Источники права Чехословакии
Официальной кодификации право Чехии не претерпело, и известны частные кодификации- "Книга старого пана Розшемберга" 13 в., "Ряд земского права" 14в., "Толкование чешского права" пана Андрея из Дубны" 1400 г. и др.
Наиболее полным источником-сборник 16в в. "Девять книг о правах земли Чешской" Викторина Корнелиша.
К источникам относятся "земские книги" (решения земского суда).
41. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СТРАНАХ СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА
Понятие «восток» относительное -под ним понимаем территории Северной и Северо-восточной Африки, Аравийского полуострова и Малой Азии, Тибет, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Китай и Японию.
Началом средневековья на Востоке можно считать V-VII вв. - время создания централизованных империй, формирования и распространения мировых религий.
Например:
1. Китай - здесь утверждается специфическая "азиатская" социально-экономическая и социально-политическая структура земельной собственности и эксплуатации. Империя Хань, возникшая в III в. достигает расцвета к VI в. В этот период складывается основа традиционного права (например: династийный кодекс империи Тан в VII в.). Под влиянием Китая, центра конфуцианско-буддийской цивилизации, оказывается Япония.
2 . Индия - характерна перестройка традиционной варново-кастовой системы, перераспределение земли, углубление процессов разделения труда, формирование обширной индо-буддийской цивилизации и ее влияние на всю Юго-восточную Азию
3. Япония– в данный период идет активный процесс социального расслоения, формируется государство с ограниченными внешним влиянием.
Для стран Ближнего Востока (большинства) – характерно утверждение ислама, утверждение «нового образа жизни» и возникновение "воинствующей религиозной общины". Возникновение Арабского халифата, па основе которого впоследствии сформируются арабо-ирано-турецкие исламские государства-империи
Различия Востока и Запада в части процессов эволюции развития общества базируются на особенностях социально-экономических и социально-политических отношений, а также особой роли восточной культуры (особенно - традиции, философии и религии). Для средневекового Востока характерно:
v замедленный характер эволюции;
v сильное влияние на общественное развитие традиций и религиозной идеологии;
v незавершенность процесса развития феодального общества и резкий переход к буржуазным отношениям под влиянием Запада (отсталая промышленность, плохо развитые товарно-денежные и рыночные отношения);
v широкое распространение государственной собственности на землю, которая сочеталась с общинной и реже частным землевладением общинников-крестьян. (Причем, под государственной собственностью понимается землевладение монарха и государственной казны)
v феодальный класс (в отличие от европейских феодалов - обладающих правом частной собственности на землю) представлен сановно-бюрократическим сословием, живущим за счет ренты-налога с формально свободных земледельцев-крестьян. Следовательно, не феодальный класс, как в Европе, опирался на государство как выразителя сословных привилегий, а родовая верхушка, царские сановники, собственно, и являлись государством;
v малая степень экономической зависимости производителей-крестьян или скотоводов от феодалов (в отличие от Европы) было отсутствие прикрепления к земле. Зависимость крестьянства - определялось налогами и повинностями, а также сословным положением «простолюдина»;
v город не занял ведущего места, как в социально-экономическом, так и политическом развитии. Даже ремесленная продукция шлана удовлетворение потребностей правящих сановно-бюрократических кругов. Отсюда - жесткий контроль за ремесленниками и купечеством бюрократическим государственным аппаратом (ограничения: правовые, религиозные, сословные, кастовые. Отсутствие особого городского права - правовой статус городского жителя не отличался от деревенского);
v сельская община, представляла собой замкнутый хозяйственный мирок с наследственным, независимым от рынка хозяйством;
v распространенная форма правления - наследственная монархия (чаще в форме «восточной деспотии»), в которой отсутствовали конституционные нормы и ограничения власти правителя
v религиозная идеология -вплоть до слияния церковных и светских институтов и их подчинение светскому, а часто одновременно духовному главе.
v все средневековые правовые системы стран Востока утверждали неравенство: сословное, кастовое, в семье, по признакам пола, мелочно регламентируя поведение людей во всех сферах