Основные направления деятельности правоохранительных органов

От функций необходимо отличать основные направления деятельности правоохранительных органов. Мы не можем согласиться с высказанной в учебной литературе позицией, которая ставит знак равенства между функ­циями и основными направлениями правоохранительной деятельности4. Эти категории находятся в разных плоскостях и взаимно дополняют общую

' Российская газета 1997. 8 и 20 авг.

2СЗРФ. 1997. №1. Ст. 1. з

См. об этом: Концепция судебной реформы в Российской Федерации М, 1992 С. 63-67. Гуценко К Ф, Ковалев М. А Указ, соч С. 5-7.

Глава 1. Основные понятия, предмет и система курса

характеристику организации и деятельности правоохранительных органов. Если функции связаны с задачами, которые решают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, то основ­ные направления определяют цели деятельности правоохранительных ор­ганов, которые вытекают из правовой политики государства.

Прежде чем рассмотреть эти основные направления, необходимо уяснить, участвуют ли правоохранительные органы в политике и, если участвуют, в чем это участие заключается. Данный вопрос возникает в связи с тем, что в последние годы много говорится о деполитизации правоохранительных ор­ганов. Во времена тоталитарного режима правоохранительные органы рас­сматривались в качестве проводника политики коммунистической партии. В связи с ликвидацией однопартийной монополии и утверждением в общест­ве многопартийности стало очевидно, что правоохранительные органы не могут находиться под влиянием какой-то одной или даже нескольких партий. В последнем случае они просто потеряли бы способность выполнять возло­женные на них функции и превратились в арену межпартийных дискуссий или борьбы различных партийных интересов. Поэтому единственно верным выходом оказалась деполитизация правоохранительных органов - они должны служить государству, которое провозглашено всенародно утвержденной Кон­ституцией Российской Федерации, и, следовательно, руководствоваться в сво­ей деятельности его правовой политикой как частью социальной политики.

Исходя из сказанного, полагаем, что правоохранительные органы долж­ны находиться вне политики различных партий и иных политических групп. Но это вовсе не значит, что они не должны принимать участие в осуществлении правовой политики государства, которая в настоящее время определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными зако­нами, федеральными законами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в целях создания правового государства и граж­данского общества в России (перспективная цель), сокращения преступно­сти и всех правонарушений (ближайшая цель) путем:

- принятия новых федеральных законов, других законов и иных право­вых актов, направленных против преступности и всех правонарушений;

- совершенствования системы и деятельности правоохранительных ор­ганов, обязанных противодействовать преступности и всем правонаруше­ниям, с разграничением их полномочий и компетенции;

- установления принципиальных, исходных положений устройства, ор­ганизации и деятельности правоохранительных органов, направленной на сокращение преступности и всех правонарушений;

- взаимодействия правоохранительных органов при выполнении возло­женных на них функций;

- определения новых юридических и научно-технических средств, ме­тодов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям;

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные понятия, предмет и система курса

- возложения обязанности оказывать содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие государственные органы, государственные, общественные и частные орга­низации, а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности;

- развития финансовой и материально-технической базы для деятельно­сти правоохранительных органов при противодействии преступности и всем правонарушениям.

Таковы основные направления организации и деятельности правоохра­нительных органов, которые детализируются в различных системах правовой политики государства (гражданско-правовой, уголовно-правовой, админист­ративно-правовой, процессуальной, уголовно-исполнительной и др.) в пере­ходный от тоталитаризма к демократии период, к сожалению, воспринятый многими гражданами как обретение неограниченной свободы действий, вклю­чая игнорирование законов, определяющих рамки законопослушного пове­дения.

§ 4. Предмет и система курса «Правоохранительные органы Российской Федерации»1

В отличие от многих других курсов юридических дисциплин, в основе которых лежит изучение отрасли права, например гражданского, админи­стративного, уголовного, курс «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. В определенном смысле этот курс - синтети­ческая юридическая дисциплина. Базой курса являются юридические ин­ституты и нормы законодательных актов разного уровня, разной правовой силы и значимости, которые, если говорить обобщенно, являются предме­том изучения. Развивая эту мысль, отметим наличие двух групп таких норм. В первую группу входят те из них, которые лишь в какой-то части посвящены правоохранительным органам. В их числе: Конституция Рос­сийской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др. Ко второй группе относятся законодательные акты, которые посвящены от­дельным правоохранительным органам, например, Федеральный конститу­ционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», Феде­ральные конституционные законы «О судебной системе Российской Феде­рации» и «Об арбитражных судах Российской Федерации», Закон «О судо­устройстве РСФСР», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Фе­дерации», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, а

также Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»1 и др.

В связи со сказанным необходимо выделить круг вопросов, которые должны изучаться в рассматриваемом курсе применительно к каждому органу. Должно ли это быть изучение устройства, организации и деятель­ности правоохранительных органов или должны изучаться только отдель­ные составляющие этих элементов? На данный вопрос может быть дан только дифференцированный ответ: устройство органов в их совокуп­ности и каждого из них в отдельности должно быть предметом изучения данного курса; организация правоохранительных органов также должна входить в курс, но только в той степени, в какой это связано с вы­полнением задач и целей, поставленных перед правоохранительными орга­нами, без детализации текущих организационных вопросов, которые носят не правовой, а технический характер; предметом изучения должны быть и вопросы деятельности правоохранительных органов, но лишь в той степени, в какой это относится к выполнению возложенных на них функ­ций и реализации основных направлений деятельности.

Предмет курса «Правоохранительные органы» в последние десятилетия расширился за счет введения изучения деятельности осуществляющих пра­воохранительную деятельность органов, которые функционировали и ранее, но по различным причинам не изучались (например, в силу «секретности» органов внутренних дел, безопасности). Первоначально в вузах преподава­лось «Судоустройство». Затем в 50-х гг. был введен курс «Организация суда и прокуратуры», а в 70-х гг.- курс «Суд и правосудие»2. В 1988 г. в вузах начали изучать курс «Правоохранительные органы»3. Тем самым была под­черкнута необходимость изучения в рамках данного курса не только суда и прокуратуры, но и других правоохранительных органов. С этим нельзя не согласиться. Только рассмотрение в данном курсе всех правоохранительных органов, расширяя предмет изучения, наполняет его конкретным содержани­ем, позволяет давать более полные знания и готовить специалистов широко­го профиля, не исключая в то же время возможности их специализации4.

' Наименование курса далее употребляется и в более краткой форме- «Правоохра­нительные органы».

'СЗРФ. 1995. № 17. Ст. 1455.

Голуиский С. А., Карев Д. Г. Судоустройство. М., 1946; Организация суда и проку­ратуры в СССР. М.. 1966; Семенов В. М. Суд и правосудие в СССР. М„ 1976.

Клеандров М. И. Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 1993; Правоохранительные органы в России. Тюмень, 1994.

В упомянутой работе «Организация судебной власти в Российской Федерации» В. М. Савицким, по существу, предлагалось выделить одноименный самостоятель­ный учебный курс в юридических вузах. По нашему мнению, выделение подобной самостоятельной учебной дисциплины для обязательного изучения по меньшей мере преждевременно, не говоря уже о сомнительной целесообразности дробления курса «Правоохранительные органы».

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные понятия, предмет и система курса

Расширение предмета данного курса связано, кроме того, с появлением в последние годы правоохранительных органов, которых в советское вре­мя, как и в прежней России, не было. Это прежде всего - Конституционный Суд Российской Федерации, а также арбитражные суды (ранее государст­венный и ведомственный арбитражи находились при органах управления) и частные детективные и охранные службы.

Предмет курса определяет его содержание, которое должно быть изло­жено по определенной системе, обеспечивающей последовательное и по­нятное изложение изучаемой юридической дисциплины. Настоящий учеб­ник основан на следующей системе курса «Правоохранительные органы Российской Федерации»:

Раздел первый «Общие положения» включает пять глав (основные понятия, предмет и система курса; источники права, относящиеся к судеб­ной власти и правоохранительным органам; судебная власть; исторический очерк развития судебной власти в России; конституционные принципы осуществления правосудия).

Раздел второй «Судебная система Российской Федерации» состоит из шести глав (федеральные суды общей юрисдикции; федеральные арбит­ражные суды; Конституционный Суд Российской Федерации; суды субъек­тов Российской Федерации; правовой статус судей в Российской Федера­ции; органы судейского сообщества).

Раздел третий «Государственные органы обеспечения охраны поряд­ка и безопасности» содержит пять глав (органы внутренних дел; органы обеспечения безопасности; налоговые органы и органы налоговой полиции; таможенные органы; органы юстиции).

Раздел четвертый «Органы предварительного расследования» со­стоит из главы «Органы предварительного следствия и дознания».

Раздел пятый «Прокуратура в Российской Федерации» состоит также из одной главы «Организация и задачи прокуратуры».

Раздел шестой «Органы по правовому обеспечению и правовой по­мощи» включает две главы (нотариат; адвокатура).

Раздел седьмой «Негосударственные организации обеспечения пра-воохраны» содержит главу о частных детективных и охранных службах.

§ 5. Соотношение курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» с другими юридическими дисциплинами и отраслями специальных знаний

При определении места рассматриваемого курса среди других юридиче­ских дисциплин и некоторых отраслей специальных знаний, которые изуча­ются в юридическом вузе, мы исходим из того, что данный курс так или иначе связан с другими учебными дисциплинами. В учебном процессе эта связь состоит в том, что курс «Правоохранительные органы» является ввод-

ной дисциплиной, в которой излагаются исходные сведения о правоохра­нительной деятельности, необходимые для дальнейшего изучения юрис­пруденции. Но есть и другой аспект- соотношение правоохранительной деятельности и норм права, а также специальных знаний, которые приме­няются судами, прокуратурой, органами расследования в борьбе с преступ­ностью и всеми правонарушениями. Через призму этих отношений попыта­емся выяснить связь названного курса с другими.

Наиболее тесна связь курса «Правоохранительные органы» с кон­ституционным правом, которое является базовым для правоохра­нительной деятельности. Конституционное право устанавливает основ­ные руководящие положения для таких функций правоохранительных органов, как конституционный контроль, правосудие, прокурорский над­зор. В конституционном праве формируются цели и задачи правоохрани­тельной деятельности, определяются основные полномочия правоохрани­тельных органов, права и обязанности других субъектов правоохрани­тельной деятельности.

Связь административного права с курсом о правоохрани­тельных органах заключается прежде всего в том, что оно изучает деятель­ность органов государственного управления, в рамках которого выполня­ются многие правоохранительные функции, включая противодействие пре­ступности и иным правонарушениям. Кроме того, правоохранительные ор­ганы широко применяют нормы административного права, например, при обеспечении порядка, безопасности дорожного движения, охраны природ­ных заповедников.

В тесной связи с рассматриваемым курсом находятся такие отрасли права, как гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное и уголовно-процессуальное. Они регла­ментируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют соответствующие права и обязанности субъектов про­цессуальной деятельности. Уголовно-процессуальное право устанавливает порядок производства дознания и предварительного следствия, права по­дозреваемых, обвиняемых и подсудимых, потерпевших, других лиц, ока­завшихся в сфере уголовного процесса.

Курс «Прокурорский надзор» тесно связан не только с выпол­нением данной правоохранительной функции, но и с деятельностью других правоохранительных органов. В нем определяются формы и методы осу­ществления прокурорского надзора, в том числе и за законностью выпол­нения другими правоохранительными органами возложенных на них функ­ций. Этим курсом существенно углубляются знания учащихся о прокура­туре, играющей ведущую роль в правоохранительной деятельности.

Нормы гражданского и уголовного права широко приме­няются правоохранительными органами при определении признаков пра­вонарушений, позволяют делать вывод о наличии или отсутствии послед-

Раздел I. Общие положения

них, о наступлении или ненаступлении соответственно гражданской или уголовной ответственности, о мерах воздействия или наказания, о возме­щении ущерба, причиненного правонарушением.

Другие отрасли права, например земельное, водное, воз­душное, таможенное, как и ряд норм международно­го права, также связаны с деятельностью правоохранительных органов соответственно: при разрешении земельных споров; при расследовании преступлений, совершенных на водном или воздушном транспорте; при пересечении границы; при заключении конвенций и соглашений о между­народном сотрудничестве в борьбе с преступностью; при выполнении по­ручений органов следствия и судов зарубежных государств или при выдаче преступников.

Теория государства и права также влияет на деятельность правоохранительных органов своими рекомендациями об основополагаю­щих понятиях, применяемых в правоохранительной деятельности, напри­мер, о применении права, о соотношении права и закона, права и судебной практики, о правосудии1.

Существенна связь криминологии и судебной статисти­ки с правоохранительной деятельностью. Криминология дает инструмен­тарий и позволяет с использованием данных судебной статистики анализи­ровать состояние преступности и всех правонарушений, разрабатывать меры их предупреждения, готовить прогнозы преступности, изучать лич­ность преступников для подготовки рекомендаций по перевоспитанию правонарушителей.

Данные криминалистики широко используются правоохрани­тельными органами при раскрытии и расследовании преступлений. Реко­мендации криминалистики по методике и тактике следственных действий широко применяются в борьбе с преступностью. Криминалистическая тех­ника служит повышению эффективности следственных действий и опера­тивно-розыскных мер.

Таким образом, рассмотрение соотношения курса «Правоохранитель­ные органы» с другими юридическими дисциплинами и отраслями специ­альных знаний позволяет убедительно показать его тесную связь с другими учебными дисциплинами, а также разнообразие способов сочетания и про­никновения норм различных отраслей права и специальных знаний в пра­воохранительную деятельность.

' См., например: Алексееве С. Теория права. М, 1995. С. 251-275; Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1996. С. 139-167, 206-218.

Наши рекомендации