после проверок, проведенных налоговыми орга­нами. При этом они пользуются правами, представленными законодатель­ством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного кон­троля (п. 2 ст. 11 Закона от 24 июня 1993 г.). В случае непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, органы налого­вой полиции могут приостановить операции налогоплательщиков по сче­там в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца.

Административная деятельность налоговой полиции осу­ществляется в пределах ее компетенции, связанной с производством по делам о налоговых правонарушениях. В соответствии с новым Кодексом РФ об административных правонарушениях, введенным в действие с 1 июля 2002 г.1, на органы налоговой полиции, в частности, возложено рассмотре­ние дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей про-

Кодекс РФ об административных правонарушениях принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. и введен в действие Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»-

Глава 14. Налоговые органы и органы налоговой полиции 261

дукции (ст. 14.16); нарушением порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст. 15.1); несоблюдение обязанно­стей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций (ст. 15.2) и др.

При наличии оснований подозревать в совершении административного правонарушения сотрудники органов налоговой полиции вправе проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, дос­тавлять граждан в налоговые органы для составления административного протокола, осуществлять административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств, налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонаруше­ниях (ст. 27.1 КоАПРФ).

Оперативно-розыскная деятельность федеральными органами налоговой полиции проводится в строгих рамках Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» и осуществля­ется гласно и негласно. При этом они вправе проводить опрос граждан, наводить справки, проводить сбор образцов для сравнительного исследова­ния и контрольные закупки, вести наблюдение, обследовать помещения, осуществлять другие действия, предусмотренные законом.

Законом от 24 июня 1993 г. особо выделен ряд специфических направ­лений оперативной работы в деятельности налоговой полиции. Так, они вправе привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству на конфиден­циальной основе. В особых случаях, когда получение иными способами необходимой информации невозможно, органы налоговой полиции вправе внедрять в соответствующие криминальные структуры своих сотрудников. Разрешение на такое внедрение дает директор ФСНП РФ или его первый заместитель.

Производство предварительного расследования -важнейшее направление правоохранительной деятельности органов нало­говой полиции. Первоначально налоговая полиция проводила расследова­ние только в форме дознания, а в декабре 1995 г. была наделена полномо­чиями по производству предварительного следствия, для чего в системе ФСНП РФ были созданы следственные подразделения.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ, введенном в действие с 1 ию­ля 2002 г., полномочия органов налоговой полиции по производству дозна­ния и предварительного следствия сохранены.

Органы налоговой полиции предварительное расследование производят по делам о налоговых преступлениях: ст. 198 УК РФ (уклонение граждан от уплаты налогов); ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с органи­заций).

Дознаватели органов налоговой полиции, кроме того, при обнаружении признаков преступления, по которому обязательно производство предвари-

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка

тельного следствия, вправе возбудить уголовное дело и провести по нему неотложные следственные действия с последующей передачей дела следо­вателю (ст. 157 УПК РФ).

Следователи органов налоговой полиции могут, кроме дел о налоговых преступлениях, расследовать и иные дела о преступлениях, перечисленных в ч. 6 ст. 151 УПК РФ, если они их выявили.

В случае обнаружения преступления, отнесенного к их компетенции, дознаватели и следователи органов налоговой полиции возбуждают дело и расследуют его в полном объеме, принимают предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования всех об­стоятельств.

Органы налоговой полиции в пределах своей компетенции исполняют определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуро­ров, следователей о производстве розыскных и иных предусмотренных законом действий, оказывают им содействие в производстве отдельных процессуальных действий. В случае выявления экономических преступле­ний, не относящихся к их подследственности, органы налоговой полиции сообщают об этом в соответствующие правоохранительные органы.

Федеральные органы налоговой полиции решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с налоговыми и иными государственными органами.

На службу в налоговую полицию принимаются граждане Российской Федерации, достигшие 20-летнего возраста, способные по своим деловым и личным качествам, образованию и состоянию здоровья исполнять служеб­ные обязанности. Сотрудникам налоговой полиции присваиваются специ­альные звания в зависимости от занимаемой должности и стажа работы в органах налоговой полиции. Принятые на службу сотрудники принимают присягу.

Сотрудникам налоговой полиции запрещается выполнять оплачивае­мую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподаватель­ской и творческой деятельности), заниматься индивидуальной либо пред­принимательской деятельностью.

Законные требования сотрудника налоговой полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Законом определена сис­тема мер правовой, социальной защиты сотрудников налоговой полиции. Они обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и другую информацию, получен­ную ими при исполнении служебных обязанностей.

Глава 15. Таможенные органы

Наши рекомендации