Значение объективной стороны преступления
Следующим этапом рассмотрения поставленной проблемы является анализ объективной стороны конкретного вида преступления и признаков состава этого преступления. Ранее в качестве примера было приведено такое преступление, как кража. Признаки состава, характеризующие объективную сторону кражи, содержатся в ч. 1 ст. 158 УК РФ — «кража, т.е. тайное хищение чужого имущества». Здесь указан способ изъятия имущества и принадлежность предмета хищения (объекта). Если быть точным, то в приведенном составе преступления отсутствуют признаки, описывающие такие элементы объективной стороны, как действие (бездействие), причинная связь и причиненный ущерб. Значит ли это, что они являются факультативными?
Ответ может быть только отрицательным. Эти признаки важны для обоснования уголовной ответственности. Но, с другой стороны, они не указаны в диспозиции ст. 158 УК РФ. Теперь обратимся к понятию данного вида преступления, которое можно сформулировать исходя из примечания к ст. 158 УК РФ. Исходя из понятия хищения, под кражей понимается совершенное с корыстной целью противоправное, безвозмездное, тайное изъятие и обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.
В этом определении представлены, кроме причинной связи, все элементы объективной стороны кражи, — и все они являются обязательными. Также обязательными для квалификации являются и такие обстоятельства, как место, время и обстановка совершения кражи, хотя они не указаны в диспозиции ст. 158 УК РФ.
Таким образом, в диспозиции уголовно-правовой нормы не содержится характеристика всех элементов данного вида преступления и тем более описание каждого из элементов объективной стороны преступления. Они устанавливаются исходя из понятия данного вида преступления, в том числе путем толкования закона.
Следовательно, деление элементов объективной стороны преступления на обязательные и факультативные является достаточно условным. Более того, оно неприемлемо с точки зрения теории доказательств и уголовно-процессуального закона. Согласно УПК РФ, в предмет доказывания по уголовному делу входит событие преступления — время, место, способ, мотивы, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела (п. 4 ч. 1 ст. 225 УПК РФ).
Выше был дан анализ структуры объективной стороны преступления применительно к содержанию преступления в его общем, классическом понимании, предполагающем четыре обязательных элемента — субъект, деяние (объективная и субъективная сторона) и объект. При этом необходимо представлять, что количество элементов, составляющих объективную сторону преступления, зависит от определения в законе момента окончания преступления и от стадии расследования уголовного дела.
Момент окончания преступления определяется в Особенной части УК посредством состава преступления. Момент фактического окончания многих преступлений совпадает с моментом их окончания, который определен законодателем в Особенной части УК. Условно говоря, «фактический» и «правовой» моменты окончания таких преступлений, как убийство, причинение вреда здоровью, хищение, оскорбление, хулиганство и т.д., совпадают. Объективная сторона этих преступлений состоит из действия (бездействия), причинной связи и преступного вреда. Если такие преступления не доведены до конца (неоконченные), то для квалификации содеянного применяются нормы Общей части о приготовлении или покушении на преступление (ст. 30 УК РФ) и соответствующие нормы Особенной части УК.
Таких преступлений большинство. Но иногда законодатель формулирует в Особенной части УК составы преступлений таким образом, что переносит момент их окончания на более раннюю стадию, чем фактическое окончание преступления. При конструировании таких составов преступлений законодатель изменяет содержание объективной стороны преступления путем переноса момента окончания преступления со стадии причинения вреда объекту посягательства на более раннюю стадию.
За счет этого элементы объективной стороны преступления, которые учитываются только на стадии привлечения к уголовной ответственности, укорачиваются или «усекаются» до совершения действия (бездействия) либо угрозы причинения вреда. Исходя из стадий совершения преступления — это стадия покушения. Иногда состав преступления конструируется с выделением признаков, характеризующих всего лишь стадию приготовления к совершению преступления.
Создание таких правовых конструкций может быть обусловлено такими факторами, как сложность или многоэтапность данного вида преступления, социальная опасность каждого из этапов, необходимость пресечения этой деятельности на более ранней стадии, либо другими причинами. В качестве примера можно привести бандитизм. В ч. 1 ст. 209 УК РФ состав бандитизма сформулирован как «создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации».
Бандитизм — это опасная, многоэпизодная преступная деятельность, выражающаяся в нападении на граждан или организации. Наиболее опасной стадией, предшествующей совершению бандитских нападений, является создание устойчивой вооруженной группы (банды). Высокая степень опасности самого факта создания банды, относительная самостоятельность и обособленность этого этапа преступной деятельности позволили законодателю установить момент окончания бандитизма на более ранней стадии.
Фактически это приготовительные действия как разновидность приискания соучастников преступления или сговора, что и нашло отражение в законодательной характеристике приготовления к преступлению (ч. 1 ст. 30 УК). Кроме этого, законодатель специально в ч. 6 ст. 35 УК подчеркнул, что «создание организованной группы в случаях, не предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, (т.е. ч. 1 ст. 209 УК) влечет уголовную ответственность за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых она создана».
Иногда законодатель переносит момент окончания некоторых преступлений с этапа причинения вреда на стадию нападения, посягательства, т.е. на стадию покушения. Так определен момент окончания разбоя в ч. 1 ст. 162 УК РФ. Разбой — это «нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия». Для сравнения, грабеж, т.е. открытое хищение чужого имущества, совершенное с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, считается оконченным с момента реального завладения имуществом (ч. 2 ст. 161 УК). Состав посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа окончен в момент убийства либо покушения на убийство (ст. 317 УК).
Отсутствие возможности привлечения к уголовной ответственности за покушение для неосторожных преступлений, а также необходимость предупреждения аварий и катастроф обусловили перенесение момента окончания некоторых неосторожных преступлений на стадию создания опасности причинения вреда. Так, ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов наступает в момент создания угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 УК).
Перенесение момента окончания некоторых умышленных преступлений на стадию нападения (угрозы), а неосторожных — на стадию создания возможности причинения вреда фиксирует минимально необходимые основания для возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности. Фактическое окончание преступления фиксируется в этом же составе, например, лишение жизни (ст. 317 УК), либо выделяются в качестве квалифицирующих признаков в виде вредных последствий преступления, например, — «те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или причинение вреда здоровью человека» (ч. 2 ст. 247 УК).
Таким образом, содержание объективной стороны рассмотренных и подобных им преступлений ничем не отличается от приведенной выше общей структуры объективной стороны преступления. Привлечение к ответственности на стадии нападения (посягательства) либо возможности причинения вреда фиксирует неоконченную объективную сторону преступления и обязательность доказывания отсутствующих элементов в качестве возможных — направленность действий на конкретный объект, характер и размер возможных последствий, степень угрозы причинения вреда.
Отдельную группу составляют составы преступлений; объективная сторона которых сведена к нарушению определенных правил, правовых норм, нарушению обязанностей. Это так называемые простые деликты, совершаемые действием или бездействием, — различные виды нарушений, уклонений, отказов, разглашений и т.д. К их числу относятся, например, такие составы, как нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (ст. 181 УК), сокрытие или искажение информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237 УК), нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК), отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной Палате Российской Федерации (ст. 287 УК), отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308 УК), разглашение данных предварительного следствия (ст. 310 УК) и т.д.
Особенность объективной стороны этих преступлений состоит в том, что преступное действие и причиняемый этим действием вред совершаются одномоментно, одновременно, а совершение действия и причинение вреда неразрывно связаны. Кроме того, совершение объективной стороны этих преступлений создает реальную угрозу наступления последующих более тяжких преступных последствий. Так, несоблюдение маршрутов, воздушных ворот либо высоты полета (ст. 271 УК) может повлечь аварию или катастрофу воздушного судна (ст. 263 УК).
Иногда эти более тяжкие последствия выделены в качестве квалифицирующих признаков соответствующих составов преступлений. Так, сокрытие или искажение информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, влечёт повышенную ответственность, если таким деянием причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 237 УК).
Не вызывает сомнения, что такого рода деяния нарушают, дезорганизуют охраняемые уголовным законом отношения, причиняют реальный вред. Однако степень опасности этих нарушений не всегда значительна и фактически не отражена в законе через признаки состава преступления. Видимо, определенную роль в формировании подобных составов преступлений имеют переоценка значения предупредительной функции уголовного запрета и игнорирование законодателем теории конструирования составов преступлений.
Таким образом, общая структура объективной стороны преступления состоит из таких элементов, составляющих само преступное деяние, как действие или бездействие (способ), преступный вред и причинная связь. Кроме этого к объективной стороне преступления относятся и обстоятельства, при которых совершается преступление — место, время и обстановка.
Значение объективной стороны преступления определяется, прежде всего, ее содержанием.
Это значение можно выразить в следующих основных положениях.
1. Объективная сторона преступления — это внешняя форма проявления и существования преступного посягательства. В ее содержании объективируются психические процессы — субъективная сторона, — которые порождают и направляют преступное деяние. Исследование и анализ объективной стороны преступления позволяют познать содержание субъективной стороны преступления.
2. В процессе выполнения объективной стороны преступления возникает угроза причинения вреда или причиняется вред охраняемым уголовным законом отношениям. Элементы объективной стороны преступления определяют степень общественной опасности совершенного деяния и степень ответственности преступника. В силу этого совершаемое деяние становится общественно опасным, подпадает под категорию преступного.
3. Объективная сторона преступления выступает объективным основанием уголовной ответственности и в силу своих внешних форм проявления составляет объективную основу предмета доказывания по каждому уголовному делу.
4. Содержание объективной стороны преступления имеет важное значение для квалификации содеянного, при отграничении преступлений от иных правонарушений, при разграничении смежных составов преступлений.
5. Объективная сторона преступления имеет важное значение и учитывается при индивидуализации ответственности и наказания.