Общая характеристика безопасности Российской Федерации и ее система

Характеристика правоохранительных органов будет не полной, если не рассмотреть те из них, которые обеспечивают безопасность в Российской Федерации. В недалеком прошлом понятие безопасности отождествлялось, главным образом, с безопасностью государства и деятельностью органов государственной безопасности, а регулирование в сфере обеспечения безо­пасности осуществлялось в основном в форме закрытых ведомственных нормативных актов.

Положение кардинально изменилось с принятием 5 марта 1992 г. За­кона РФ «О безопасности»' (в редакции Закона РФ от 25 декабря 1992 г.). Впервые на законодательном уровне были закреплены правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства в Россий­ской Федерации, определены система безопасности и ее функции, уста­новлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за исполнением законов в их деятель­ности.

В соответствии с Законом под безопасностью понимается состояние за­щищенности жизненно важных интересов личности, общества и государст­ва от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы включают совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечива­ет существование и возможность прогрессивного развития личности, обще­ства и государства. К числу основных объектов безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные Ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и терри­ториальная целостность (ст. 1). В связи с этим следует напомнить, что Концепция национальной безопасности РФ национальные интересы опре­деляет как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, между-

' Ведомости РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка

народной, информационной, военной, пограничной, экологической и дру­гих сферах1.

Субъектами безопасности согласно Закону являются государство, граж­дане, общественные и иные организации и объединения. Основным субъ­ектом, на которого возложено обеспечение безопасности в Российской Федерации, признается государство. Функции в этой области оно осущест­вляет через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство обеспечивает безопасность граждан на территории Российской Федерации; за ее пределами оно гарантирует им защиту и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения, будучи субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, зако­нодательством республик в составе Федерации, нормативными актами органов государственной власти других субъектов Федерации, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.

Для характеристики режима безопасности существенное значение имеет понятие угрозы безопасности. Под угрозой безопасности понимается сово­купность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности определяется реальной и потенциальной угрозой объектам безопасности, исходящей от внутренних и внешних источников. В числе факторов, создающих спектр угроз нацио­нальной безопасности Российской Федерации в Концепции национальной безопасности РФ указаны криминализация общественных отношений, рост организованной преступности, увеличение масштабов терроризма2. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер3.

Достижение безопасности обеспечивается проведением единой госу­дарственной политики в области обеспечения безопасности, реализацией системы мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства4. В целях создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в России разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государствен­ной власти в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельно-

Глава 13. Органы обеспечения безопасности

1 См. раздел II Концепции национальной безопасности Российской Федерации в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 (СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170). См. раздел III Концепции национальной безопасности.

3 Там же.

4 Там же, раздел IV.

стью. Непосредственное выполнение функций по обеспечению безопасно­сти личности, общества и государства возложено на государственные орга­ны обеспечения безопасности, которые в соответствии с законом образу­ются в системе исполнительной власти.

Правовую основу обеспечения безопасности составляют: Конституция Российской Федерации, Закон о безопасности, законы и другие норматив­ные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты рес­публик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов го­сударственной власти других субъектов Федерации, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Законом установлены принципы обеспечения безопасности. Ими явля­ются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов лично­сти, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международны­ми системами безопасности.

В соответствии с Законом о безопасности систему безопасности обра­зуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, госу­дарственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности согласно закону, а так­же законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Не допускается создание органов обеспечения безопасности, не установ­ленных законом.

Деятельность по обеспечению безопасности неоднородна, в ней выде­ляется ряд основных направлений (функций). К ним относятся:

- выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса опе­ративных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

- создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безо­пасности;

- управление силами и средствами обеспечения безопасности в повсе­дневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

- осуществление системы мер по восстановлению нормального функ­ционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в резуль­тате возникновения чрезвычайной ситуации;

- участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией (ст. 9 Закона о безопасности).

Обеспечение безопасности личности, общества и государства достига-ется на основе разграничения полномочий органов власти в системе безо­пасности. Органы исполнительной власти: обеспечивают исполнение зако-

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка

нов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности; организуют разработку и реализацию государственных про­грамм обеспечения безопасности; осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции; реализуют ряд других полномочий. Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией, законами РФ, конституциями и законами республик в составе Федерации, осуществляют правосудие по делам о пре­ступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государст­ва, реализуют другие полномочия (ст. 10 Закона о безопасности).

Общее руководство государственными органами обеспечения безопас­ности возложено на Президента России. Согласно закону он возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, реали­зует ряд других полномочий.

Министерства и государственные комитеты РФ в пределах своей ком­петенции обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жиз­ненно важных интересов объектов безопасности, разрабатывают внутриве­домственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета Безопасности (ст. 11 Закона о

безопасности).

Силы, посредством которых обеспечивается безопасность в Российской Федерации, включают в себя: Вооруженные Силы; федеральные органы безопасности; органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы, налоговой полиции; пограничные войска; внутренние войска; службы обеспечения безопасно­сти средств связи и информации; таможенную службу; ряд других органов. Следует подчеркнуть, что органы Федеральной службы безопасности РФ, МВД РФ, иных органов исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, могут действовать только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством (ст. 12 Закона о безопасности).

Наши рекомендации