Налоговые органы Российской Федерации, их задачи и компетенция

Важное место в деятельности государства занимает формирование его бюджета- денежного дохода, необходимого для реализации экономиче­ских и социальных программ, обеспечения обороны и безопасности стра­ны. Одним из главных источников формирования бюджета являются нало­ги, взимаемые с юридических и физических лиц (налогоплательщиков). Налоги представляют собой обязательные сборы в виде подоходного нало­га, налога на добавленную стоимость, платы за землю, акцизов и различ­ных сборов, которые взимаются с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленным законом. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей образует налоговую систему государства. Стабильное поступление в казну государства налогов и других обязательных платежей является необходимым условием успешного функционирования государст­ва, дальнейшего экономического и социального развития.

Однако налогоплательщики не всегда добросовестно выполняют свои обязанности перед государством, допускают различные нарушения налого­вого законодательства - от несвоевременного внесения в соответствующий бюджет налогов до умышленного уклонения от их уплаты. Поэтому в лю­бом государстве создается определенная система учета налогоплательщи­ков и контроля за полнотой и своевременностью уплаты ими начисленных налогов и обязательных платежей. В Российской Федерации эту функцию выполняют налоговые органы Российской Федерации. Их правовое поло­жение определено Законом Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»1, Налоговым кодексом РФ 1998 г.

' В редакции Федерального закона от 23 июня 1999 г. (8 июля 1999 г.) № 151-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Государственной налого­вой службе РСФСР"» (СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3484). Названный закон РСФСР был принят 21 марта 1991 г. (Ведомости РСФСР. 1991. № 15. Ст. 492).

Согласно ст. ] Закона о налоговых органах они (эти органы) представ­ляют собою единую систему контроля за соблюдением налогового законо­дательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных пла­тежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов. В соответствии со ст. 30 Нало­гового кодекса РФ в случаях, им предусмотренных, полномочиями налого­вых органов обладают также таможенные органы и органы государствен­ных внебюджетных фондов.

К налоговым органам (в самом широком смысле слова) следует отнести также федеральные органы налоговой полиции, созданные в соответствии с Законом РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налого­вой полиции»1, которые являются правопреемниками подразделений нало­говых расследований, состоявших при государственных налоговых ин­спекциях.

Налоговые органы Российской Федерации - единая централизованная система органов, включающая Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные органы; представляют собой трехзвенную систему. Выс­шим звеном системы является Министерство РФ по налогам и сборам; среднее звено образуют налоговые органы субъектов РФ; низовое звено -налоговые органы районов, городов (исключая города в составе районов) и районов в городах.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (далее -Министерство) является федеральным органом исполнительной власти и подчиняется Президенту и Правительству РФ. Оно создано в соответст­вии с Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 «О Мини­стерстве Российской Федерации по налогам и сборам»2 путем преобра­зования бывшей Государственной налоговой службы Российской Феде­рации. Его возглавляет министр, который назначается на должность Президентом РФ.

При министре образуется и действует коллегия (совещательный орган) в составе: министра (председатель коллегии), заместителей министра - по должности, других руководящих работников Министерства. Коллегия рас­сматривает наиболее важные вопросы, связанные с деятельностью налого­вых органов. Решения коллегии реализуется приказами и распоряжениями министра.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам: обеспечивает выработку и проведение единой государственной налого­вой политики, взимание налогов и сборов;

2 Ведомости РФ. 1993. № 29. Ст 1114 СЗ РФ. 1998. №58. Ст. 6393.

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка Глава 14. Налоговые органы и органы налоговой полиции

координирует деятельность федеральных органов исполнительной вла­сти по вопросам налогов и сборов в Российской Федерации;

осуществляет контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, а также за производством и оборотом этилового спирта и алко­гольной продукции;

выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного кон­троля.

Министерство осуществляет главным образом организационные функ­ции, связанные с руководством работой низовых государственных налого­вых органов. Оно получает, обобщает и анализирует отчеты налоговых ор­ганов о проделанной работе; проводит непосредственное обследование и проверку деятельности налоговых органов; разрабатывает предложения по ее совершенствованию; распространяет положительный опыт; внедряет совре­менные формы и методы контроля, в том числе с применением средств авто­матизации и компьютеризации.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам осуществля­ет разработку налоговой политики и налогового законодательства совмест­но с Минфином, ФСНП, МВД и др. Оно издает инструкции и методические указания по применению законодательства о налогах; контролирует изда­ние министерствами, ведомствами и другими организациями нормативных актов по вопросам налогообложения и, если они не соответствуют дейст­вующему законодательству, ставит вопрос об их отмене.

Министерство выполняет и работу, непосредственно связанную с осу­ществлением контроля за плательщиками налогов: проводит при необхо­димости дополнительную проверку соблюдения налогового законодатель­ства, осуществляет возврат излишне взысканных (уплаченных) налогов и других платежей с налогоплательщиков и т. д.

О состоянии исполнения налогового законодательства в стране, о ходе поступления налогов и платежей в государственный бюджет Министерство информирует Президента и Правительство РФ.

Аналогичные функции в пределах региона осуществляют налоговые органы среднего звена системы. В тех случаях, когда они непосредствен­но осуществляют контроль за уплатой налогов и других платежей в бюд­жет, они выполняют те же функции, что и налоговые органы низового уровня.

Налоговые органы по районам, городам без районного деления и рай­онам в городах являются основным звеном в единой системе налоговых органов. Именно они выполняют основной объем работы по осуществле­нию контроля за исполнением налогового законодательства. Свою деятель­ность они осуществляют по следующим основным направлениям: 1) учи­тывают налогоплательщиков; 2) осуществляют проверку соблюдения нало­гового законодательства налогоплательщиками (налоговые проверки);

3) взыскивают недоимки1 и пени2 по налогам и сборам, применяют налого­вые санкции за нарушения налогового законодательства.

Учет налогоплательщиков - ключевая обязанность налого­вых органов. В соответствии со ст. 11 Закона о налоговых органах они «несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогопла­тельщиков». В свою очередь, для налогоплательщиков постановка на учет в налоговой инспекции является обязанностью. Учету подлежат: а) юридиче­ские лица, их филиалы, представительства и другие обособленные подраз­деления, на которые в соответствии с законом возложена обязанность уп­лачивать налоги; б) физические лица, зарегистрированные в качестве пред­принимателей без образования юридического лица.

Учет налогоплательщиков осуществляется путем включения их в Госу­дарственный реестр налогоплательщиков. При этом каждому из них при­сваивается постоянный идентификационный номер. Вставшему на учет налогоплательщику налоговый орган выдает свидетельство о постановке на учет. Банки и кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета налогоплательщикам только по предъявлению указанного свидетельства.

Налоговые проверки проводятся налоговыми органами на пред­приятиях, учреждениях и организациях (независимо от форм собственности) путем проведения камеральных и выездных проверок3.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных го­да деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие },) году проведения проверки.

"I Для проведения налоговых проверок налоговые органы вправе привле-| кать представителей финансовых, правоохранительных органов, ревизион­ных служб банков, других контролирующих органов. При этом они вправе обследовать любые используемые для извлечения доходов помещения, принадлежащие юридическим лицам и гражданам.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов может осу­ществляться на основе анализа и проверок поступающих в налоговые орга­ны банковских и иных документов (копий платежных поручений, подтвер­ждающих уплату налогов, выписок банков и т. п.). Налоговые органы впра­ве по своей инициативе истребовать от предприятий, учреждений, органи­заций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан документы, справки, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для решения вопроса о правильном налогообложении.

1 Недоимка- сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный зако­нодательством о налогах и сборах срок.

Пеня - вид неустойки, устанавливаемый в виде процента от суммы несвоевремен­но выплаченног о налога и сбора, который исчисляется за каждый день просрочки

Статья 87 Налогового кодекса РФ.

256______________Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка

По вопросам, возникающим в ходе проверок, работниками налоговых органов могут быть получены от соответствующих должностных лиц и граждан необходимые фактические данные, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну.

Налогоплательщик обязан самостоятельно и в срок исполнять обязанно­сти по уплате налогов. В случае неуплаты или неполной уплаты налога по решению налогового органа взыскание налога производится прину­дительно за счет денежных средств, находящихся на счетах налогопла­тельщика в банке, либо за счет иного имущества (например, производст­венных помещений, легкового автотранспорта, готовой продукции, товаров и т. д.).

Взыскание налога с организаций производится, как правило, в бесспор­ном порядке (банком либо судебным приставом-исполнителем). Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

В тех случаях, когда налогоплательщики совершают налоговые право­нарушения, налоговые органы могут ставить вопрос о применении к пра­вонарушителям налоговых санкций.

Согласно ст. 106 Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законода­тельства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогопла­тельщика, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность. Виды таких налоговых правонарушений предусмотрены в гл. 16 Кодекса. К ним, например, закон относит: нарушение налогоплательщиком срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116) или уклонение от поста­новки на учет (ст. 117); грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120) и т. д. Ответственность за налоговые правонарушения несут как организации, так и физические лица. При этом физическое лицо несет предусмотренную Налоговым кодексом ответствен­ность, если совершенное им деяние не содержит признаков преступления.

Налоговые санкции за налоговые правонарушения устанавливаются и применяются в виде штрафов. Они взыскиваются с правонарушителей в судебном порядке на основании искового заявления налогового органа. Взыскание с налогоплательщика штрафа за налоговое правонарушение не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.

В отношении налогоплательщиков, нарушивших налоговое законода­тельство, налоговые органы вправе применять другие санкции. Например, возбуждать ходатайства о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью. Им предоставлено право предъявлять в суд общей юрис­дикции или арбитражный суд иски: о ликвидации предприятий любей организационно-правовой формы; о признании недействительными сделок и др. Санкции применяются не только к организациям, но и к должностным

Глава 14. Налоговые органы и органы налоговой полиции _________________257

лицам, а также к отдельным гражданам, виновным в нарушении налогового законодательства. Виновные могут привлекаться к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности.

В случае выявления признаков готовящихся или совершенных налого­вых преступлений налоговые органы направляют соответствующий мате­риал в федеральные органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и проведения расследования.

На должности работников налоговых органов всех уровней могут быть назначены граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям ква­лификационных характеристик соответствующих должностей. Руководя­щим работникам и специалистам налоговых органов присваиваются класс­ные чины в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем работы. Для них введена форменная одежда.

Материально-техническое обеспечение налоговых органов и их работ­ников осуществляется применительно к порядку, установленному для со­трудников органов внутренних дел. В отношении работников установлены повышенные гарантии социальной и правовой защиты. Вместе с тем закон устанавливает повышенные обязанности и ответственность должностных лиц налоговых органов. Они обязаны: соблюдать Конституцию РФ, другие законы и нормативные акты; сохранять коммерческую тайну; тайну сведе­ний о вкладах физических лиц; выполнять другие обязанности, предусмот­ренные законодательством.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей должно­стные лица налоговых органов привлекаются к дисциплинарной, админи­стративной или уголовной ответственности.

Наши рекомендации