Категоризация преступлений и её практическое значение. Оценка изменений таковой (2001, 2011 г.г.).
В ст. 15 УК РФ приведена законодательная категоризация преступлений. Ее критерием служит характер и степень общественной опасности преступления. Дополнительными критериями выступают форма вины и максимальный срок наказания в виде лишения свободы, предусмотренный в санкции конкретной уголовно-правовой нормы.С учетом этих критериев вся совокупность преступлений, предусмотренных в УК, разделена на четыре категории:
· преступления небольшой тяжести - это умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание , предусмотренное УК, не превышает двух лет лишения свободы;
· преступления средней тяжести - это умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает пяти лет лишения свободы;
· тяжкие преступления - это умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает десяти лет лишения свободы;
· особо тяжкие преступления - это умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Значение категоризации преступлений чрезвычайно велико. Она учитывается при регламентации широкого круга вопросов Общей части, в том числе приготовления к преступлению, назначения наказания по совокупности преступлений, освобождения от уголовной ответственности и наказания, давности, погашения и снятия судимости, ответственности несовершеннолетних и т. д.
Нельзя не сказать о том, что законодатель пытается усовершенствовать категоризацию преступлений. Так, в соответствии с Федеральным законом от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ реформированы категории преступлений средней тяжести (установлена различная типовая санк-ция за умышленные и неосторожные преступления) и тяжких преступлений (их ограничили только кругом умышленных преступлений). Важно при отнесении преступлений к той или иной категории правильно установить форму вины, с которой возможно совершение таких деяний. Каждая категория преступлений, вы-деленная в ст. 15 УК, представляет собой элемент жесткой системы, но в то же время имеет и некоторую структурную самостоятельность.Исходя из смысла ст. 15 УК, можно сделать вывод о том, что право определения места преступления в системе названных категорий принадлежит исключительно законодателю. То есть преступление будет относиться к законодательно названной категории и в том случае, если суд с учетом исключительных обстоятельств в соответствии со ст. 64 УК может назначить наказание ниже пределов, установленных для данной категории. Ряд авторов высказывал мнение, в соответствии с которым при наличии нескольких смягчающих обстоятельств, особых признаков личности виновного, предотвращения тяжких последствий, добровольной явки с повинной суду надо дать право своим решением изменять категорию тяжести в сторону улучшения положения виновного . На первый взгляд, это предложение соответствовало движению к гуманизации уго-ловного законодательства. Однако существу-ет опасность необоснованного субъективного подхода со стороны суда, что нарушит строгую систему построения других уголовно-правовых институтов Общей части УК и в итоге затруднит практику применения закона. С самого начала многие ученые выступали против того, чтобы суду было представлено право изменять подсудимому категорию преступления, т.к. только закон определяет дифференциацию ответственности на законодательном уровне. Есть другие способы улучшить положение подсудимого (например, назначение наказания ниже низшего предела). Но законодатель решил иначе: с принятием Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ суду предоставлено право с учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств изменить категорию преступления на менее тяжкую. Такое изменение категории преступления возможно не более чем на одну категорию преступления при условии назначения указанного в законе наказания в виде лишения свободы (за преступление средней тяжести – не свыше трех лет лишения свободы, тяжкое преступление – не свыше пяти лет и особо тяжкое преступление – не свыше семи лет лишения свободы) или иного более мягкого наказания.
первичное определение преступлений небольшой тяжести содержало типовую санкцию, в которой было указано о максимальном наказании в виде лишения свободы не свыше двух лет. В соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ были внесены значительные изменения, меняющие границы выделенных категорий преступных деяний. В настоящее время преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы.Изменения коснулись и категории преступлений средней тяжести. Тем же Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ типовая санкция в виде лишения свободы по данной категории была также изменена. В настоящее время преступлениями средней тяжести при-знаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает три года лише-ния свободы. В целом такая дополнительная классификация соответствует теории и будет способствовать эффективному применению уголовного закона. Особенно важным такое решение следует признать для неосторожных преступлений средней тяжести, максимальный размер которых может быть весьма существенным за так называемые резонансные преступления (причинение смерти нескольким лицам при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспорта)