Правовое регулирование земельных отношений
15.2.1. Конституционные и специальные принципы
земельного законодательства
Конституция РФ, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, занимает центральное место среди источников земельного права. Ряд положений Конституции РФ имеют важное значение для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства.
В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования земельных отношений в системе законодательства нашей страны. Статья 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п.«в»); разграничение государственной собственности, в том числе и на землю (п.«г»); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п.«д»); земельное законодательство (п.«к»). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Предусмотрено прямое действие федеральных законов на всей территории РФ. В случае отсутствия федерального закона, регулирующего вопросы, отнесенные к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъект Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. Однако после принятия федерального закона субъект РФ обязан издавать законы и иные нормативные правовые акты, строго соответствующие федеральному закону.
В Конституции РФ в общей форме определены полномочия некоторых органов государственной власти по регулированию земельных отношений. Так, в ст.114 Конституции РФ (п.«в») сказано, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии, что, естественно, имеет прямое отношение к обеспечению охраны земель. Правительство РФ осуществляет также управление федеральной собственностью, т.е. вправе управлять землями, находящимися в федеральной собственности.
Конституция РФ закрепила полномочия органов местного самоуправления, которые согласно ст.12 не входят в систему органов государственной власти, в сфере регулирования земельных отношений. Согласно ч.2 ст.131 Конституции РФ изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в которой могут находиться и земли (ч.1 ст.132 Конституции РФ).
В ст.74 Конституции РФ выражен принцип приоритета обеспечения интересов охраны природы, в том числе и охраны земель в сфере регулирования единого экономического пространства, единого рынка.
В Конституции РФ закреплены особенности правового регулирования земельных отношений. Часть 1 ст.9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Эта конституционная норма закрепляет два важнейших принципа правового регулирования земельных отношений:
- принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования использования и охраны земель,
- принцип обеспечения рационального использования и охраны земельных ресурсов.
Учитывая роль и значение земли в жизни общества, особенности земли как природного объекта, в ч.3 ст.36 Конституции РФ специально установлено, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Это означает, что земельные отношения должны регулироваться особым специальным федеральным законодательным актом – Земельным кодексом Российской Федерации.
Конституция РФ (ст.67) определяет также сферу действия земельного законодательства – это территория Российской Федерации, включающая в себя территории ее субъектов. Кроме того, земельное законодательство регулирует отношения, связанные с использованием земель, занятых внутренними водами и территориальным морем. В этой же статье Конституции предусмотрено, что границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.
Важнейшее значение имеют конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. В ст.8 Конституции РФ выражен принцип равенства всех форм собственности.
В ст. 35 Конституции РФ отражен принцип защиты права частной собственности. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Очень важное значение для регулирования земельных отношений имеет положение ч.3 ст.35 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Это означает, что в земельном законодательстве должны быть закреплены такие условия изъятия частных земель, когда изъятие может допускаться только по решению суда, а не какого-либо иного органа. Кроме того, предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Значение этой конституционной нормы заключается в том, что частный земельный участок может быть изъят при соблюдении следующих условий.
Во-первых, изъятие допустимо только для государственных нужд.
Во-вторых, убытки должны быть возмещены собственнику до момента фактического изъятия.
В-третьих, размер возмещенных убытков должен быть равноценным, т.е. справедливым, соответствующим рыночным ценам за данный земельный участок.
Конституционные основы обеспечения охраны земель. Для развития земельного законодательства велика роль конституционных нормоб обеспечении охраны земель как природного объекта. В ст.42 Конституции РФ закреплено право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Наряду с этим правом ст.58 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В земельном законодательстве эта обязанность получает свое выражение путем возложения на всех субъектов земельных отношений конкретных обязанностей по рациональному использованию и охране земель.
15.2.2. Земельно-правовые нормы и земельные правоотношения.
Их классификация
Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т.е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием. Таких частей в земельно-правовой норме три:
- гипотеза;
- диспозиция;
- санкция.
Гипотеза представляет собой описание условий действия правовой нормы. При этом «условие» не обязательно должно быть подробным описанием, обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие. Так, в законодательстве о земле содержится немало статей, в которых указываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация. В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т.п. В гипотезе не обязательно присутствие слова, указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.
Вторая часть правовой нормы – диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей (организаций, предприятий, учреждений) при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях - ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.
Санкция – это элемент правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителям земельного законодательства, т.е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы. Санкция может быть не только наказывающей (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.
Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст.13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.
Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Например, ст.14 ЗК РФ запрещает осуществлять производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на землях, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению.
Управомочивающая (разрешающая) норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т.д.).
По мнению большинства специалистов, система земельного права состоит из двух больших частей, или подсистем: общей и особенной.
В общую часть входят институты, содержащие отправные, общие положения, определения и принципы, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений. Выделяют следующие основные институты общей части земельного права:
1. Право собственности и иные права на землю, который является базовым институтом земельного права, определяющим основу земельного строя России. В настоящее время устранена монополия государственной собственности на землю, что логически привело к появлению иных форм собственности на землю, включая частную форму собственности, закрепленную в ст.36 Конституции РФ.
2. Правовое регулирование земельно-правовых сделок.
В связи с установлением многообразия форм земельной собственности на землю и введением частной собственности на землю граждане и юридические лица получили право совершать различные гражданско-правовые сделки с землей, такие как купля-продажа, залог, дарение, наследование, рента и иные сделки, предусмотренные гражданским законодательством.
3. Государственное управление земельными ресурсами. Данный институт определяет пределы и порядок вмешательства государственных органов в сферу земельных от ношений, их компетенцию и основные функции.
4. Юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства. Этот институт земельного права определяет составы земельных правонарушений, виды ответственности за них и порядок применения ответственности. Защита земельных прав частных лиц и порядок разрешения земельных споров, суть которого заключается в том, что многообразие форм земельной собственности и различных форм хозяйствования на земле увеличили количество земельных споров между гражданскими и юридическими лицами. Признание земельных прав осуществляется прежде всего в судебном порядке (судом общей юрисдикции или арбитражным судом) путем вынесения соответствующего судебного решения.
5. Правовое регулирование платы за землю и ряд других институтов.
Институт земельного права
Институт земельного права– это совокупность земельно-правовых норм, регулирующих однородный, узкий круг сходных земельных отношений.
Особенная частьземельного права включает в себя институты, сфера действия которых ограничена конкретной категорией земель (см. ст.7 Земельного кодекса РФ), выделенной в зависимости от основного целевого назначения земель, а именно:
1. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, основным целевым назначением которых является использование их для сельскохозяйственных целей или предназначенность для этих целей.
2. Правовой режим земель населенных пунктов, основным целевым назначением которых является обеспечение нормального функционирования и развития городов, поселков и иных населенных пунктов как целостных организмов, в том числе объектов социального назначения, предназначенных для создания не обходимых условий для труда и быта граждан.
3. Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения, основным целевым назначением которых является обеспечение задач, вытекающих из особенностей объектов, для которых предоставлены данные земли.
4. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов, основным целевым назначением которых является обеспечение необходимых условий в системе охраняемых природных территорий и иных особо ценных земель.
5. Правовой режим земель лесного фонда, обусловленный интересами ведения лесного хозяйства и правовым режимом лесных объектов.
6. Правовой режим земель водного фонда, используемых для реализации водохозяйственных целей.
7. Правовой режим земель запаса, особенности правового ре жима которого выражаются в их названии.
Выделяют также такой институт особенной части земельного права как правовой режим земель, предоставленных гражданам, хотя Земельный кодекс РФ не выделяет соответствующую категорию земель.
Институты земельного права состоят из групп земельно-правовых норм; земельно-правовые нормы имеют свои составные элементы: гипотезы, диспозиции и санкции.
Институт земельного права представляет собой совокупность земельно-правовых норм, регулирующих однородный, узкий круг сходных земельных отношений. Система земельного права представляет собой сложное правовое явление, которое имеет свои закономерности формирования и тенденции развития. Характер и содержание системы земельного права определяется объективными закономерностями развития земельного законодательства как отрасли. Эти закономерности обусловливают характер классификации нормативного материала по соответствующим правовым институтам.