Тема 5. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФЕОДАЛЬНОЙ ГЕРМАНИИ
1. Раннефеодальное государство (X–XI вв.)
2. Германия в период феодальной раздробленности (XIII–XIX вв.):
а) сословно-представительная монархия;
б) абсолютная монархия.
3. «Каролина» 1532 г.:
а) история создания «Каролины». Общая характеристика, отражение в судебнике принципов феодального уголовного права;
б) основные виды преступлений и наказаний;
в) суд и процесс по «Каролине».
Темы докладов
1. Римское право в средневековой Европе.
2. Саксонское зерцало.
3. Тридцатилетняя война и ее последствия.
Методические рекомендации
1 вопрос.Становление единого немецкого государства связано с распадом Франкской империи и обособлением Восточно-Франкского королевства. Процесс феодализации в восточных землях протекал замедленными темпами, поэтому к Х веку на территории Германии сохранялось пять племенных герцогств. С начала Х века между герцогами начинается борьба за власть. Однако сепаратизм герцогов не мог помешать тенденции к усилению центральной королевской власти. В X–XII вв. при Саксонской королевской династии в Германии сложилось раннефеодальное государство. Генрих I и Оттон I значительно расширили границы Германии. В 962 г. Оттон I был коронован в Риме как император Священной Римской империи германской нации (это название сохранялось до 1806 г.).
Для укрепления своего авторитета короли использовали союз с церковью. «Оттоновские привилегии» предоставили церкви иммунитетные права и превратили ее в исполнительный орган государственной власти в противовес герцогам. Церковь стала крупнейшим феодалом Германии. Вассалы церкви составляли основу войска. Это была особая «имперская» церковь. Вместе с тем церковь была полностью подчинена королевской власти. Именно король осуществлял духовную инвеституру – утверждал кандидатов на церковные должности и вводил их во владение землей.
Центральный аппарат строился по принципу дворцово-вотчинной системы управления государством. Король обладал высшей законодательной, судебной, административной, военной властью. Германское государство в X-XII вв. было типичной ленной монархией. Германский король избирался на имперском съезде герцогами и архиепископами.
В XII в. центральная власть в Германии ослабевает. Церковь смогла выйти из-под опеки королевской власти. Борьба империи и папства завершилась подписанием Вормского конкордата 1122 г. К XII в. сложилась феодальная иерархия, разделившая духовенство и дворянство на ранги, или «щиты».
2 вопрос. В XIII-XIV вв. экономические и социальные сдвиги приводят к политической децентрализации Германии, которая распадается на множество княжеств и земель. В Германии отсутствовал единый экономический центр, существовала областная централизация вокруг немецких городов. Союз короля с городами не сложился. В Германии образовались территориальные княжества, в пределах которых князья обладали в полном объеме политической властью. Отсутствие внутреннего единства сказалось и на социальной структуре: происходит деление на имперские сословия и земские сословия.
Империя не имела столицы, государственного казначейства и центральных имперских учреждений. Императорский титул передавался от отца к сыну только с согласия знати. Императоры сами постепенно превращаются в территориальных князей. Юридическая раздробленность Германии была закреплена «Золотой буллой» 1356 г., подписанной германским императором Карлом IV. Она оформила олигархию коллегии семи курфюрстов. С 1438 г. императорский титул закрепился за династией Габсбургов, но он уже превратился в номинальный.
В конце XV в. оформился рейхстаг – общеимперское собраний представителей «чинов». Фактически рейхстаг являлся органом представительства территориально-политических единиц, а не сословий. Решения рейхстага носили рекомендательный характер. В княжествах сложились ландтаги – сословные собрания представителей дворянства, духовенства и горожан. Сословно-представительная монархия в Германии носила незавершенный характер.
К середине XVI в. империя представляла собой конфедерацию княжеств и земель, в рамках которых сложились замкнутые государственно-политические и правовые системы. Фактически князья имели полный суверенитет. Германский абсолютизм утвердился не в масштабах всей страны, а в пределах отдельных княжеств («княжеский абсолютизм»). В XVII в. насчитывалось свыше 350 государственных образований в пределах Германии, в каждом из которых развитие политико-правовой системы имело свою специфику. Самыми крупными государствами стали Пруссия и Австрия.
Абсолютная монархия на начальной стадии способствовала решению объективных экономических и социальных задач. Вместе с тем, абсолютизм, укрепив отдельные государственные образования, задержал процесс политического объединения Германии.
3 вопрос.Каролина 1532 г. – судебник Священной Римской империи германской нации. Она получила название от имени императора Карла V (Constitutio criminalis Carolina) и действовала на территории Германии до конца XVIII в. Это был первый в европейском праве специальный уголовно-процессуальный кодекс. Каролина появилась в эпоху Реформации, вскоре после крестьянской войны 1525 г. и отразила весь комплекс противоречий и особенностей социально-политической обстановки Германии того времени. Создание ее связано с имперской судебной реформой, попытками изжить застарелые феодальные обычаи и унифицировать правоприменение в уголовных делах. Студентам необходимо рассмотреть вопрос о формах рецепции римского права в Германии, о влиянии римского обычного права и прогрессивных идей итальянских юристов-криминалистов.
Уголовное уложение подразделялось на две книги и 219 статей. В ней отсутствует деление на общую и особенную части, материальное и процессуальное право тесно переплетены. Абстрактные определения отсутствуют, многие статьи носят казуистический характер.
При рассмотрении вопроса об основных видах преступлений и наказаний студентам необходимо осветить общие принципы и понятия Каролины: о формах вины (умысел, неосторожность), об основаниях ответственности, об обстоятельствах, освобождающих от наказания (необходимая оборона, случай), о покушении, соучастии, формах пособничества (ст. 130, 137, 138, 146, 177 и др.).
Все преступления в Каролине классифицировались в зависимости от тяжести наказания: 1) смертная казнь в различной форме; 2) членовредительство; 3) болезненные наказания; 4) изгнание из государства; 5) ошельмование; 6) штрафы. Если преступление было особенно злостным, то наказание могло особо квалифицироваться: назначаться определенный вид смертной казни (колесование, четвертование, утопление и пр.). Не исключала Каролина и наказания по принципу талиона, например, при лжесвидетельстве и ложном обвинении в суде виновный наказывался таким же наказанием, какое понес обвиненный им человек.
В основу наказания был положен принцип устрашения. Приговоры исполнялись публично. Указание на верхние и нижние пределы наказания отсутствует. Во многих случаях подчеркивалась необходимость учитывать сословную принадлежность преступника и потерпевшего.
Студенты должны выделить в Каролине преступления против государства и религии; против личности; против собственности; против нравственности. При этом необходимо дать анализ каждого вида преступлений.
Судебный процесс по уголовным делам был регламентирован жестким формальным образом. Почти для всех преступлений перечислялись точные указания на улики или сведения, по которым можно было начинать дело. Уголовное дело могло начаться: 1) по жалобе истца против конкретного человека (обвинительный процесс); 2) судом в инквизиционном порядке по факту или по подозрению. За недоказанное при следствии обвинение частное лицо ждало наказание.
Разбор дела подразделялся на несколько стадий: 1) общее расследование; 2) специальное расследование; 3) вынесение приговора. Студенты должны рассмотреть стадии уголовного процесса, выявить роль судей в расследовании дел, методы досудебного и судебного следствия, положение подозреваемого, процедуру вынесения приговора.
Следует систематизировать формальные доказательства, которые включали «доброкачественные улики, подозрения и доказательства». Основное внимание уделялось собственному признанию обвиняемого. Средством добиться признания была пытка.
В целом Уложение 1532 г. стало для германских государств, скорее, юридическим образцом, чем жестко применявшимся законом.
Тема 6. КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ
(2 часа)
1. Возникновение христианства и христианской церкви. Церковный раскол 1054 г.
2. Папство в XI–XV вв.
3. Крестовые походы.
4. Церковные ордена.
5. Реформация и контрреформация в Европе в XVI в.
6. Каноническое право.
7. Инквизиция.
Методические рекомендации
1 вопрос.Христианство, возникшее и развивавшееся в исторических условиях Римской империи, как мировая религия окончательно оформилось в феодальном обществе. Оно выполняло роль идеологического интегратора и оказывало влияние на культурную жизнь. В этот период консолидировалась и укрепилась его организация – церковь, претендовавшая на то, чтобы быть главой христианского мира.
В первые века христианства организация церкви сводилась к самоуправлению духовных общин. С III в. руководители духовных общин – епископы – стали постоянными, профессиональными церковнослужителями. Начал формироваться клир, а также церковная административно-территориальная структура: община – округ во главе с епископом.
С конца IV – начала V вв. римские епископы закрепили за собой право на особый статус главы всей церкви – папы. Папа считался наместником Бога на земле, обладавшим как светской, так и церковной властью. В VIII в. было основано Папское государство с центром в Риме.
Христианство стало одним из господствующих элементов социально-политической системы, ее консолидирующим идейным началом. Христианская церковь перестала быть преимущественно духовной общиной, трансформировалась в жестко иерархизированную социальную, политическую организацию.
Римские папы претендовали на обладание неограниченной властью и стремились возвысить папский престол над восточными патриархами. Возникла жесткая конфронтация между Римом и Константинополем. Она усугублялась догматическими, теологическими, обрядовыми и организационными разногласиями. При ответе на этот вопрос студенты должны самостоятельно выявить причины церковного раскола 1054 г. C XI в. после раскола христианской церкви на западную и восточную римская католическая церковь объединяла только западно- и центрально-европейские государства.
2 вопрос. Отсутствие сильной централизованной власти в Западной Европе способствовало укреплению позиции римских пап. Католическая церковь стремилась встать над светской властью, подчинить ее себе. Государственные дела стали рассматриваться папами как один из аспектов деятельности церкви. Папа, как наместник бога на земле, должен был быть высшим арбитром во всех делах, духовных и мирских. Для подкрепления теократических притязаний папства использовался подложный документ «Константинов дар», согласно которому император Константин Великий якобы утверждал права римского епископа как главы христианской церкви и даровал ему верховную власть над Римом, Италией и западными провинциями Римской империи.
С 1059 г. утверждается порядок избрания папы конклавом кардиналов. Для управления церковными делами и пропаганды вероучения сформировалась конгрегация. Центром папской администрации стал Ватикан. Руководство делами церкви на местах, в других государствах поручалось папским посланцам – нунциям. Особую роль в управлении церковью играли соборы – съезды епископов, римский трибунал.
Важное место в организации католической церкви занимали монастыри во главе с аббатами, которые пользовались автономией в суде и управлении. Самоуправлением также пользовались церковные ордена – монашеские и духовно-рыцарские. Однако все без исключения учреждения католической церкви признавали верховный авторитет римского папы. Епископы и монастыри стали крупными земельными собственниками. Они обрели широкие иммунитетные права.
Светские государи – германские императоры Генрих IV, Фридрих Барбаросса, английский король Генрих II – потерпели поражение в борьбе с папами. Расцвет могущества папской монархии приходится на время понтификата Иннокентия III (1198–1216). Папа провозгласил себя наместником Христа на земле. Рост политического влияния папства выявился в организации крестовых походов на Восток и против еретиков.
Недовольство официальной церковью выразилось в появлении ересей (катаров, вальденсов и др.).
С начала XIV в. теократические притязания папства начинают встречать отпор со стороны складывающихся централизованных государств. Запад раскалывается на стремившиеся к независимости регионы. В самом папском государстве в конце XIV – начале XV вв. одновременно существовали два-три папы, боровшиеся за власть. К концу XV в. папство потерпело поражение в борьбе за теократическую власть.
3 вопрос. В начале XVI в. происходит кризис римско-католической церкви, который проявился в состоянии ее учения, культа, институтов, ее роли в жизни общества. Под воздействием новаторских теологических идей Мартина Лютера в 1517 г. в Германии началось движение Реформации. Реформация отвергла власть папства, выдвинула требования реформы католической церкви. Реформационные процессы привели к расколу римской церкви и созданию новых протестантских вероучений (лютеранства, кальвинизма, цвинглианства, анабаптизма и др.). В идейной подготовке Реформации важную роль сыграло гуманистическое движение эпохи Возрождения – своей борьбой против схоластики как теоретической поры католицизма, критикой церковной обрядности, пышного культа, невежества духовенства.
Реформация отвергла догму католической церкви об обязательном посредничестве духовенства между богом и человеком. Центральным принципом новых религиозных доктрин Реформации стало учение о непосредственной связи человека с богом, об «оправдании верой», т.е. «спасении» человека не с помощью строгого выполнения обрядов, а на основе веры. Учение об «оправдании верой» исключало привилегированное положение духовенства, содержало отказ от церковной иерархии и супрематии папства, выдвигало требование «дешевой церкви».
Кроме того, поскольку признавалось, что внутреннее общение с богом осуществляется в ходе самой мирской жизни, с помощью должным образом устроенного светского порядка, то и этот порядок, в первую очередь государственный строй, получал отныне религиозную санкцию на автономное развитие. Реформационные учения укрепляли позиции светской власти и формирующихся национальных государств в борьбе против притязаний папства. Степень критики католической церкви, программы преобразований в церковной и светской областях отличались у разных слоев общественной оппозиции – плебейской и бюргерской.
В ряде европейских государств (Англия, часть княжеств Германии, скандинавские страны) власти сумели воспользоваться реформационным движением и произвести конфискацию монастырских и даже всех церковных земель в пользу светских правителей. Церковь здесь превратилась в орудие государственной власти, укреплявшее ее позиции (Англия). В ряде германских княжеств, во Франции, Венгрии, Шотландии кальвинистские идеи были использованы сепаратистки настроенным дворянством для борьбы с абсолютизмом.
В ходе Реформации была сломлена духовная диктатура католической церкви, экономическая мощь ее была подорвана секуляризацией, возникли новые христианские вероисповедания, религиозные общности и церкви, независимые от Рима. Создались условия, способствовавшие укреплению светской власти и образованию национальных государств. Реформация способствовала выработке новых подходов к проблемам политики и права, которые со временем стали школой буржуазно-демократических свобод. Церковь и религия были приспособлены к условиям складывающегося буржуазного общества.
Размах Реформации вызвал сопротивление и общее наступление сил феодально-католической реакции в Европе в середине XVI в., получившее название контрреформации. Была перестроена и с помощью ордена иезуитов укреплена католическая церковь. Контрреформация победила в Испании, Италии, Польше, Чехии, части Германии. Вместе с тем произошла определенная модернизация самой католической церкви.
4 вопрос.Церковь в средние века представляла собой фактически автономную политическую и духовную организацию. Она руководствовалась собственным каноническим правом, выработанным на базе библейских преданий и христианской традиции. Первоначальные источники канонического права католической церкви были теми же, что и для восточной церкви: 1) Священное писание; 2) произведения отцов церкви; 3) постановления церковных соборов; 4) римское право, особенно христианской эпохи.
Собственно юридическим каноническим правом стали Апостольские конституции – сборник правил, составленный в IV в. После разделения церквей большое значение стали иметь декреталии – постановления римских пап. С VII–VIII вв. начинают составляться систематизации церковного права. Самой известной из них является Декрет Грациана (XII в.). На основе Декрета Грациана возникла школа канонистов – систематизаторов церковного права. В XVI в. сложился свод канонического права – Corpus juris canonici – единственно разрешенный к применению в церковных делах и церковной юстиции. (Обновленная редакция Свода была дана в 1917 г.).
Каноническим правом должны были руководствоваться не только духовные лица, но и миряне. Дела духовных лиц составляли внутреннюю прерогативу церковной организации, светское вмешательство было запрещено. С утверждением феодальных отношений церкви, монастыри, епископы приобрели полномочия сеньориального суда в отношении вассалов, подвластного населения. В судах канонического права использовалось переработанное римское право, утверждается более сложная судебная процедура. С 1215 г. в церковных судах запрещалось использовать ордалии. Одной из задач церкви была борьба с ересями. Для этого создавался инквизиционный суд. Инквизиционный суд исходил из презумпции виновности и греховности обвиняемых. Церковные судьи – инквизиторы – подчинялись лично папе. В следствии и судебном расследовании инквизиторам разрешалось применять пытки. Собственное признание стало основным доказательством вины.
Каноническое право регулировало брачно-семейные отношения во всех католических странах. Брак считался нерасторжимым договором. Брачный возраст устанавливался в 14 лет для женщин и 16 – для мужчин. Каноническое право повлияло и на формирование наследственного права.