Организация мониторинга земель
Мониторинг земель представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием земельного фонда независимо от их правового режима и характера использования (Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель»).
Основные процедуры по организации мониторинга земель.
Порядок ведения мониторинга земель РФ определяется Правительством РФ. Ведение мониторинга земель возлагается на Росреестр с участием:
– Росреестра, в части создания и обновления кадастровых топографических карт и планов;
– Федерального агентства по технологическому и экологическому надзору в части разработки и проведения единой научно-технической политики в области экологии и природопользования;
– Федерального агентства России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в части организации мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод суши, почв, комплексного мониторинга состояния окружающей природной среды;
– Федерального агентства лесного хозяйства России в части мониторинга земель лесного фонда;
– Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ в части агрохимических наблюдений и мониторинга загрязнения сельскохозяйственных угодий;
– Министерства природных ресурсов РФ в части мониторинга геологической среды, поверхностных и подземных вод и их загрязнения; экзогенных и эндогенных процессов;
– Министерства здравоохранения России в части воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья, а также с участием других министерств и ведомств.
Организация мониторинга земель включает в себя:
– сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;
– непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;
– анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.
Научнообоснованный мониторинг окружающей среды осуществляется в соответствии с Программой. Программа должна включать в себя общие цели организации, конкретные стратегии его проведения и механизмы реализации.
Ключевым элементом любой Программы организации мониторинга окружающей среды является:
– перечень объектов, находящихся под контролем, их территориальная привязка;
– перечень показателей контроля и допустимых областей их изменения;
– временные масштабы – периодичность отбора проб, частота и время представления данных.
Кроме того, в приложении в Программе мониторинга должны присутствовать схемы, карты, таблицы с указанием места, даты и метода отбора проб и представления данных.
Государственная сеть слежения за состоянием земель осуществляется:
1. Системами наземного дистанционного наблюдения.
В настоящее время в программах мониторинга помимо традиционного «ручного» пробоотбора сделан упор на сбор данных с использованием электронных измерительных устройств дистанционного наблюдения в режиме реального времени. Использование систем дистанционного наблюдения требует установки специального оборудования (датчиков мониторинга), которые обычно маскируются для снижения вандализма и воровства, когда мониторинг проводится в легко доступных местах.
2. Системами дистанционного зондирования.
В программах мониторинга широко задействовано дистанционное зондирование окружающей среды с использованием самолетов или спутников, снабженных многоканальными датчиками.
Дистанционное зондирование позволяет собирать данные об опасных или труднодоступных районах. Применение дистанционного зондирования включают мониторинг лесов, последствия действия изменения климата на ледники Арктики и Антарктики, исследования прибрежных и океанских глубин.
Средства, полученные от уплаты земельного налога, носят целевой характер.
Средства используются исключительно на следующие цели:
– финансирование мероприятий по землеустройству;
– финансовое обеспечение ведения кадастровых работ;
– финансирование мониторинга земель, мероприятий по охране земель, повышению их плодородия; финансовая поддержка освоения новых земель.
Работы по мониторингу земель выполняют сотрудники Управления мониторинга земель, землеустройства и территориального планирования центрального аппарата Росреестра, сотрудники территориальных органов, сотрудники подрядных организаций.