Цивильное право знало три формы завещания, придающие ему юридическую силу. Какого среди перечисленных не было?
а) провозглашение воли завещателя в народном собрании
б) провозглашение воли завещателя перед судом
в) завещание воина, объявленное в строю перед сражением
г) завещание посредством манципации
6. Для того, чтобы эмансипированный сын получил право на наследование имущества, оставшееся после смерти отца, он должен был внести в общую наследственную массу:
а) часть своего имущества, которую он получил от отца при его жизни
б) свой военный пекулий
в) приданое, данное им дочери по случаю замужества
7. Выберите признаки, характеризующие легат:
а) состоит в отказе наследнику в наследстве
б) состоит в установлении права собственности третьего лица на определенную вещь наследодателя
в) состоит в возложении на наследника обязанности совершить определенное действие в пользу третьего лица
г) порождает сингулярное правопреемство
д) порождает универсальное правопреемство
е) возможет и по завещанию и по закону
ж) возможен только по завещанию
з) возможен только по закону
и) защищается или личным или вещным иском
к) защищается только личным иском
8. Универсальный фидеикомисс:
а) состоял в возложении на наследника обязанности передать третьему лицу все наследство,
б) состоял в возложении на наследника обязанности передать третьему лицу права на имущество, с оставлением обязанностей за наследником.
9. Ограничение легатов состояло в том, что:
а) был установлен запрет на подобные завещательные распоряжения,
б) наследнику по завещанию гарантировалось оставление без обременения легатами не менее половины наследственной массы,
в) наследнику по завещанию гарантировалось оставление без обременения легатами четвертой части наследственной массы.
Приложения
ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ
ТАБЛИЦА 1
1. Если вызывают (кого-нибудь) на судоговорение, пусть (вызванный) идет. Если (он) не идет, пусть (тот, кто вызвал) подтвердит (свой вызов) при свидетелях, а потом ведет его насильно.
2. Если (вызванный) измышляет отговорки (для неявки) или пытается скрыться, пусть (тот, кто его вызвал,) наложит на него руку.
3. Если препятствием (для явки вызванного на судоговорение) будет его болезнь или старость, пусть (сделавший вызов) даст ему вьючное животное... Повозки, если не захочет, предоставлять не обязан.
4. Пусть поручителем (на судоговорении) за живущего своим хозяйством будет (только) тот, кто имеет свое хозяйство. За бесхозяйственного гражданина поручителем будет тот, кто пожелает.
6. На чем договорятся, о том пусть истец и просит на судоговорении.
7. Если (тяжущиеся стороны) не приходят к соглашению, пусть (они) до полудня сойдутся для тяжбы на форуме или на комициуме. Пусть обе присутствующие стороны по очереди защищают свое дело.
8. После полудня (магистрат) утвердит требование той стороны, которая присутствует (при судоговорении).
9. Если (на судоговорении) присутствуют обе стороны, пусть заход солнца будет крайним сроком (судоговорения).
ТАБЛИЦА II
1. По искам в 1000 и более ассов взыскивался (в кассу понтификов) судебный залог (в сумме 500 ассов), по искам на меньшую сумму – 50 ассов, так было установлено Законом XII таблиц. Если спор шел о свободе какого-нибудь человека, то, хотя бы его цена была наивысшей, однако тем же законом предписывалось, чтобы тяжба шла о залоге (за человека, свобода которого оспаривалась) всего лишь (в размере 50 ассов).
2. Если одна из таких причин, как... тяжкая болезнь или (совпадение дня судебного разбирательства) с днем, положенным для обвинения (кого-либо) в измене, (будет препятствовать) судье, третейскому посреднику или тяжущейся стороне (явиться на судебное разбирательство), то таковое должно быть перенесено на другой день.
3. Пусть (тяжущийся), которому недостает свидетельских показаний, идет к воротам дома (не явившегося на разбирательство свидетеля) и в течение трех дней во всеуслышание взывает (к нему).
ТАБЛИЦА III
1. Пусть будут (даны должнику) 30 льготных дней после признания (им) долга или после постановления (против него) судебного решения.
2. (По истечении указанного срока) пусть (истец) наложит руку (на должника). Пусть ведет его на судоговорение (для исполнения решения).
3. Если (должник) не выполнил (добровольно) судебного решения и никто не освободил его от ответственности при судоговорении, пусть (истец) уведет его к себе и наложит на него колодки или оковы весом не менее, а, если пожелает, то и более 15 фунтов.
4. (Во время пребывания в заточении должник), если хочет, пусть кормится за свой собственный счет. Если же он не находится на своем содержании, то пусть (тот, кто держит его в заточении), выдает ему по фунту муки в день, а при желании может давать и больше.
5. Тем временем (т. е. пока должник находится в заточении), он имел право помириться (с истцом), но если (стороны) не мирились, то (такие должники) оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дни приводили к претору на комициум и (при этом) объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу, за Тибр.
6. В третий базарный день пусть разрубят должника на части. Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им в вину.
7. Пусть сохраняет свою силу навеки иск против изменника.
ТАБЛИЦА IV
1. С такой же легкостью был лишен жизни, как по XII таблицам, младенец, отличавшийся исключительным уродством.
2. Если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен от власти отца.
3. Пользуясь постановлением XII таблиц, приказал своей жене взять принадлежащие ей вещи и, отняв у нее ключ, изгнал ее.
4. Мне известно, что когда женщина... родила на одиннадцатом месяце после смерти мужа, то из этого возникло дело, будто бы она зачала после того, как умер ее муж, ибо децемвиры написали, что человек рождается на десятом, а не на одиннадцатом месяце.
ТАБЛИЦА V
1. Предки наши утверждали, что даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою... Исключение допускалось только для дев-весталок, которых древние римляне в уважение к их жреческому сану освобождали от опеки. Так было постановлено Законом XII таблиц.
2. Законом XII таблиц было определено, что res mancipi, принадлежащие женщине, находившейся под опекою агнатов, не подлежали давности, за исключением лишь того случая, когда сама женщина передавала эти вещи с согласия опекуна.
3. Как кто распорядится на случай своей смерти относительно своего домашнего имущества или относительно опеки над подвластными ему лицами, так пусть то и будет ненарушимым.
4. Если кто-нибудь, у кого нет подвластных ему лиц, умрет, не оставив распоряжений о наследнике, то пусть его хозяйство возьмет себе его ближайший агнат.
5. Если у умершего нет агнатов, пусть оставшееся после него хозяйство возьмут его сородичи.
6. По Закону XII таблиц опекунами над лицами, которым не было назначено опекуна по завещанию, являются их агнаты.
7а. Если человек впал в безумие, то пусть власть над ним самим и над его имуществом возьмут его агнаты или сородичи,
7б. Согласно Закону XII таблиц расточителю воспрещалось управление принадлежащим ему имуществом...
8а. Закон XII таблиц передавал патрону наследство после римского гражданина из вольноотпущенников в том случае, если последний, не имея подвластных ему лиц, умирал, не оставив завещания.
9а. По Закону XII таблиц имущество, состоящее в долговых требованиях умершего к другим лицам, непосредственно, т. е. без выполнения каких-либо юридических формальностей, распределяется между наследниками в соответствии с их наследственными долями.
9б. Согласно Закону XII таблиц долги умершего непосредственно разделяются между его наследниками соразмерно полученным ими долям наследства.
10. «Иск [о разделе наследства] основывается на постановлении закона XII таблиц».
ТАБЛИЦА VI
1. Если кто заключает сделку самозаклада или отчуждения вещи в присутствии 5 свидетелей и весовщика, то пусть слова, которые произносятся при этом, почитаются ненарушимыми.
2. По XII таблицам считалось достаточным предоставить доказательства того, что было произнесено при заключении сделки, и отказавшийся от своих слов подлежал штрафу вдвое.
3. Давность владения в отношении земельного участка устанавливалась в два года, в отношении всех других вещей – в один год.
4. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.
5а. Собственноручно отстоять свою вещь при судоговорении... это значит наложить руку на ту вещь, о которой идет спор при судоговорении, т. е. иными словами, состязаясь с противником, ухватиться рукой за спорную вещь и в торжественных выражениях отстаивать свое право на нее. Наложение руки на вещь производилось в определенном месте в присутствии претора на основании XII таблиц, где было написано: «Если кто-нибудь собственноручно отстаивает свою вещь при судоговорении…».
5б. Закон XII таблиц утвердил отчуждение вещи путем сделки, совершавшейся в присутствии 5 свидетелей и весовщика, а также путем отказа от права собственности на эту вещь при судоговорении перед претором.
6.Защитники [Вергинии] требуют, чтобы [Аппий Клавдий], согласно закону, им же самим проведенному, дал предварительное распоряжение относительно девушки в благоприятном для ее свободы смысле.
7. Пусть собственник не трогает и не отнимает принадлежащих ему бревен или жердей, использованных другим человеком на постройку здания или для посадки виноградника.
8. Закон XII таблиц не позволял ни отнимать, ни требовать как свою собственность украденные бревна и жерди, употребленные на постройку или для посадки виноградника, но предоставлял при этом иск в двойном размере стоимости этих материалов против того, кто обвинялся в использовании их.
ТАБЛИЦА VII
1. Обход, т. е. незастроенное место вокруг здания, должен быть шириной в два с половиной фута.
2. Нужно заметить, что при иске о размежевании границ необходимо соблюдать указание Закона XII таблиц, установленное как бы по примеру следующего законодательного распоряжения, которое, как говорят, было проведено в Афинах Солоном: если вдоль соседнего участка выкапывался ров, то нельзя было переступать границы, если (ставился) забор, то нужно отступать от соседнего участка на один фут, если дом для жилья, то отступать на два фута, если копают яму или могилу, отступать настолько, насколько глубоко выкопана яма, если колодец, отступить на 6 футов, если сажают оливу или смоковницу, отступить от соседнего участка на девять футов, а прочие деревья – на 5 футов.
3. В XII таблицах не употреблялось совершенно слово «хутор», а для обозначения его пользовались часто словом hortus – отгороженное место, придавая этому значение отцовского имущества.
4. XII таблиц запрещали приобретение по давности межи шириною в 5 футов.
5. Согласно постановлению XII таблиц, когда возникает спор о границах, то мы производим размежевание с участием 3 посредников.
6. По Закону XII таблиц ширина дороги по прямому направлению определялась в 8 футов, а на поворотах – в 16 футов.
7. Пусть (собственники придорожных участков) огораживают дорогу, если они не убирают ее камнем, пусть едут на вьючном животном, где пожелают.
8б. Если протекающий по общественной земле ручей или водопровод причинял ущерб частному владению, то собственнику последнего давался иск на основании Закона XII таблиц о возмещении убытков.
9а. Закон XII таблиц приказывал принимать меры к тому, чтобы деревья на высоте 15 футов кругом обрезывались для того, чтобы их тень не причиняла вреда соседнему участку.
9б. Если дерево с соседнего участка склонилось ветром на твой участок, ты на основании Закона XII таблиц можешь предъявить иск об уборке его.
10. Законом XII таблиц разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка.
11. Проданные и переданные вещи становятся собственностью покупателя лишь в том случае, если он уплатит продавцу покупную цену или обеспечит ему каким-либо образом удовлетворение его требования, например, предоставит поручителя или даст что-либо в виде залога. Так было постановлено Законом XII таблиц.
12. Если наследодатель делал следующее распоряжение: отпускаю раба на волю при условии, что он уплатит моему наследнику 10 000 сестерциев, то, хотя бы этот раб был отчужден от наследника, он все-таки должен получить свободу при уплате покупателю указанной суммы. Так было постановлено в Законе XII таблиц.
ТАБЛИЦА VIII
1б. XII таблиц установили смертную казнь за небольшое число преступных деяний и в том числе считали необходимым применение ее в том случае, когда кто-нибудь сложил или будет распевать песню, которая содержит в себе клевету или опозорение другого.
2. Если причинит членовредительство и не помирится с потерпевшим, то пусть и ему самому будет причинено то же самое.
3. Если рукой или палкой переломит кость свободному человеку, пусть заплатит штраф в 300 ассов, если рабу – 150 ассов.
4. Если причинит обиду, пусть штраф будет 25.
5. ...Сломает, пусть возместит.
6. Если кто пожалуется, что домашнее животное причинило ущерб, то Закон XII таблиц повелевал или выдать потерпевшему животное, причинившее вред, или возместить стоимость нанесенного ущерба.
7. Если желуди с твоего дерева упадут на мой участок, а я, выгнав скотину, скормлю их ей, то по Закону XII таблиц ты не мог предъявить иска ни о потраве, ибо не на твоем участке паслась скотина, ни о вреде, причиненном животным, ни об убытках, нанесенных неправомерным деянием.
9. По XII таблицам смертным грехом для взрослого было потравить или сжать в ночное время урожай с обработанного плугом поля. XII таблиц предписывали такого обреченного богине Церере человека предать смерти. Несовершеннолетнего, виновного в подобном преступлении, по усмотрению претора или подвергали бичеванию, или присуждали к возмещению причиненного вреда в двойном размере.
10. Законы XII таблиц повелевали заключить в оковы и после бичевания предать смерти того, кто поджигал строения или сложенные около дома скирды хлеба, если виновный совершил это преднамеренно. Если пожар произошел случайно, т. е. по неосторожности, то закон предписывал, чтобы виновный возместил ущерб, а при его несостоятельности был подвергнут более легкому наказанию.
11. В XII таблицах было предписано, чтобы за злостную порубку чужих деревьев виновный уплачивал по 25 ассов за каждое дерево.
12. Если совершивший в ночное время кражу убит на месте, то пусть убийство его будет считаться правомерным.
13. При свете дня ...если сопротивляется с оружием в руках, созови народ.
14. Децемвиры предписывали свободных людей, пойманных в краже с поличным, подвергать телесному наказанию и выдавать головой тому, у кого совершена кража, рабов же наказывать кнутом и сбрасывать со скалы; но в отношении несовершеннолетних было постановлено: или подвергать их по усмотрению претора телесному наказанию; или взыскивать с них возмещение убытков.
15а. По Закону XII таблиц был установлен штраф в размере тройной стоимости вещи в том случае, когда вещь отыскалась у кого-либо при формальном обыске или когда она была принесена к укрывателю и найдена у него.
15б. Закон XII таблиц предписывает, чтобы при производстве обыска обыскивающий не имел никакой одежды, кроме полотняной повязки, и держал в руках чашу.
16. Если предъявляется иск о краже, при которой вор не был пойман с поличным, суд решает спор присуждением двойной стоимости вещи.
17. Законом XII таблиц запрещается приобретение краденой вещи по давности.
18а. Впервые XII таблицами было постановлено, чтобы никто не брал более одного процента в месяц, тогда как до этого бралось по прихоти богатых.
18б. Предки наши имели обыкновение и положили в законах присуждать вора к уплате двойной стоимости украденной вещи, ростовщика к взысканию в четырехкратном размере полученных процентов.
19. По Закону XII таблиц за вещь, сданную на хранение, дается иск в двойном размере стоимости этой вещи.
20а. Следует заметить, что обвинение [опекуна в недобросовестном отправлении своих обязанностей] вытекает из закона XII таблиц.
20б. В случае расхищения опекунами имущества их подопечного следует установить, не допустим ли в отношении каждого из этих опекунов в отдельности тот иск в двойном размере, который был установлен в XII таблицах против опекунов.
21. Пусть будет предан богам подземным (т. е. проклятию) тот патрон, который причиняет вред своему клиенту.
22. Если кто-либо участвовал при совершении сделки в качестве свидетеля или весовщика, а затем отказывается это засвидетельствовать, то пусть он будет признан бесчестным и утратит право быть свидетелем.
23. По XII таблицам уличенный в лжесвидетельстве сбрасывался с Тарпейской скалы.
24б. По XII таблицам за тайное истребление урожая назначалась смертная казнь... более тяжкая, чем за убийство человека.
26. ...В XII таблицах предписывалось, чтобы никто не устраивал в городе ночных сборищ.
27. Закон XII таблиц предоставлял членам коллегий (сообществ) право заключать между собой любые соглашения, лишь бы этим не нарушали какого-нибудь постановления, касающегося общественного порядка. Закон этот, по-видимому, был заимствован из законодательства Солона.
ТАБЛИЦА IX
1–2. Привилегий, т. е. отступлений в свою пользу от закона, пусть не испрашивают. Приговоров о казни римского гражданина пусть не выносят иначе, как в центуриатных комициях... Преславные Законы XII таблиц содержали два постановления, из которых одно уничтожало всякие отступления от закона в пользу отдельных лиц, а другое запрещало выносить приговоры о смертной казни римского гражданина иначе, как в центуриатных комициях.
3. Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертной казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении для разбирательства дела и были уличены в том, что приняли денежную мзду по этому делу?
4. Квесторы, присутствовавшие при исполнении смертных приговоров, именовались уголовными квесторами, о них упоминалось даже в Законе XII таблиц.
5. Закон ХII таблиц повелевает предавать смертной казни того, кто подстрекает врага римского народа к нападению на Римское государство, или того, кто предает врагу римского гражданина.
6. Постановления XII таблиц запрещали лишать жизни без суда какого бы то ни было человека.
ТАБЛИЦА X
1.Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе.
4.Пусть на похоронах женщины щек не царапают и по умершим не причитают.
8. А также золота с покойником пусть не кладут. Но если у умершего зубы были скреплены золотом, то не возбраняется похоронить или сжечь его с этим золотом.
ТАБЛИЦА XI
1. Децемвиры второго призыва прибавили две таблицы несправедливых законов, между прочим, санкционировали самым бесчеловечным законом запрещение браков между плебеями и патрициями.
ТАБЛИЦА XII
1. Законом был введен захват вещи в целях обеспечения долга, и по Закону XII таблиц это было допущено против того, кто приобрел животное для принесения жертвы, не уплатив за него покупной цены, а также против того, кто не предоставил вознаграждения за сданное ему в наем вьючное животное с тем условием, чтобы плата за пользование была употреблена им на жертвенный пир.
2б. Преступления, совершенные подвластными лицами или рабами, порождали иски об ущербе, по которым домовладыке или собственнику раба предоставлялось или возместить стоимость причиненного вреда, или выдать головою виновного... Эти иски установлены или законами, или эдиктом претора. К искам, установленным законами, принадлежит, например, иск о воровстве, созданный Законом XII таблиц.
3. Если приносит на судоговорение поддельную вещь или отрицает самый факт судоговорения, пусть претор назначит трех посредников и по их решению пусть возместит ущерб в размере двойного дохода от спорной вещи.
4. Законом XII таблиц было запрещено жертвовать храмам ту вещь, которая является предметом судебного разбирательства; в противном случае мы подвергаемся штрафу в размере двойной стоимости вещи, но нигде не выяснено, должен ли этот штраф уплачиваться государству или тому лицу, которое заявило притязание на данную вещь.
5. В XII таблицах имелось постановление о том, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона.
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века / Сост. – проф. В. А. Томсинов. М., 2001. С. 115 – 125.
ИНСТИТУЦИИ ГАЯ
КНИГА ПЕРВАЯ:
О гражданском праве и естественном
1. Все народы, которые управляются законами и обычаями, пользуются частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей: итак, то право, которое каждый народ сам для себя установил, есть его собственное право и называется правом гражданским, как бы собственным правом, свойственным самим гражданам. А то право, которое между всеми людьми установил естественный разум, применяется и защищается одинаково у всех народов и называется правом общенародным, как бы правом, которым пользуются все народы. Таким образом и римский народ пользуется отчасти своим собственным правом, отчасти правом, общим всем людям. 2. Цивильное право римского народа состоит из законов, решений плебеев, постановлений сената, указов императоров, эдиктов тех сановников, которые имеют право издавать распоряжения, и из ответов юристов. 3. Закон (lex) есть то, что народ римский одобрил и постановил: плебейское решение есть то, что плебеи одобрили и постановили. Плебс же отличается от народа тем, что словом «народ» обозначаются все граждане, включая сюда и патрициев; наименованием же плебса обозначаются прочие граждане, за исключением патрициев. Вот почему патриции некогда утверждали, что постановления плебеев для них не обязательны, так как они составлены без их соизволения и участия. Но впоследствии издан был Закон Гортензиев, которым было определено, чтобы постановления плебейских собраний были обязательны для всего народа. Таким образом решения плебеев поставлены были наравне с настоящими законами. 4. Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и установляет; оно имеет силу закона. 5. Указ императора есть то, что постановил император или декретом, или эдиктом, или рескриптом. 6. Эдикты суть постановления и предписания тех сановников, которые имеют право их издавать. Право же издавать эдикты предоставляется должностным лицам римского народа; самое важное значение, однако, в этом отношении имеют эдикты двух преторов – городского и иностранного, юрисдикция которых в провинциях принадлежит их наместникам. То же самое относится к эдиктам курульных Эдилов, юрисдикцию которых в провинциях римского народа имеют квесторы. 7. Ответы законоведов – это мнения и суждения юристов, которым позволено было установлять и творить право.
О разделении права
8. Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам (объектам), или к искам. Прежде всего рассмотрим значение лиц. 9. Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди – или свободны, или рабы. 10. Далее, из свободных людей одни – свободнорожденные, другие вольноотпущенные. 11. Свободнорожденные суть те, которые родились свободными; вольноотпущенные – это те, которые отпущены на волю из законного рабства.
Об иностранцах, покоренных с оружием в руках
17. ...лицо, удовлетворяющее следующим трем условиям: если оно старше тридцати лет, было собственностью господина по квиритскому праву и получило свободу вследствие законного отпущения на волю, т. е. или посредством vindicta (на основании юридического акта), или вследствие занесения в цензорский список, или в силу завещания – то такое лицо признается римским гражданином. В случае если одного из этих условий недостает, то оно будет латином.
О собрании совета
23. Однако Юниев закон не позволяет им (латинам) ни самим составлять завещаний, ни приобретать по завещанию, ни назначать их в завещании опекунами. 24. Ежели мы сказали, что они не могут приобретать по завещанию, то это следует так понимать, что они не могут непосредственно получать ни наследства, ни отказа. Впрочем, они могут приобретать посредством фидеикомисса. 25. Те же, которые причисляются к покоренным, никоим образом не могут ничего приобретать по завещанию, как каждый иностранец; и по мнению большинства юристов, они не могут также составлять завещания.
О способах приобретения латинами римского гражданства
42. ...закон Фуфия Каниния установил: известные пределы при отпущении рабов на волю по завещательному объявлению. 43. Итак, тому, у кого более двух и не более десяти рабов, дозволяется отпускать на волю половину этого числа; тому же, у кого будет более 10 и не более тридцати рабов, дозволяется отпускать на волю не более трети этого. Имеющий опять от 30 до 100 рабов, может по усмотрению отпустить на волю четвертую часть рабов. Наконец тому, кто располагает от ста до пятисот рабами, дозволяется освободить пятую часть рабов. Большее число не принимается в расчет, но закон предписывает, чтобы никто не имел права отпускать на волю более сотни, а если кто имеет всего только одного или двух рабов, то закон по отношению к нему ничего не определяет, и вследствие этого ему предоставляется возможность отпускать по усмотрению на волю. 48. Следует другое деление в праве лиц. Именно, одни лица самовластны, другие подчинены чужому праву. 49. Из подвластных опять одни находятся под властью отца, другие – под властью мужа, третьи – в кабальной зависимости от другого. 52. Итак, под властью господ состоят рабы; эта власть над рабами есть институт общенародного права; ибо у всех вообще народов мы можем заметить, что господа имеют над рабами право жизни и смерти и что все, что приобретается рабом, приобретается господину. 53. Но в настоящее время никому из подданных римского народа не дозволяется чрезмерно жестоко поступать со своими рабами без законной причины. 55. Равным образом под нашею властью состоят наши дети, рожденные в законном браке; право это есть особенность (исключительное достояние) римских граждан, ибо нет почти других народов, которые имели бы над детьми такую власть, какую мы имеем. 56. Римские граждане тогда вступают в законный и действительный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках, или даже латинках и иностранках, с которыми существовало ius connubii (т. е. признанная за лицом способность к вступлению в римское супружество со всеми юридическими последствиями); а так как connubium дает право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но состоят также во власти отца. 58. Что касается лиц рабского состояния, то с ними нельзя заключать настоящего брака. 58 (а). С другой стороны, и не на всякой свободной женщине позволено нам жениться; ибо от брака с некоторыми женщинами надлежит воздержаться. 59. В самом деле, браки не могут быть заключаемы между теми лицами, которые состоят в родственной связи. 76. Не подлежит сомнению, что брак, заключенный между римским гражданином и такою иностранкой, с которою существовало ius connubii, как мы это и прежде сказали, считался законным, и тогда дитя от этого брака было римским гражданином и находилось во власти отца. 82. ...От рабыни и свободного по общенародному праву происходит раб и наоборот, от свободной и раба рождается свободное дитя. 89. По естественным требованиям и соображениям решено, что, если рабыня зачнет от римского гражданина, а затем, отпущенная на волю, родит, то дитя рождается свободным, так как зачатые незаконно приобретают состояние с того времени, когда рождаются. Поэтому они считаются свободными, если рождаются от свободной, и безразлично, от кого мать зачала их, когда еще была рабыней. Но законно зачатые приобретают состояние с момента зачатия. 97. Однако ж, не только родные дети, согласно тому, что мы сказали, состоят во власти нашей, но и те, коих мы усыновляем. 98. Акт же усыновления совершается двумя способами: или властью народа, или по приказу высшего сановника, например претора. 99. Властью народа можно усыновлять тех, которые пользуются правовою независимостью; этот вид усыновления называется arrogatio, потому что и того, кто усыновляет, спрашивают, желает ли он того, кого намерен усыновить, считать законным сыном, и того, кто усыновляется, спрашивают, желает ли он этому подвергнуться; спрашивается и народ, одобряет ли он это усыновление. Властью сановника усыновляем тех, которые состоят под отеческою властью, все равно, занимают ли они первую степень нисходящих, каковы сын и дочь, или дальнейшую, каковы внук и внучка, правнук и правнучка. 104. Женщины же ни в каком случае не мог усыновлять, ибо они и родных детей не имеют в своей власти. 108. Теперь поговорим о тех лицах, которые находятся под властью мужей; это право свойственно тоже только римским гражданам. 109. Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины. 110. Итак, некогда этот переход под власть мужа совершала тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею. 111. Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою; сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа, она вступала в его семью и занимала место дочери. Поэтому Законами XII Таблиц постановлено, что если какая-нибудь женщина не захочет таким образом вступить во власть мужа, то она должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи сряду и таким образом прерывать ежегодное давностное владение. Но все это право частью уничтожено законодательным путем, частью исчезло вследствие неприменения. 113. Что касается «купли», то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, т. е. на основании символической продажи; в присутствии не менее 5 свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика, покупает жену тот, под чью власть она переходит. 116. Остается сказать о том, какие лица могут находиться в кабале. 117. Итак, все свободные лица, мужского ли они, или женского пола, находящиеся под властью родителя, могут быть манципированы отцом тем же самым способом, которым можно манципировать рабов. 118. То же самое применяется к тем лицам, которые находятся во власти мужа. 119. Манципация состоит, как мы и сказали выше, в мнимой (воображаемой) продаже. Эта форма приобретения собственности свойственна тоже римским гражданам и совершается следующим образом. Пригласив не менее пяти совершеннолетних римских граждан в качестве свидетелей и сверх того еще одно лицо того же состояния, которое держало бы в руках медные весы и называющееся весовщиком, покупатель, еще держа медь, говорит так: «утверждаю, что этот раб по квиритскому праву принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов»; затем он ударяет этим металлом об весы и передает его, как покупную сумму тому, от кого приобретает вещь путем купли. 124. Рассмотрим теперь, каким способом подвластные освобождаются от этой власти. 127. Те же, которые состоят под властью отца (восходящего), делаются самовластными по его смерти. Но это допускает различие: именно, со смертью отца сыновья или дочери во всяком случае делаются самовластными, а по смерти деда внуки или внучки не всегда делаются самовластными, но лишь в том случае, если они по смерти деда не подпадают под власть своего отца. 128. Так как тот, кто за какое-либо преступление по Корнелиеву закону изгоняется из пределов отечества, теряет права римского гражданства, то из сего следует, что дети перестают быть в его власти, как если бы он умер, так как таким наказанием он исключается из числа римских граждан, ибо несогласно с разумным основанием права, чтобы человек иностранец имел в своей власти римского гражданина. По той же причине, если находящийся под властью отца будет изгнан из отечества, то он перестает быть во власти родителя. 129. Поэтому, если восходящий попал в плен к неприятелю, то, хотя он временно делается рабом, однако власть над детьми приостанавливается в силу ius postliminii, по которому возвратившиеся на родину из вражеского плена приобретают все прежние права (на основании юридической фикции, как будто бы они никогда не теряли свободы). 131. В прежнее время, когда римский народ основывал колонии в латинских землях, (то и) тот, который по приказанию отца, отправлялся в колонию, переставал быть во власти, так как потерявшие таким образом римское гражданство становились гражданами другого государства. 132. Кроме того, дети перестают быть во власти восходящих вследствие эманципации (освобождения из-под отцовской власти). Но сын только после троекратной эманципации, прочие же дети, мужского ли они пола или женского, освобождаются совершенно из-под отеческой власти после однократной эманципации. 137. Женщины, которые находятся в супружеской власти, подобно тому как и дочери, остающиеся под родительской властью, освобождаются от этой зависимости или вследствие смерти того, во власти которого они находятся, или по изгнании его из пределов отечества. 137 (а). Точно так же через мнимую продажу в кабалу женщины выходят из-под власти мужа и, если они из этой манципации будут отпущены на волю, то делаются самовластными. 138. Так как те, которые находятся в кабале, считаются как бы рабами, то они делаются самовластными после отпущения на волю посредством суда, ценза, завещания. 142. Перейдем теперь к третьему (ср. 9 и 48) разделению лиц. Именно, из тех лиц, которые не находятся ни в родительской, ни в супружеской власти, ни в кабале, некоторые состоят или под опекой, или под попечительством; иные опять не подлежат ни той, ни другой власти. Посмотрим, следовательно, какие лица состоят под опекой, или под попечительством, ибо таким образом мы узнаем прочих лиц, которые не находятся ни в той, ни в другой власти. 144. Итак, родителям (восходящим) позволено назначать по завещанию опекунов детям, которых они имеют в своей власти: мужского пола несовершеннолетним, а женского – как несовершеннолетним, так и совершеннолетним. Ибо древние римляне желали, чтобы женщины, вследствие их легкомыслия находились под надзором, хотя бы они достигли полного возраста. 155. Кому по завещанию опекун не назначен, для тех по Законам XII Таблиц опекунами служат агнаты, которые и называются законными. 159. Умаление правоспособности есть перемена прежнего состояния: оно случается тремя способами, именно capitis deminutio бывает или наибольшая, или меньшая, которую некоторые называют среднею, или же наименьшая. 160. Наибольшая бывает тогда, когда кто-либо теряет одновременно и гражданские права и свободу. 161. Меньшая или средняя перемена правоспособности бывает тогда, когда теряется право гражданства, а сохраняется свобода. Это случается с тем, кого изгоняют из пределов отечества. 162. Наименьшее умаление правоспособности имеет место тогда, когда сохраняется и гражданство, и свобода, но изменяется состояние человека. Это случается с теми, которые усыновляются, а также с теми женщ<