Совет Безопасности Российской Федерации

Конституционным органом, на который возложена подготовка решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности, является Совет Безопасности Российской Федерации. Согласно Положе­нию о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденному Ука­зом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 9491 (с изме-

Глава 13. Органы обеспечения безопасности

1 СЗ РФ 1999. № 32 Ст 4041

нениями от 15 ноября 1999 г , 28 декабря 2000 г.), он рассматривает вопро­сы внутренней и внешней политики России в области обеспечения безо­пасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, решения стратегических проблем государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и иных видов безопасности, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, при­нятия мер по их предотвращению и преодолению их • последствий (п. 6 Положения о Совете Безопасности Российской Федерации).

В состав Совета Безопасности РФ входят: председатель, секретарь, по­стоянные члены и члены Совета Безопасности. Председателем Совета Безо­пасности является по должности Президент Российской Федерации. Секре­тарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безо­пасности, назначается Президентом Российской Федерации. Членами Совета Безопасности могут являться руководители федеральных министерств и ведомств: экономики и финансов, иностранных дел, юстиции, обороны, безопасности, внутренних дел, экологии и природных ресурсов, здраво­охранения, Службы внешней разведки, а также иные должностные лица, назначаемые Президентом РФ по представлению секретаря Совета Безопасности (п. 7 Положения о СБ РФ).

Совет Безопасности может образовывать постоянные и временные меж­ведомственные комиссии, которые создаются на функциональной или ре­гиональной основе. Организационно-техническое и информационное обес­печение деятельности Совета Безопасности осуществляет его аппарат (пп. 18-22, 25 Положения о СБ РФ).

К основным задачам Совета Безопасности Российской Федерации отнесены:

- определение жизненно важных интересов личности, общества и госу­дарства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

- разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасно­сти Российской Федерации и организация подготовки федеральных про­грамм ее обеспечения,

- подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопас­ности личности, общества и государства;

- подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по органи­зации их ликвидации;

- подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

- разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъек-

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка

Глава 13. Органы обеспечения безопасности

тов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

- совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработ­ки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства (п. 5 Положения о СБ РФ).

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях постоян­ными членами простым большинством голосов от их общего числа и всту­пают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности. Ре­шения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указа­ми Президента РФ (п. 11 Положения о СБ РФ).

Органы Федеральной службы безопасности

Составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федера­ции являются органы Федеральной службы безопасности, которые в преде­лах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность лично­сти, общества и государства. Руководство деятельностью органов Феде­ральной службы безопасности осуществляют Президент и Правительство РФ.

Правовую основу деятельности органов Федеральной службы безопас­ности образуют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г.1 (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г.), другие законы и иные нормативные акты федеральных органов государственной власти. Деятельность органов Федеральной службы безопасности реализуется в соответствии с принципами законно­сти, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гума­низма, единства системы органов Федеральной службы безопасности и централизации управления ими, конспирации, сочетания гласных и неглас­ных методов и средств.

Органы Федеральной службы безопасности представляют единую цен­трализованную систему, в которую входят:

- Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ РФ);

- управления (отделы) Федеральной службы безопасности по отдель­ным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

- управления (отделы) Федеральной службы безопасности в Вооружен­ных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формирова­ниях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).

ФСБ РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти, создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках,

'СЗРФ. 1995. № 15. Ст. 1269.

осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реали­зует основные направления деятельности органов ФСБ.

Основные задачи, функции, структура ФСБ, полномочия директора ФСБ РФ и коллегии ФСБ РФ определяются Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, которое утверждается Президентом РФ. Возглавляет Федеральную службу безопасности Российской Федера­ции директор ФСБ РФ на правах федерального министра.

В настоящее время действует Положение о Федеральной службе безо­пасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Рос­сийской Федерации от 6 июля 1998 г. № 8061 (с изменениями от 26 августа, 5 октября 1998 г., 4 января, 28 августа 1999 г., 17 июня 2000 г., 11 июня 2001 г.). В соответствии с ним структуру ФСБ образуют:

- руководство;

- департаменты- контрразведки (1-й департамент); по борьбе с терроризмом (2-й департамент); экономической безопасности (4-й департамент); анализа, прогноза и стратегического планирования (5-й департамент); организационно-кадровой работы (6-й департамент); обеспечения деятельности (7-й департамент);

- управления - военной контрразведки (3-е управление); конституцион­ной безопасности (8-е управление); инспекторское; следственное; собст­венной безопасности (9-е управление); управление делами; договорно-правовое управление;

- военно-мобилизационный отдел (10-й отдел) - на правах управления.

Для рассмотрения важнейших вопросов деятельности органов Феде­ральной службы безопасности, принятия по ним решений в ФСБ РФ обра­зуется коллегия в составе директора ФСБ (председатель коллегии), первых заместителей директора и заместителей директора (по должности), а также руководящих работников органов Федеральной службы безопасности. Чис­ленность и состав коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должно­сти, утверждаются Президентом РФ. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказами ФСБ РФ. При разногласии между директором ФСБ и коллегией директор ФСБ проводит в жизнь свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президен­ту Российской Федерации. Члены коллегии ФСБ РФ также могут сообщить свое мнение Президенту.

Основными направлениями деятельности органов Федеральной службы безопасности являются контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и иные направления, определяемые Законом об органах

фсб.

'СЗРФ. 1998. №28. Ст. 3320.

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка

|Р -

Контрразведывательная деятельность органов Федеральной службы бе­зопасности заключается в выявлении, предупреждении, пресечении разве­дывательной и иной деятельности специальных служб и организаций ино­странных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Основания для осуществле­ния органами федеральной службы безопасности контрразведывательной деятельности определяются законом, а порядок использования при этом негласных методов и средств - нормативными актами Федеральной служ­бы безопасности. Контрразведывательная деятельность, затрагивающая тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Контрразведывательная деятельность, затрагивающая неприкосновенность жилища граждан, допускается только в случаях, установленных федераль­ным законом, или на основании судебного решения.

Борьба органов Федеральной службы безопасности с преступностью ве­дется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, преду­преждению, пресечению и раскрытию шпионажа, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению и предупреждению, пресечению и раскры­тию деятельности преступных групп, отдельных лиц и общественных объ­единений, ставящих своей целью насильственное изменение конституци­онного строя Российской Федерации.

Разведывательная деятельность осуществляется органами Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации. Порядок проведения разведыватель­ных мероприятий, использования негласных методов и средств при осуще­ствлении разведывательной деятельности определяется нормативными ак­тами ФСБ РФ. Сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют государствен­ную тайну.

Для решения стоящих перед ними задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства органы Федеральной службы безопасно­сти наделены необходимыми полномочиями- обязанностями и правами К их основным обязанностям отнесены:

- информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ v по их поручению - федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации об угрозах безопасност! Российской Федерации;

Глава 13. Органы обеспечения безопасности

- выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба Российской Федерации;

- добывание разведывательной информации в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, на­учно-технического и оборонного потенциала;

- выявление, предупреждение и пресечение преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены к их компетенции;

- обеспечение в пределах своих полномочий безопасности в Вооружен­ных Силах Российской Федерации, пограничных войсках Российской Фе­дерации, внутренних войсках МВД Российской Федерации, войсках Феде­рального агентства правительственной связи и информации при Президен­те Российской Федерации, железнодорожных войсках Российской Федера­ции, войсках гражданской обороны Российской Федерации, иных воинских формированиях и в их органах управления, а также в органах внутренних дел, федеральных органах налоговой полиции, федеральных органах пра­вительственной связи и информации, таможенных органах Российской Федерации;

- обеспечение в пределах своих полномочий безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизне­обеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратеги­ческих объектов, а также безопасности в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

- обеспечение в пределах своих полномочий безопасности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации;

- участие в разработке и реализации мер по защите сведений, состав­ляющих государственную-тайну; осуществление контроля за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государст­венных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждени­ях и организациях независимо от форм собственности; осуществление мер, связанных с допуском граждан к сведениям, составляющим государствен­ную тайну;

- проведение во взаимодействии со Службой внешней разведки Россий­ской Федерации мероприятий по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами.

Органы Федеральной службы безопасности обладают следующими ос­новными правами:

- устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудниче­ства с лицами, давшими на то согласие;

- осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, пре­дупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, проведение дознания и предварительного следствия по которым отнесено законом к их ведению,

Раздел III Государственные органы обеспечения охраны порядка

Глава 13. Органы обеспечения безопасности

а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятель­ности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдель­ных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильст­венное изменение конституционного строя Российской Федерации;

- проникать в специальные службы и организации иностранных госу­дарств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направлен­ную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;

- производить дознание и предварительное следствие по делам о пре­ступлениях, отнесенных к ведению органов Федеральной службы безопас­ности;

- осуществлять шифровальные работы в органах Федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифровальной информацией в шифровальных подразделени­ях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений Россий­ской Федерации, находящихся за ее пределами);

- использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подоз­реваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия;

- беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, проведение дознания и предварительного следствия по которому отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопас­ности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан;

- проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в со­вершении преступления;

- создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей, возложенных на органы Федеральной службы безопасности;

- использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов Фе­деральной службы безопасности, ведомственной принадлежности их под­разделений, помещений и транспортных средств документы других мини­стерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций;

- оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерче­ской тайны.

За деятельностью органов Федеральной службы безопасности установ­лен контроль. Его осуществляют Президент, Правительство Российской федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Кон­ституцией Российской Федерации, федеральными конституционными за­конами и федеральными законами.

Надзор за исполнением законов органами Федеральной службы безо­пасности возложен на Генерального прокурора Российской Федерации и уполномоченных им прокуроров. Сведения о лицах, внедренных в органи­зованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках Феде­ральной службы безопасности, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, предоставляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случа­ев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Наши рекомендации