Общая характеристика нормативной базы курса «Правоохранительные органы Российской Федерации»
В соответствии с Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации отнесены: установление системы федеральных органов судебной власти; судоустройство; прокуратура; формирование федеральных органов судебной власти, а также федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные органы (МВД, ФСБ, ФСНП и др.)1, Генеральной прокуратуры; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (пп. «в», «г», «о» ст. 71; п. «е» ст. 83; пп. «ж», «з» ч. 1 ст. 102).
Предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов являются: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура; нотариат (пп. «б», «л» ч. 1 ст. 72).
Приведенные положения Конституции свидетельствуют о том, что к компетенции Российской Федерации отнесены вопросы законодательства общефедеральной значимости, обеспечения организации и деятельности судов, прокуратуры, других государственных органов, изучение которых входит в предмет курса «Правоохранительные органы в Российской Федерации». Вместе с тем важные вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Организация и деятельность государственных органов и негосударственных образований, изучаемых в рамках данного курса, регулируются множеством нормативных актов различного уровня и неодинаковой юридической силы. Эти нормативные акты могут быть классифицированы по их предмету (содержанию) и форме (видам источников).
Пунктом «г» ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено формирование всех федеральных органов государственной власти. Здесь отмечена лишь та часть, которая относится к предмету данного курса.
Раздел I. Общие положения
По предмету правового регулирования можно выделить прежде всего универсальные нормативные акты. К их числу применительно к изучаемой сфере общественных отношений относится один нормативный акт, но акт высшей юридической силы - Конституция Российской Федерации.
К другой группе нормативных актов относятся такие законы и другие источники права, которые посвящены организации и деятельности судов, судебной власти, прокуратуры, других правоохранительных органов. В их состав входят правовые акты: о судах и судебной власти; о прокуратуре и прокурорском надзоре; об органах обеспечения общественного порядка; об органах безопасности; об органах расследования преступлений; о налоговой полиции, о таможенных органах; об учреждениях уголовно-исполнительной системы; о нотариате; об адвокатуре; о негосударственных органах обеспечения правопорядка.
Согласно Конституции РФ судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом. Конституцией же определено, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом (ч.З ст. 118, ч.З ст. 128). К настоящему времени высшими законодательными органами России приняты и действуют Федеральные конституционные законы: от 24 июня (12 июля) 1994г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 5 (12) апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 23 октября (26 декабря) 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», от 20 мая (9 июня) 1999 г. «О военных судах Российской Федерации».
Центральное место среди специальных нормативных актов о судебной власти, суде и судоустройстве занимает Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»1. Он определил основные функции федеральных судов, оговорив, что их полномочия, порядок образования и деятельности определяются федеральными конституционными законами, некоторые из которых еще предстоит принять. Вот почему с принятием Закона о судебной системе не утратил силу Закон о судоустройстве РСФСР (1981)2. Заметим, однако, что указанный Закон РСФСР применяется в части, не противоречащей Закону о судебной системе (ч. 2 и 3 ст. 35). Последнее не колеблет положения п. 2 второго раздела Конституции о том, что законы, действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей ей (Конституции). В случае коллизии норм законов РСФСР с законами Российской Федерации, принятыми на основе Конституции РФ, предпоч-
1 См. § 3 данной главы
2 Ведомости ВС РСФСР. 1981. № 28. Ст. 976.
Глава 2. Источники права о правоохранительных органах
тение отдается последним. Такой вывод вытекает и из Закона о судебной системе (чч. 2, 3 ст. 35) и Конституции РФ (ч. 1 ст. 15).
Организация и деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность и общественный порядок, регламентируется прежде всего рядом законов Российской Федерации (о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о безопасности, о Федеральных органах налоговой полиции (преобразованной в 1995 г. в Федеральную службу налоговой полиции), о внутренних войсках, о Государственной границе, частной детективной и охранной деятельности), а также Таможенным кодексом РФ. Организация и структура центральных аппаратов указанных органов строится на основе положений о соответствующих министерствах, ведомствах, службах.
Прокуратура в Российской Федерации организована в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»1 (с последующими изменениями).
Организация, задачи и структура органов нотариата базируются на таком законодательном акте, как Основы законодательства Российской Федерации о нотариате2.
Организация и деятельность адвокатуры с 1 июля 2002 г. регулируются Федеральным законом от 26 апреля 2002 г. (31 мая 2002 г.) № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»1.
По своей юридической силе нормативные акты, регулирующие деятельность судебной власти, прокуратуры, органов внутренних дел, других правоохранительных и правообеспечивающих органов, далеко не одинаковы.
Высшую ступень иерархической лестницы нормативных актов, регулирующих рассматриваемую сферу, занимает Конституция Российской Федерации4.
Вторую ступень занимают федеральные конституционные законы, а затем - федеральные законы.
Необходимо учитывать, что федеральные законы по своей значимости и сфере регулирования существенно различаются, но ко всем им предъявляется общее требование - они не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15).
Одни из них посвящены комплексу вопросов, входящих в отрасль или подотрасль законодательства. Если их нельзя в полной мере считать отраслевыми кодексами (какими являются УК, УПК, ГК, ГПК), они все-таки отличаются относительно высоким уровнем систематизации и носят ком-
1 СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 878.
2 Ведомости РФ. 1993. № 10. Ст. 357.
3 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
Учитывая особую и новую роль, которую на современном этапе играет Конституция РФ в регулировании организации и деятельности судебной власти и правоохранительных органов, ей посвящен в данной главе § 2.
Раздел I. Общие положения
Глава 2. Источники права о правоохранительных органах
плексный характер. К таким можно отнести законы: о статусе судей, о прокуратуре, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о налоговой полиции и т. п. Из числа принятых за последние годы к ним можно отнести федеральные законы: о судебных приставах (1997), о Судебном департаменте при Верховном Суде РФ, о мировых судьях (1998).
Другие федеральные законы более индивидуализированы. К ним можно отнести, например, Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»1.
Еще одну группу законов составляют законы Российской Федерации, которыми вносятся изменения и дополнения в действующие кодифицированные или комплексные нормативные акты. К числу подобных нормативных актов относится, например, Федеральный закон от 28 ноября 2001 г. (15 декабря 2001 г.) № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"»2.
В настоящее время в Российской Федерации стала известна и такая форма нормативного акта, как «Основы законодательства». В интересующей нас области, в частности, к числу таких нормативных актов относятся Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. По-видимому, подобная форма права может применяться в будущем для правового регулирования общественных отношений, принятие законов о которых составляет совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов (см. пп. «к», «л» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).
Вопросы, составляющие предмет совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, могут быть на федеральном уровне предметом решения и других форм права, иллюстрацией чего является Федеральный закон № 18-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 11 ноября 1998 г. (2 декабря 1998 г.). Принятый в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации», этот Закон установил, что мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Законом определено, что порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации. Порядок осуществления ими правосудия устанавливается федеральным законом (УПК, ГПК). В части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, допускается возможность установления порядка производства также
1 Ведомости РФ. 1993. № 19. Ст. 685. 2СЗРФ 2001. №51 Ст. 4834
законами субъекта Российской Федерации. Как видно, во всех рассмотренных случаях речь идет о разграничении совместной компетенции Федерации и ее субъектов. Это далеко не все вопросы, которые разрешает указанный Закон'.
Нормативный характер имеют, однако, не только акты высшего законодательного и представительного органа России, именуемые законами, но и постановления этого государственного органа. Характерно, что постановления эти в рассматриваемой сфере правового регулирования принимались двух разновидностей. Одними утверждались положения. Например, постановлением от 13 мая 1993 г. № 4960-1' были утверждены: Положение о квалификационных коллегиях судей, Положение о квалификационной аттестации судей1. В других случаях непосредственно в самом постановлении высшего законодательного и представительного органа решались те или другие вопросы, нуждающиеся в нормативно-правовом регулировании. К их числу можно отнести постановление от 19 февраля 1993 г. «О некоторых вопросах реализации положений Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в отношении судей военных судов, об их материальном обеспечении и мерах их социальной защиты». Заметим, что в этом случае, как и при утверждении вышеназванных Положений, в преамбуле постановлений делается ссылка на те или другие статьи Закона о статусе судей.
Следующее за законами звено в иерархии нормативных актов занимают указы Президента Российской Федерации. Указы Президента носят, как правило, подзаконный характер. Согласно ч. 3 ст. 90 Конституции указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Применительно к рассматриваемой сфере правового регулирования Президент принимает указы в целях обеспечения исполнения Конституции, федеральных конституционных и иных законов. В одних случаях они направлены на регулирование одного вопроса, в других - нескольких взаимосвязанных вопросов. Например, Указом Президента РФ № 209 от 12 февраля 1993 г. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» , во-первых, утверждено Положение о ней, во-вторых, даны указания органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления о создании необходимых условий для эффективного функционирования подразделений этой милиции, обеспечения надежной
Подробнее см. § 2 гл 9 учебника. 2 Ведомости РФ. 1993. № 24. Ст. 856.
Прежде существовала практика утверждения положений законом. Например, таким образом было утверждено Положение о военных трибуналах (Ведомости ВС РСФСР. 1980. № 27 Ст. 546). 4 САШI РФ. 1993. №7 Ст. 562
Раздел I. Общие положения
защиты прав, свобод и законных интересов граждан, своевременного реагирования на изменения криминогенной обстановки. Указом Президента РФ №633 от 23 июня 1995г. «О первоочередных мерах по реализации Федерального закона "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации"»1 утверждено положение о ФСБ, определены структура и ее штатная численность. Указом №2106 от 22 ноября 1994 г. Президент создал в системе ФСБ2 следственное управление, а в подчиненных ей органах - следственные подразделения3. Указом Президента России от 23 ноября 1998 г. № 1422 утверждено Положение об органах предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации, а Указом от 2 августа 1999 г. № 954 - Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации4.
Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных актов постановления Правительства Российской Федерации. На этот счет ст. 115 Конституции Российской Федерации устанавливает жесткое предписание о границах правительственных актов, оговорив, что Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации. В развитие универсальных положений ч. 1 ст. 15 Конституции в ч. 3 с-\ 115 подчеркнуто, что постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом Российской Федерации (ч. 3 ст. 115).
Так же как законодательный орган и Президент, Правительство РФ правомочно утверждать нормативные акты в виде положений о министерствах и о других структурах. В частности, Правительством были утверждено Положение о Национальном центральном бюро Интерпола (от 14 октября 1996 г. № 1190) и др.5 Кроме того, Правительство издает постановления по отдельным конкретным вопросам, относящимся к организации и деятельности государственных органов, входящих в предмет изучения данного курса. Например, во исполнение возложенных на него обязанностей Правительство приняло постановление от 29 июня 1995 г. № 653 «О заключении соглашений между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств»6.
Глава 2 Источники права о правоохранительных органах
'СЗРФ. 1995. №26. Ст. 2453.
2 На день принятия Указа служба именовалась иначе - ФСК (Федеральная служба
контрразведки).
3СЗРФ. 1994. №31. Ст. 3255.
4 СЗ РФ. 1998 № 48. Ст. 5293; 1999. № 32. Ст. 4043.
5 СЗ РФ. 1996. № 43. Ст. 4916.
6 Российская газета. 1995. 18 июля.
Несмотря на существенное различие предмета регулирования указанных постановлений Правительства, все они приняты на основании и в обеспечение исполнения Конституции, федеральных конституционных или федеральных законов Российской Федерации.
Среди нормативных актов федерального уровня заключительным звеном являются ведомственные нормативные акты. Немалое их число издается по линии Генеральной прокуратуры, Минюста, МВД и других министерств и ведомств РФ. В качестве примеров можно назвать: приказ МВД РФ от 26 января 1996 г. № 41, которым утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых1; приказ Минюста России от 25 января 1999 г. № 20, которым утверждено Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ2. На решение ряда организационных вопросов был направлен приказ Генерального прокурора РФ от 20 февраля 2002 г. № 7 «Об организации исполнения Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и о переходе органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного судопроизводства». Эти акты носят разные названия: приказы, инструкции, правила, положения и т. п. Согласно указам Президента РФ от 5 декабря 1991 г. и 21 января 1992 г. не могут иметь юридической с и -л ы ведомственные акты, затрагивающие права и интересы граждан или относящиеся к сфере действия ряда ведомств, если они не зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и не опубликованы. Правительством России 8 мая 1992 г. утверждено на этот счет специальное Положение «О порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов».
Ведомственные нормативные акты иногда издают совместно два или несколько ведомств. Известны, например, совместные акты МЮ, МВД и Генеральной прокуратуры РФ; МВД и ФСБ; МВД и ФСНП и др. Практикуется издание нормативных актов одним ведомством при предварительном согласовании его проекта с другими ведомствами. Например, Минюст РФ 27 января 1994 г. утвердил положение «О порядке оплаты труда адвокатов за счет государства», проект которого был согласован с Генеральным прокурором РФ, МВД РФ и еще пятью ведомствами. В его основе лежало постановление Правительства России3.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Заметим, однако, что общепризнанные принципы и нормы международного права реализуют-
1 УПК РСФСР с постатейными материалами М., 2000. С. 538-544 з Там же. С. 392-397. См там же. С 212.
Раздел I Общие положения
ся в основном через внутреннее законодательство. В соответствии с этим в части, касающейся правоохранительных органов, указанные нормы включены в Закон о судебной системе, другие нормативные акты о судах и правоохранительных органах, а важнейшие из них - даже в Конституцию.
В отношении международных договоров, к числу которых относятся договоры о правовой помощи по уголовным делам, Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) оговаривает: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Международными договорами, в частности, в значительной степени регулируется порядок сношения судов, прокуроров, органов расследования с соответствующими учреждениями иностранных государств (ст. 453^73 УПК РФ).
Правосудие в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией, законами о суде и судебной власти, материальными и процессуальными законами. Опыт, судебная практика показывают, что применение норм закона нередко встречает затруднения на практике, в связи с чем они нуждаются в разъяснении. Это делают пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своих постановлениях. Хотя указанные акты не являются источниками права, разъяснения, содержащиеся в них, имеют важное значение для правильного и единообразного применения закона. В них, с учетом практики применения законодательства, даются разъяснения отдельных норм права, содержатся рекомендации в целях наиболее эффективной их реализации, анализируются допускаемые на практике ошибки и недостатки. Причем эти рекомендации имеют большое значение не только для судов, но также и для органов расследования, прокуроров. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к двум из таких актов Пленума Верховного Суда РФ- его постановлениям от 31 октября 1995г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»' и от 11 июня 1999г. «О практике назначения судами уголовного наказания» .