И возможности его использования в отечественной практике
Для разработки мероприятий по совершенствованию деятельности заинтересованных государственных органов, а также подразделений и служб милиции, направленной на предупреждение преступности несовершеннолетних, большое значение имеет опыт зарубежных правоохранительных структур. Изучение такого опыта показывает, что во многих государствах весьма эффективно используются самые разнообразные формы и методы профилактической работы с подростками, да и организация этой деятельности представляет существенный интерес.
Учитывая тенденции открытости и интеграции в борьбе с преступностью, весьма интересным и полезным представляется опыт целого ряда стран, принявших за основу борьбы с детской преступностью модель ювенальной юстиции.
Понятия ювенальной юстиции в российском законодательстве на сегодняшний день пока нет. Как известно, юстиция (от лат. justitia – производное от jus – право и буквально означающее справедливость, законность) – термин, служащий для обозначения судебного ведомства (Министерство юстиции), совокупность судебных учреждений[134]. Ювенальный (от лат. juvenalis – юный) – неполовозрелый[135].
Несовершеннолетний – тот, кто не достиг определенного возраста, с которым закон связывает его полную гражданскую дееспособность, т. е. возможность реализовать в полном объеме предусмотренные Конституцией и другими законами страны субъективные права, свободы и юридические обязанности.
Возраст несовершеннолетия не является универсальным для всех государств мира. Обычно это 18 лет. Но есть страны, где совершеннолетними считаются лица, достигшие возраста 15, 20 лет и даже 21 года. Поэтому, когда о возрастной группе несовершеннолетних идет речь в международно-правовых актах, обычно границей несовершеннолетия указывается 18 лет, после чего делается оговорка: «если иной возраст не установлен национальным законодательством» (до 18 лет (в Панаме, Перу, Бельгии, Мексике и др.).
Получить четкие данные о минимальном возрасте уголовной ответственности, установленном в разных странах, на удивление трудно. В частности, за одним таким «возрастом» иногда скрывается другой, иными словами, официальный минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности оказывается выше возраста, по достижении которого малолетний правонарушитель может столкнуться с системой правосудия.
Например, минимальный возраст уголовной ответственности по национальным законам варьирует от 7 лет (в Австралии, Иордании, Ирландии, Пакистане и др.). Во Франции такой минимальный возраст – 13 лет, но дети в возрасте от 10 до 12 лет тоже могут предстать перед судьей по делам несовершеннолетних, хотя он вправе налагать лишь меры воспитательного характера или надзора, такие как пробация, если ребенок считается относящимся к группе риска. В других случаях понятие минимального возраста применимо ко всем правонарушениям, кроме тяжких преступлений.
В некоторых странах с низким минимальным возрастом существует «многоступенчатая» система, по которой для разных возрастных групп предусмотрены разные меры воздействия. Так, в Иордании, где минимальный возраст – 7 лет, к правонарушителям до 12 лет в принципе применимы лишь меры надзора и «наблюдения за поведением».
В некоторых странах минимальный возраст вообще не установлен, что, в принципе, позволяет привлекать ребенка к уголовной ответственности с момента рождения. Там, где он установлен, между странами существуют поразительные различия.
Комитет по правам ребенка ООН постоянно указывает на желательность установления минимального возраста уголовной ответственности на как можно более высоком уровне. Он, в частности, подверг критике страны, в которых такой возраст установлен на уровне 10 лет или ниже. Но при этом уровень, на котором установлен такой возраст, не является автоматическим показателем характера обращения с ребенком в случае совершения им правонарушения.
Так, например, в Шотландии, где возраст уголовной ответственности – 8 лет, прогрессивная система «слушаний по делам детей» фактически позволяет детям до 16 лет, и даже многим детям в возрасте 16 и 17 лет, совершившим правонарушения (исключая тяжкие преступления), избежать контакта с формальной системой правосудия, а также нацелена на меры, не связанные с лишением свободы. Для сравнения можно привести Румынию, где возраст уголовной ответственности установлен на уровне 14 лет, но ребенок, достигший этого возраста, за аналогичное правонарушение предстает перед судом и может быть приговорен к лишению свободы, или Гватемалу, где минимальный возраст – 18 лет, но где ребенка младше этого возраста за правонарушение могут на длительный срок поместить в «общественно-воспитательное» исправительное учреждение. В общем, возраст уголовной ответственности не всегда служит аккуратным показателем того, является ли позиция репрессивной или воспитательной.
Именно так определяют несовершеннолетие Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила ООН 1984 г.).
Термин «несовершеннолетний» – порождение национальных законодательств, поэтому часто можно встретить синонимы этого термина: ребенок, подросток, частично дееспособный и т. д. Это надо иметь в виду, чтобы не принять как не относящиеся к несовершеннолетним те или иные национальные законы или международно-правовые акты. Например, самый универсальный документ о защите детства – Конвенция ООН по правам ребенка 1989 г. – разъясняет, что под ребенком понимается несовершеннолетний в возрасте до 18 лет. Тем самым Конвенция 1989 г. распространяется на всю возрастную группу несовершеннолетних, а не только на детей, как это можно предположить, исходя из ее наименования.
Понятие «ювенальная юстиция» во всем мире связывается с главным ее звеном – судом по делам несовершеннолетних, что определяет понятие юстиции как правосудия.
Система судов для несовершеннолетних впервые была введена в США в штате Иллинойс (Закон от 1 июля 1899 г., первый проект Закона – в 1891 г.), это было воспринято как радикальное новшество. Цель этих судов заключалась не столько в том, чтобы судить преступников, сколько в том, чтобы находить решение, наилучшим образом соответствующее интересам ребенка и общества. Чтобы оградить ребенка от огласки, заседания были закрытыми. Суд по делам несовершеннолетних мог принимать профилактические меры к «потенциальным правонарушителям» (детям, склонным к совершению преступлений) и приговаривать к неопределенному сроку заключения, чтобы каждый ребенок «перевоспитывался» столько времени, сколько требуется.
Такая практика вскоре распространилась по всей стране (к 1924 г. специальные суды возникли во всех штатах США, кроме двух) и быстро нашла применение за ее пределами.
Таким образом, в начале XX столетия национальные суды для несовершеннолетних возникли в Северной Америке, Европе, Африке, Азии и даже Австралии.
Лига Наций констатировала, что такие суды существуют в 30 странах. В их задачу входило, прежде всего, перевоспитание юных правонарушителей. В 1910 г. автономная судебная система по делам несовершеннолетних создается в России.
Исследования, проведенные в тот период целым рядом ученых, показали, что если до создания системы ювенальной юстиции во многих странах (Англия, Германия, Россия, Франция и др.) последовательно происходил резкий рост преступности несовершеннолетних, то уже в первые годы деятельности ювенальных судов этот рост или прекратился, или заметно снизился.
Об этом наглядно свидетельствует статистика тех лет, приведенная известным российским исследователем П. И. Люблинским в монографии «Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте»[136].
Обобщив свои многолетние исследования феномена преступности несовершеннолетних до и после создания ювенальной юстиции в целом ряде стран, П. И. Люблинский сделал три вывода об исторической ценности тогда еще новой судебной юрисдикции. Его выводы, думается, важны и для юристов России XXI в.
Главное значение создания судов по делам несовершеннолетних состояло, по мнению П. И. Люблинского[137], в том, что они получили функцию изучения личности несовершеннолетних правонарушителей и причин их правонарушений.
Не менее важным было влияние вновь созданной ювенальной юстиции на уголовную политику государств в отношении несовершеннолетних. Хотя в законах и были отдельные охранительные нормы в отношении детей и подростков, все же в целом уголовная политика применительно к «ранней преступности» несовершеннолетних была карательной и осуществлялась с помощью наказаний. Смягчение ее произошло именно под флагом ювенальной юстиции.
Деятельность судов для несовершеннолетних во всех странах предоставила специалистам полную и регулярную судебную статистику, которая свидетельствовала в пользу новых судов, подтверждая их эффективность[138].
По иронии судьбы, именно в Соединенных Штатах Америки целесообразность специальных судов по делам несовершеннолетних в настоящее время все чаще подвергается сомнению.
В международных стандартах нигде не содержится прямого требования о создании специальных отдельных судов по делам несовершеннолетних. Это объясняется чисто практическими соображениями. Подавляющее большинство стран никогда не проводили такого различия и не приняли бы эту норму. Тем не менее в этих странах суды всегда слушают дела несовершеннолетних в иных условиях (например, на закрытых заседаниях) и приговаривают детей к иным или более мягким наказаниям, чем взрослых.
И все же в этих стандартах более или менее явно подразумевается, что для соблюдения современных требований необходима совершенно новая система, соответствующая названию «правосудия в отношении несовершеннолетних».
В большинстве стран издавна так или иначе признавалось, что со вступившими в конфликт с законом «детьми» следует обращаться иначе, чем со взрослыми. В Норвегии, например, уже в Уголовном кодексе XIII века говорилось, что «взрослым за воровство можно отрубать обе руки, а детям – «только» одну». В настоящее время дети, обвиняемые в правонарушении, имеют право на такое обращение, которое в полной мере учитывает их возраст, обстоятельства и потребности, но при этом не жертвует и основными элементами общего права человека на справедливое судебное разбирательство, за исключением права на открытый судебный процесс, от которого несовершеннолетние отказываются ради защиты своей частной жизни.
Несомненный интерес в этом плане представляет шведская судебная система. Она подразделена на две – это местный суд, который отвечает за уголовные и гражданские дела, и местный административный суд.
В Швеции существует 95 местных судов и 22 местных административных суда. В Стокгольме и окрестностях примерно 7 местных и 1 административный суд. Почти в каждом местном суде есть какие-то отдельные судьи, которые специализируются по делам несовершеннолетних, или даже таких судей несколько в зависимости от количества ювенальных правонарушений.
В шведской системе профилактики действуют 32 ювенальных центра и национальный совет, который руководит этими центрами. Они имеют открытые и закрытые программы, которые занимаются молодежью после того, как было принято решение местного суда или местного административного суда. В Швеции нет приютов. Местные сообщества, благодаря программе социального обслуживания, либо покупают какие-то места в частных учреждениях для лиц, требующих лечения или определенного пребывания, или же есть общественные центры со своим собственным режимом. Таким образом, отдел по социальному обеспечению муниципального образования контролирует эти частные или общественные организации.
В Румынии действуют по месту работы и жительства судебные комиссии, рассматривающие дела о правонарушениях несовершеннолетних и молодежи.
В Польше в 1982 г. созданы семейные суды, которые рассматривают дела в отношении несовершеннолетних, как совершивших преступления, так и находящихся в состоянии деморализации.
В Японии действуют семейные суды и пункты по руководству детьми – административные органы, находящиеся в ведении Министерства народного благосостояния, призванные принимать активное участие в деятельности по ранней профилактике преступности.
Практика показывает, что во многих государствах семейные суды действуют очень эффективно. В них рассматривается весь комплекс вопросов, связанных с семьей и детьми. Преимущество семейных судов состоит в том, что там работают юристы, психологи, педагоги, социологи, имеющие не только глубокие профессиональные знания, но и опыт работы в этой области.
Зарубежная практика работы с несовершеннолетними правонарушителями представляет серьезный интерес не только для правоохранительных органов России. Ее изучение важно для определения государственной политики борьбы с преступностью, совершенствования правовых регуляторов общественных отношений и разработки мер повышения эффективности взаимодействия самых разных структур нашего общества в этом направлении.
Но наиболее важный и обобщенный вывод всей идеи создания и развития зарубежной ювенальной юстиции заключается в том, что ювенальный суд – это специализированное учреждение, законодательно наделенное функцией организации и координации деятельности не только судей, которые рассматривают конкретные дела гражданские, уголовные, административные, но и которое объединяет в себе различные социальные службы, специальных работников полиции, прокуратуру, адвокатуру, пенитенциарные учреждения, центры временной изоляции и помощи, культурно-массовые и спортивно-зрелищные учреждения, а также церковь, то есть те социальные институты, которые призваны поддержать несовершеннолетнего подростка и оказать ему всестороннюю помощь.
Таким образом, зарубежный ювенальный суд, как собирательная субстанция, это не что иное, как орган, координирующий и организующий деятельность субъектов, включенных в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних, обладающий полной информацией о детях, включая судебную и полицейскую статистику, данные социальных служб, органов образования и других.
Изучение современного опыта ювенальных судов США, Англии, Франции, Германии, Австралии и других стран свидетельствует, что они превратились в центры инициирования и разработки государственных и региональных программ, направленных на оздоровление ситуации с преступностью и безнадзорностью несовершеннолетних, оказание им помощи.
Обладая полным объемом информации в этой сфере, ювенальные суды занимают активные позиции в совершенствовании законодательства. Так, они обладают законным правом требовать исполнения своих решений и предписаний от тех субъектов и лиц, на которых законом возложены обязанности по воспитанию, социальной защите и профилактике правонарушений несовершеннолетних.
В настоящее время идея создания ювенальной юстиции в нашей стране стала реальностью. В феврале 2002 г. в Государственной Думе Федерального Собрания обсужден законопроект о ювенальных судах в России. Реализация данного института позволит, как представляется, не только восстановить прерванную в советский период идею существования ювенальных судов, но и качественно изменить подходы к организации профилактики правонарушений несовершеннолетних в целом.
Упор на воспитательные методы привел к ограничению прав полиции и принятию во многих странах законов, оберегающих интересы подростков.
Наиболее яркий пример в этом плане являют собой США. В соответствии с существующими законами в большинстве штатов США полиции запрещено снимать отпечатки пальцев у несовершеннолетних и фотографировать их при задержании. В некоторых штатах такая процедура допускается, но она оказывается бесполезной, поскольку ФБР не принимает на хранение карточки с отпечатками пальцев несовершеннолетних. Малолетним преступникам это хорошо известно, и они чувствуют себя в безопасности до тех пор, пока вновь не попадают в руки полиции.
Полиция, не имея фотографий и дактилоскопических данных, не в состоянии установить факт участия подростков в других преступлениях, в связи с чем она и не отражает это в материалах расследования, представляемых в суд. В свою очередь судьи рассматривают их как впервые преступивших закон, тогда как у многих из них за плечами десятки краж, грабежей и пр. Большинство задержанных малолетних правонарушителей выходят на свободу еще до суда или передаются под надзор полиции, и лишь некоторые из них строго наказываются.
Сторонники жестких мер предлагают предоставить полиции право снимать отпечатки пальцев у задержанных несовершеннолетних преступников, чтобы она могла передавать в распоряжение судов полное досье на них. Конгресс США, по их мнению, должен обязать ФБР принимать на хранение отпечатки пальцев всех задержанных, независимо от их возраста. По мнению ряда специалистов, следует также увеличить штаты сотрудников полиции, осуществляющих надзор за условно освобожденными подростками.
Сторонникам воспитательных мер эти рекомендации кажутся излишне строгими и неоправданно жестокими. Особенно серьезное опасение вызывает у них тот факт, что реализация этих предложений приведет к увеличению количества несовершеннолетних, заключенных в тюрьмах, камерах предварительного заключения, исправительных центрах, где они будут находиться вместе со взрослыми преступниками. Отрицательные последствия совместного пребывания в тюрьмах взрослых и подростков, по их мнению, слишком хорошо известны, чтобы делать ставку на наказание в ущерб превентивным и воспитательным мерам.
За рубежом многие специалисты (врачи, педагоги, психологи) считают, что лишение подростка свободы – это крайняя мера.Предупреждение преступности среди несовершеннолетних путем активного воздействия на их поведение и образ жизни, а также на образ мышления – вот путь, который может дать положительные результаты.
По их мнению, ужесточение наказаний не может рассматриваться как эффективный путь решения проблемы роста масштабов преступности среди несовершеннолетних.
В этой связи большой интерес представляет деятельность субъектов системы профилактики несовершеннолетних, особенно полицейских структур, в зарубежных государствах. Опыт, формы и методы их работы весьма полезны для разработки путей совершенствования профилактики со стороны органов внутренних дел России.
История становления и развития специальных служб и подразделений полиции, занимающихся борьбой с детской преступностью, тесно связана с деятельностью Интерпола.
Руководствуясь выводами и рекомендациями ООН по предупреждению преступности несовершеннолетних и молодежи, Генеральный секретариат Интерпола в конце 60-х годов приступил к исследованию проблемы в международном масштабе. Генеральная Ассамблея Интерпола на 36-й сессии (Киото, 1967 г.), 37-й сессии (Тегеран, 1968 г.), 39-й сессии (Брюссель, 1970 г.) ставила вопрос о необходимости изучения состояния молодежной преступности и мер противодействия ей в странах, входящих в систему международной уголовной полиции.
На 48-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола, состоявшейся в 1979 г. в городе Найроби (Кения), на основании данных, полученных от национальных полицейских органов, был подготовлен обзор о состоянии преступности несовершеннолетних и молодежи в основных капиталистических и развивающихся странах в период 1974–1977 гг., а также разработана программа дальнейшего изучения преступности среди лиц данной категории на последующие годы. В качестве одного из предложений, содержащихся в циркулярном письме от 4 декабря 1978 г., в адрес национальных полицейских бюро Генеральный секретариат Интерпола высказался за передачу в Интерпол информации, содержащей сведения о новых приемах и методах в деятельности полиции по предупреждению преступности среди молодежи и изменениях в законодательстве по привлечению к уголовной ответственности и исполнению наказания несовершеннолетних правонарушителей.
Сессия Интерпола констатировала, что в связи с прогрессирующим ростом детской и подростковой преступности полицейские власти государств, представивших отчеты, приступили к созданию специальных подразделений, занимающихся предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних.
Одним из первых мероприятий, проведенных в рассматриваемой области, явилось выделение специальных сотрудников полиции (чаще всего женщин), которые отвечают за координацию профилактической деятельности среди молодежи, осуществляемой местными правоохранительными органами, учебными заведениями и другими учреждениями (организации учителей и родителей, школы, молодежные клубы и т.п.). При этом предполагалось, что предпочтительнее иметь несколько специально подготовленных сотрудников в разных управлениях полиции, чем создавать особое подразделение для работы с молодежью.
В то же время в некоторых государствах были созданы самостоятельные отделы, отряды, бюро для контроля за исполнением законодательства, касающегося несовершеннолетних. Помимо расследования преступлений, совершаемых молодыми людьми, эти подразделения полиции отвечают, в частности, за охрану тех подростков, которые оказываются жертвами преступлений. Такие подразделения комплектуются полицейскими: как женщинами, так и мужчинами.
Полицейские органы большинства зарубежных стран уделяют серьезное внимание вопросам профилактики молодежной преступности. Полиция всегда играла определенную роль в предотвращении правонарушений среди несовершеннолетних, а в настоящих условиях подобная функция приобрела особое значение. Однако еще полностью не решен вопрос о путях ее осуществления, что наглядно видно на примере Соединенных Штатов Америки.
В последнее время в США развернулась острая дискуссия по поводу методов борьбы с подростковой преступностью. Сторонники жестких мер заявляют, что за противозаконные действия несовершеннолетние должны нести соответствующее наказание.
В рамках поиска новых методов воспитания правосознания у подростков и предупреждения преступности несовершеннолетних большой интерес представляет опыт проведения такой работы в штате Аризона. В программе школ США предусмотрено изучение основ системы правосудия. В штате Аризона занятия проводятся в форме учебного суда. Разработаны пособия, которые определяют функции сотрудника полиции, работающего в школе, классного руководителя и самих учащихся. Между школьниками распределяются роли полицейских, адвокатов, свидетелей, присяжных заседателей, судей, журналистов и пр. В роли обвиняемого выступает сотрудник полиции, с которым школьники незнакомы. Игрой руководит полицейский с помощью классного руководителя.
Каждый участник получает папку с исходной информацией и репетирует свою роль до момента совершения «преступления». Никто из школьников не знает, где и когда оно произойдет. Элемент неожиданности, внезапности имеет большое значение, повышая эмоциональный накал эксперимента. Школьники решают довольно сложные проблемы в обстановке, приближенной к реальной.
Получив сообщение о «преступлении», школьники-«полицейские» начинают его расследование, ведут розыск преступника, который находится на территории школы, собирают улики. После «ареста» «правонарушителя» «дело» передается школьникам-«следователям» для дальнейшего рассмотрения и подготовки к слушанию в «суде». По запросу «следователей» в их распоряжение предоставляется заранее подготовленная информация – сведения о прошлом «преступника», карточки с отпечатками пальцев, данные врачебного осмотра.
«Обвиняемый» проходит через все этапы слушания «дела» в «суде», где роли прокурора, защитников и председателя «суда» также играют школьники. Каждое «дело» разбирается таким образом, чтобы небольшие погрешности, допускаемые участниками игры в силу их неопытности, не влияли на ход процесса. Однако если возникают серьезные ошибки, то дело прекращается на этапе предварительного слушания, а «преступник» признается невиновным.
На подготовку и проведение учебного суда уходит почти месяц, но затраты полностью себя оправдывают. Опыт показывает, что школьники, изучающие основы системы правосудия по этому методу, гораздо глубже усваивают материал, чем те, которые учат этот предмет по учебнику.
Кроме игры в суд используются и другие формы обучения – задания по математике и другим предметам с использованием сюжетов из полицейской практики, кукольные представления, проводимые старшеклассниками в младших классах на темы права и обеспечения личной безопасности. Подобные формы работы способствуют установлению более тесного контакта между школьниками и представителями полиции и ведут к снижению преступности среди несовершеннолетних.
Полицейский департамент г. Вирджиния-Бич, третьего по величине быстрорастущего города в США, придает большое значение проблемам предупреждения преступности несовершеннолетних и работе с детьми и подростками. Внимание к воспитанию молодого поколения нашло свое отражение в разработке и проведении в жизнь трех специальных программ. Первая из них представляет собой учебный курс, предназначенный для учащихся начальной школы, который знакомит ребят с основными задачами правоохранительных органов, правами и обязанностями граждан, а также мерами обеспечения индивидуальной и коллективной безопасности. Курс предназначен для учащихся 4-х классов и включает в себя следующие основные темы: закон и преступность, безопасность жилища, магазинные кражи, вандализм и личная безопасность. В конце курса предусматривается проверка усвоения материала и выдача всем ребятам специальных удостоверений и значков. Учебный курс рассчитан на шесть уроков по 45 минут каждый и читается в течение трех недель (по два урока в неделю) специально подготовленными сотрудниками полиции, обязательно в форме (это считается важным фактором морального воздействия). Возраст детей – 10 лет – выбран не случайно, именно в этом возрасте сочетается необыкновенная восприимчивость и тяга к самостоятельности и независимости. Учебный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, в учебном процессе широко используются игровой материал и короткометражные фильмы. Разработчики программы считают, что у ребенка с детства должно воспитываться правильное понимание социальных явлений, формироваться благоприятное отношение к полиции и умение избегать потенциально опасных ситуаций. Предполагается, что у ребят, прослушавших курс, в дальнейшем будет меньше шансов для того, чтобы стать преступниками или жертвами преступления.
Заслуживает внимания программа правового воспитания, разработанная правоохранительными органами штата Флорида и введенная в большинстве государственных и частных школ. Программа, предназначенная для учащихся 7–8 классов, имеет своей задачей познакомить несовершеннолетних с существующей в обществе системой ценностей, основами уголовного права и обязанностями гражданина, а также представить себе, что ждет нарушителей правопорядка.
С помощью удобной для восприятия вопросно-ответной формы программа знакомит учащихся с законами, касающимися таких правонарушений, как мародерство, бродяжничество, нарушение права владения, вандализм, оказание сопротивления при аресте, незаконное владение оружием, магазинные кражи, воровство, автокражи, избиение, поджог, алкогольное опьянение, незаконное употребление наркотиков и убийство. В отдельных главах рассматриваются последствия преступной деятельности, а также необходимость для общества законов и органов, осуществляющих контроль за их выполнением.
Учебный материал представлен в доступной форме в учебнике объемом 135 страниц. Имеется также книга для учителя. Большое значение придается выступлению по каждому изучаемому закону сотрудников полиции, специально приглашенных на занятия. Это не только повышает интерес к изучаемому материалу, но и является сильным фактором морального воздействия: учащиеся привыкают рассматривать полицейских как людей, симпатизирующих им и заботящихся об их благополучии.
По мнению представителей правоохранительных органов и органов образования, программа правового воспитания школьников является превентивным методом в деле борьбы с преступностью несовершеннолетних.
В управлении полиции Лос-Анджелеса (США) проведен необычный эксперимент – на практике опробована эффективность программы по профилактике преступности среди подростков с использованием посещений исправительных учреждений.
Цель этой программы заключалась в психологическом воздействии на подростков, еще не совершавших преступлений, но состоящих на учете в полиции за склонность к правонарушениям, злоупотребление наркотиками или антиобщественное поведение. Для участия в эксперименте родителями, дирекцией школы и местными органами полиции было рекомендовано 17 подростков.
Ключевым фактором реализации программы явился отбор ее непосредственных исполнителей – сотрудников полиции, который проходил на добровольной основе с учетом строгих требований к их личностным качествам, знанию психологии подростков, близких к преступной среде, умению устанавливать контакт со своими подопечными. Второй важный момент заключался в точности отбора подростков для участия в данном эксперименте, которые еще не привлекались к уголовной ответственности, но находились на грани совершения преступления.
Родители подростков знакомились с целью и содержанием программы и давали письменное согласие на участие в ней ребенка. По завершении программы проводилась повторная беседа, в ходе которой они узнавали о впечатлениях, вынесенных ребенком из посещения учреждений, предусмотренных программой, и о рекомендуемых методах педагогического воздействия на подростка с целью его перевоспитания.
В первом пункте программы предполагалось посещение полицейского участка, где подросток непосредственно наблюдал за представителями преступной среды, сталкивался со своими сверстниками, арестованными за различные преступления, в том числе за злоупотребление наркотиками.
Затем сотрудник полиции вел подростка в центр по лечению несовершеннолетних наркоманов для ознакомления с методами лечения, а также строгим режимом содержания больных. Далее следовала «экскурсия» в исправительный центр для подростков, где содержатся преступники в возрасте от 14 до 20 лет, ожидающие суда. Подростка проводили через приемное отделение, камеры предварительного заключения, тюремный двор, знакомили с условиями жизни и правилами поведения содержащихся там лиц. В сопровождении своего «опекуна» (полицейского) подросток посещал тюрьму для несовершеннолетних преступников, а также морг.
Такое комплексное знакомство подростков с исправительными и лечебными учреждениями города оказало на них положительное влияние. Поведение в семье и школе всех подростков, прошедших эту программу, улучшилось, у 13 человек (76%) произошли заметные сдвиги – они не попадали в полицию.
Специфика работы полиции США во многом определяется также разнообразными негосударственными формированиями, с которыми она тесно взаимодействует. Однако такой государственной системы с единым координирующим центром в США не существует.
Наглядным примером разнообразия создаваемых в полиции подразделений, занимающихся проблемами профилактики и борьбы с подростковой преступности, является Германия.
Как считают руководители немецкой полиции, новая стратегия борьбы с преступностью несовершеннолетних должна строиться исходя из следующих положений:
предрасположенность подростков к совершению противозаконных действий во многих случаях исчезает без какого-либо внешнего воздействия после завершения процесса становления личности;
репрессивные меры со стороны государственных учреждений часто приводят к негативным последствиям.
Обоснование необходимости совершенствования методов деятельности полиции по профилактике правонарушений рассматриваемой категории, включая разработку превентивных мероприятий, должно основываться, по их мнению, на общих принципах предупреждения уголовных преступлений, которые формулируются следующим образом:
исключение побудительных причин совершения противозаконных действий;
обеспечение социального контроля;
непосредственное воздействие на потенциальных уголовных преступников.
На территории земли Северный Рейн-Вестфалия во всех крупных управлениях полиции были созданы специальные комиссариаты по расследованию преступлений, связанных с наркотиками, сексуальных преступлений, дел о пропавших без вести лицах, а также правонарушений, совершенных несовершеннолетними. Комиссариатам был передан разбор именно тех дел, в которых чаще других в роли виновных, жертв или свидетелей выступают подростки. Контроль и общая координация работы с подростками осуществляются руководством управления полиции. В информационной системе управления уголовной полиции создан специальный массив сведений о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. На основе входящих в него данных проводится анализ причин и характерных особенностей развития преступности среди подростков. Результаты таких исследований используются при обучении, подготовке и переподготовке сотрудников полиции.
На территории земли Баден-Вюртенберг при крупных подразделениях уголовной полиции организованы отделы по делам несовершеннолетних правонарушителей. В остальных службах выделен сотрудник, занимающийся только правонарушениями подростков. В задачу специальных отделов и сотрудников входит разбор всех дел, в которых несовершеннолетние выступают не только в качестве виновного, но и пострадавшего лица или свидетеля.
В Баварии нет единой формы организации работы полиции с правонарушителями-подростками, хотя в штате мюнхенской полиции имеются специальные сотрудники, занимающиеся профилактикой преступности среди несовершеннолетних. Расследование правонарушений, совершаемых детьми и подростками, осуществляется с соблюдением общих процессуальных норм.
На территории земли Бремен в рамках уголовной и охранной полиции действуют специальные службы, занимающиеся делами несовершеннолетних. Функции этих служб четко разграничены. Специальные службы охранной полиции занимаются профилактикой преступности среди несовершеннолетних, а уголовной полиции – расследованием правонарушений, совершенных детьми и подростками.
В полиции города Гамбурга используется аналогичный принцип организации работы с несовершеннолетними правонарушителями. Единственной особенностью является то, что в аппарате уголовной полиции наряду с упоминавшимися создана специальная служба, занимающаяся расследованием только насильственных преступлений, совершенных подростками и молодежью.
В организации структуры полиции земли Гессен отсутствуют специальные службы по делам несовершеннолетних правонарушителей. Основное внимание здесь уделяется подготовке и использованию специальных сотрудников полиции, которые в составе комиссариатов занимаются разбором правонарушений, совершаемых подростками. В ближайшие годы предполагается создать для этого специальные группы дознания и комиссариаты.
На территории земли Нижняя Саксония полиция при разборе дел о правонарушениях несовершеннолетних работает в тесном контакте с другими социальными службами. Такое сотрудничество предполагает четкое разграничение функции полиции и обязанностей соответствующих социальных служб. Для этого при земельном ведомстве криминальной полиции и некоторых полицейских участках введена новая должность – уполномоченный по разрешению вопросов, связанных с правонарушениями несовершеннолетних.
Аналогичные структуры действуют и на территории земли Рейнланд-Пфальц.
В земле Саар до сих пор практикуется использование для работы с правонарушителями-подростками полиц