Показатели мониторинга земель

Мониторинг земель (ст 67 ЗК) - система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Объект мониторинга - состояние земли (как объекта окружающей природной среды).

Цель мониторинга земель - накопление сведений которые необходимы для борьбы с процессами приводящими к ухудшению или даже уничтожению полезных свойств земельных ресурсов.

Важнейшие вопросы мониторинга: Что наблюдать, как наблюдать, для чего наблюдать?

Показателями мониторинга земель являются качественные или количественные характеристики состояния и использования земель. Существует необходимость установления единой системы показателей (ЕСП) государственного мониторинга земель.

При создании такой системы необходимо учитывать как минимум 2 условия:

1. Она должна включать все значимые качественно-различные виды деградации земель

2. Для формирования системы показателей имеется 2 различных подхода:

· Создание интегрированных комплексных показателей

· Выбор так называемого центрального компонента, с которым в наибольшей степени ассоциируется понятие «земля» - почва

Критериями включения показателей в ЕСП являются:

· экономическая целесообразность

· информационная неразрывность данных

· невозможность вынесения суждения только по обобщённым данным

В целом показатели мониторинга земель делятся на 2 группы:

1. Единая система показателей (ЕСП) – общие показатели, едины для всех уровней мониторинга, различаются по уровням мониторинга и степени генерализации

2. Частные показатели – собираются только на низшем (локальном) уровне

Для классификации показатели делят на:

· Первичные

· Генерализованные

Первичныеклассифицируются по принадлежности к системам различных уровней в зависимости от разных причин (например, класс опасности загрязнителя, в зависимости от основного потребителя информации, от географической привязанности, от особенностей распространения явления и степени ущерба)

Генерализованные получаются путём обобщения первичных по иерархическому принципу

Они собираются для всех уровней по единой методике, причём системообразующими являются показатели локального уровня.

Поскольку объектом мониторинга являются земли всех категорий, каждый из этих объектов описывается набором показателей, которые определяют характер их систематического использования или степень пригодности к использованию для конкретных хозяйственных целей, а также присущие им природные и антропогенные признаки.

Единая система показателей состоит из 5 разделов:

1. Показатели использования земель

2. Показатели состояния земель

3. Показатели, в соответствии с которыми осуществляется сбор данных на полигонах

4. Источники базовой информации, необходимой для мониторинга земель

5. Нормативно-методическая база государственного мониторинга земель

Показатели использования земель: Состав этих показателей един для всех уровней сбора информации. Это площади угодий по видам, относящимся ко всем категориям земель.

Показатели состояния земель:

Общие (для всех категорий земель). Площадь загрязнённых и деградированных, по степени выраженности. Площадь земель загрязнения радиоактивными, тяжёлыми металлами, токсикантами, нефтью и т.д. Земли, подверженные эрозии, опустыниванию, земли захламлённые, земли подтполенные.

Специальные (для земель с/х назначения). Показатели, характеризующие состояние земель. Площадь по классам пригодности. Площадь засолённых земель, площади подкисленных земель, земли на которых развивается плоскостная эрозия, дефлированные земли, земли, заросшие кустами и мелколесьем.

Показатели, по которым ведётся сбор данных на полигонах наблюдений:

Детальность определяется необходимостью разработки рекомендаций по снижению влияния негативных процессов, по методам рекультивации нарушенных земель, по прогнозу процессов и их возможных последствий с последующей экстраполяцией сведений на иные территории. К таким процессам относятся эрозия, подтопление, опустынивание и т.д.

Источники получения базовой информации:

необходимо учитывать сложившееся расположение функций по сбору и накоплению информации между органами (РОСРЕЕСТР, МИНПРИРОДРЕСУРС, МИНСЕЛЬХОЗ, РОСГИДРОМЕТ, МЧС)

Нормативно-методическая база государственного мониторинга земельнормативные акты, которые необходимы при наблюдении (ГОСТЫ, рекомендации и т.д.)

Базовое, определяющее значение должны иметь те показатели, которые получены в результате изысканий, ведения кадастра, зем. контроля и т.д.

Наши рекомендации