Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В ч. 2 указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкре­тизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод чело­века и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к об­щественным объединениям, других обстоятельств. В соответствии с Зако­ном о судебной системе (ч. 2 ст. 7) суд не отдает предпочтения участвую­щим лицам также в зависимости от их государственной, социальной, поли­тической принадлежности, места рождения и по другим не предусмотрен­ным законом основаниям.

В указанной интерпретации рассматриваемый общеправовой принцип в полной мере распространяется на правосудие и уголовное судопроизводст-

См об этом. Комментарий законодательства о судебной власти в Российской Федерации / Под ред. В. П. Кашепова М , 2000 С 69-70

Правило о тайне совещания относится как к профессиональным судьям, так и к народным и присяжным заседателям (ст. 298, 241 УПК, ст. 11 Закона о судоустрой­стве РСФСР)

Раздел I Общие положения

во, действуя не только в судебном разбирательстве, но и в других стадиях уголовного процесса Следовательно, равенство граждан распространяется на отношения гражданина не только с судом, но и с лицом, производящим дознание, следователем, прокурором. Процессуальное положение граждани­на определяется не имущественными, социальными или иными факторами, а тем, субъектом каких прав, кем он является: гражданским истцом, потерпев­шим, подозреваемым, обвиняемым, защитником, свидетелем и т. п. В грани­цах установленных законом процессуальных прав и обязанностей каждый гражданин, вовлеченный в сферу уголовного судопроизводства, вступает в различные процессуальные отношения, реализуя принадлежащие ему субъ­ективные права и выполняя субъективные обязанности В связи с этим пред­ставляются вполне обоснованными положения нового Арбитражного про­цессуального кодекса РФ (2002 г.) о том, что арбитражный суд обеспечива­ет равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участ­вующих в деле (ч. 2 ст. 7). Это положение по своей сути универсально, должно действовать при осуществлении любого вида судопроизводства.

Принцип равенства граждан перед законом и судом действует одновремен­но с положением о едином суде и единстве права. Положение о едином суде означает, что в государстве нет судов, предоставляющих привилегии опреде­ленным лицам либо основанных на дискриминации. Установленная Конститу­цией и Законом о судебной системе последняя (судебная система) является единой: для всех граждан имеются одни и те же суды. Положение о единстве права также представляет собой одно из требований подлинного демократиз­ма. Оно означает единство законодательства, применение единой системы права в правосудии.

Представляется вполне приемлемым понятие равенства перед законом, данное в учебной литературе, согласно которому равенство перед законом состоит в одинаковом применении положений, закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам1. При этом имеется в виду наделение их не только соответствующими правами, но и обязанностями с последую­щим возложением (при наличии оснований) ответственности.

Установленное ст. 19 Конституции РФ положение о равенстве всех перед законом и судом базируется на рекомендациях, содержащихся в ст. 7 и 8 Всеобщей декларации прав человека. Статья 8 названной Декларации оказа­ла влияние на формулировку не только ст. 19, но и ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту своих прав и свобод. Сопостав­ляя содержание ст. 19 и ст. 46 Конституции, нетрудно заметить между ни­ми связь, так как первая из этих статей провозглашает равенство, а вторая представляет собой важнейшее правовое средство обеспечения того, что устанавливает первая.

Глава 5 Конституц принципы организации и деят органов судебной власти 89

Надо признать, что в отступление от общих правил в действующем за­конодательстве установлен ряд положений, которыми предусмотрен осо­бый порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей, прокурорских работников и некоторых других должностных лиц (см. гл. 52 УПК РФ). Он преследует цель не установления привилегий для тех или иных лиц, а создания гарантий для успешного осуществления их деятель­ности (депутатской, судейской и т. п.), ограждения от искусственного соз­дания препятствий к исполнению ими служебных обязанностей. В случае привлечения указанных лиц к ответственности они наделяются обычными процессуальными правами того или иного субъекта (обвиняемого, подсу­димого и т. п.).

Установление особого порядка возбуждения дела и привлечения к от­ветственности некоторых категорий должностных лиц было объектом кри­тики в общей печати и даже предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который, в частности, отметил, что судейская неприкосновенность является исключением из принципа равенства перед законом и судом. Предъявляя к судье и его деятельности высокие требова­ния, государство обязано обеспечить его дополнительными гарантиями1.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства перед зако­ном и судом действует при осуществлении правосудия не только по уго­ловным, но и по гражданским делам, в общих и арбитражных судах. Есте­ственно поэтому, что он нашел отражение не только в Законе о судоуст­ройстве РСФСР (ст. 5), в Законе о судебной системе (ст. 7), но и в процес­суальных кодексах.

Наши рекомендации