Раскройте направление процессуальной деятельности органов дознания.
Деятельность дежурной части органа внутренних дел при поступлении информации о преступлении.
Порядок регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях. Непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления.
Способы проверки заявлений и сообщений о преступлениях. Процессуальное оформление материалов, полученных в ходе предварительной проверки информации о преступлении.
Сроки принятия решений по поступившим заявлениям и сообщениям о преступлениях.
Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела органом дознания, дознавателем.
Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела.
Условия, определяющие правомерность направления заявления (сообщения) о преступлении по подследственности или в суд. Процессуальный порядок направления заявления (сообщения) о преступлении по подследственности или в суд.
107)Полиция как универсальный орган дознания.
Основными органами дознания в настоящее время является полиция, поскольку именно она выполняет основной объем работы по приему, рассмотрению заявлений о совершении преступлений, дознанию и протокольному производству. Полиция - универсальный орган дознания, поскольку закон не ограничивает ее компетенцию определенными категориями дел и в связи с этим милиция вправе возбуждать уголовное дело по любому преступлению. В соответствии со ст.7 Закона РФ "О милиции" от 28 апреля 1991 г. "милиция в РСФСР подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию). В своей деятельности полиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел и Управлениям внутренних дел республик, краев и областей - субъектов Российской Федерации. Кроме того полиция общественной безопасности (местная полиция) подчиняется еще соответствующим местным органам власти". Из сказанного выше видно, что криминальная полиция строится по вертикали, т.е. подчиняется только вышестоящему органу Министерства внутренних дел, вплоть до Министерства внутренних дел Российской Федерации. Полиция общественной безопасности подчиняется также и по горизонтали - местным органам власти и управлениям, что позволяет принимать во внимание местные условия и особенности в области борьбы с правонарушениями.
108)Общая характеристика полномочий начальника органа дознания, его заместителя, дознавателя.
Процессуальное положение начальника органа дознания в ходе расследования преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно, может быть охарактеризовано так – это должностное лицо:
а) отвечающее за проведение расследования в форме дознания ( начальник органа дознания, пользуясь полномочиями органа дознания вправе сам провести расследование уголовного дела в форме дознания);
б) поручающее проведение дознания дознавателю;
в) дающее согласие дознавателю на проведение определенных процессуальных действий;
г) контролирующее законность производства следственных и процессуальных действий;
д) утверждающее обвинительный акт, завершающий дознание.
В ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности по расследованию преступлений между начальником органа дознания и лицами, производящими дознание, возникают уголовно-процессуальные отношения.
УПК РФ наделил начальника органа дознания широким кругом процессуальных полномочий по осуществлению процессуального руководства расследованием преступлений в форме дознания:
1) продлевает до 10суток в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 144 УПК РФ, срок проверки поступившего сообщения о преступлении (ч. 1, 3 ст. 144 УПК РФ);
2) возлагает полномочия органа дознания на дознавателя (ч. 1 ст. 41 УПК РФ);
3) дает согласие дознавателю на проведение определенных процессуальных действий;
4) дает обязательные для дознавателя указания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);
5) утверждает обвинительный акт (ч. 4 ст. 225 УПК РФ).
Ряд полномочий начальника органа дознания по организации расследования преступлений регулируется ведомственными актами.
Дознаватель— согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ должностное лицо органа дознания, уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым не обязательно, а также иные полномочия, предусмотренные данным Кодексом (ст. 41 УПК РФ).
Дознаватель как и следователь уполномочен на проведение всех следственных действий при проведении расследования по уголовному делу, однако в отличие от предварительного следствия при проведении расследования в форме дознания обычно не выполняется процедура привлечения подозреваемого в качестве обвиняемого, а по окончании расследования составляется не обвинительное заключение (как в предварительном следствии), а обвинительный акт. Также дознавателю требуется согласие прокурора для совершения некоторых установленных законом юридически значимых действий, и дознаватель не вправе отказаться выполнять указания начальника органа дознания и прокурора, если он с ними не согласен.
Под дознавателем также понимается одноименная должность в органах внутренних дел, органах пограничной службы, таможенных органах, службе судебных приставов, органах государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
109)Виды органов предварительного следствия.
В настоящее время предварительное следствие по уголовным делам в России производится следователями Следственного комитета при прокуратуре, органов внутренних дел, следователями органов ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ5.
Часть 2 ст. 151 УПК РФ определяет подследственность уголовных дел следователям конкретных государственных органов.
Так, следователям Следственного комитета при прокуратуре подследственны дела о наиболее тяжких и опасных преступлениях, в частности об убийстве, причинении смерти по неосторожности и доведении до самоубийства (ст. ст. 105 - 107 УК РФ), об умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ), а также о некоторых других преступлениях против здоровья, свободы личности, о некоторых половых преступлениях, в частности об изнасиловании, обо всех преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 136 - 149 УК РФ); о некоторых преступлениях в сфере экономики, о некоторых преступлениях против общественной безопасности, в частности бандитизме (ст. 209 УК РФ); о некоторых преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности; о большинстве экологических преступлений; о некоторых преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта, о некоторых преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 282 УК РФ), обо всех преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. ст. 285 - 293 УК РФ); о большинстве преступлений против правосудия, против порядка управления, о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, обо всех преступлениях против военной службы (ст. ст. 332 - 352 УК РФ); о большинстве преступлений против мира и безопасности человечества (ст. ст. 356 - 360 УК РФ).
Следователи органов ФСБ расследуют уголовные дела о некоторых преступлениях в сфере экономики, о некоторых преступлениях против общественной безопасности и терроризме (ст. 205 УК РФ), о большинстве преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, среди которых государственная измена, шпионаж и др. (ст. ст. 275 - 281, 283 и 284 УК РФ); о некоторых преступлениях против порядка управления, связанных с Государственной границей РФ (ст. 322 и ст. 323 УК РФ), а также против мира и безопасности человечества (ст. ст. 353 - 355 и 359 УК РФ).
Следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ расследуют уголовные дела о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ (контрабанда наркотических средств и психотропных веществ (ч. ч. 2 - 4 ст. 188 УК РФ), незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ч. ч. 2 - 4 ст. 228 УК) и др.).
Подавляющее большинство уголовных дел относится к подследственности следователей органов внутренних дел. Это прежде всего наиболее распространенные преступления против здоровья, собственности, преступления, совершенные в сфере экономики, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, ряд преступлений против общественной безопасности, общественного порядка и порядка управления6.
Задачи Предварительного следствия.
Задачи органов предварительного следствия:
быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;
обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;
установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;
выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.
Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия.
Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме.
111)Структура органов предварительного следствия.
Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, которое осуществляется по большинству уголовных дел. Предварительное следствие создают следователи:
1. прокуратуры;
2. ФСБ;
3. следственных подразделений при ОВД;
4. следователи Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических средств (далее госнаркоконтроль).
Следственный аппарат органов внутренних дел состоит из:
- Следственного комитета МВД РФ, который осуществляет контрольно-методическое руководство нижестоящими подразделениями и расследование уголовных дел о преступлениях особой важности;
- следственных управлений (отделов) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, которые осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории;
- следственных отделов (отделений) районных, городских отделов внутренних дел.
Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов.
В компетенции следователей ОВД наибольшее число предусмотренных УК преступлений - против жизни и здоровья, собственности во всех ее формах (кражи, грабежи, разбои и т.д.), общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств и т.д. (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК).
Федеральным законом от 30 июня 2003 г. к компетенции следователей ОВД отнесены и налоговые преступления, ранее расследовавшиеся следователями упраздненной Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП). Этим же Законом (ст. 47) к компетенции следователей органов Госнаркоконтроля России отнесено расследование уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Следователи прокуратуры расследуют дела о таких преступлениях, как убийства, изнасилования, получение взятки, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ, другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим, сотрудниками Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки.
В следственный аппарат прокуратуры входят:
- Главное следственное управление Генеральной прокуратуры РФ, которое возглавляет работу по руководству следствием в органах прокуратуры, расследует дела о преступлениях особой важности;
- следственные управления (отделы) прокуратур субъектов РФ, осуществляющие те же функции, что и Главное следственное управление, но на определенной территории;
- следователи городских, районных и межрайонных прокуратур.
Аналогично организован следственный аппарат в транспортной, военной прокуратуре и других специализированных прокуратурах.
Следователи Федеральной службы безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или железнодорожного состава и др.
Структура следственного аппарата органов федеральной службы безопасности следующая:
- Следственное управление Федеральной службы безопасности РФ;
- следственные управления (отделы) в территориальных (краевых, областных и др.) органах безопасности;
- следственные управления (отделы) органов безопасности в Вооруженных Силах РФ, пограничных и внутренних войсках.
Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от уплаты налогов. Они производят предварительное следствие по делам о некоторых других преступлениях, если их расследование тесно связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производство.
Следственный аппарат налоговой полиции состоит из двух звеньев:
- Главное следственное управление Федеральной службы налоговой полиции РФ, которое осуществляет организационно-методические функции в отношении нижестоящих подразделений, а также расследование особо сложных и важных дел;
- следственные управления (отделы) органов налоговой полиции субъектов Российской Федерации.
Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.
Правом процессуального контроля в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством обладают и начальники следственных отделов. Они имеют право проверять уголовные дела, давать следователям обязательные для исполнения указания, которые в случае несогласия с ними следователь может обжаловать прокурору, и др. УПК РСФСР понятие "начальник следственного отдела" распространил и на начальников вышестоящих подразделений следственных аппаратов прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой полиции и Федеральной службы безопасности.
Ведомственный контроль осуществляют следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. По результатам проверки они составляют справку, которую представляют начальнику проверяемого следственного подразделения и своему непосредственному начальнику.
Судебный контроль за законностью предварительного следствия осуществляется в ходе рассмотрения уголовных дел, по которым осуществлялось предварительное следствие, а также при рассмотрении жалоб на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.
Система прокуратуры в РФ.
В соответствии со статьей 129 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2009. - № 4. - Ст. 445. прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Раздел II Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре» «О прокуратуре Российской Федерации»: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995 - № 47. - Ст. 4472. детализирует данное положение Конституции и определяет органы, входящие в указанную систему.
В систему прокуратуры Российской Федерации входят:
1. Генеральная прокуратура Российской Федерации;
2. прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуратуры;
3. прокуратуры городов и районов;
4. другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;
5. научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.
Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона «О прокуратуре» запрещается создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации.
По мнению авторов под руководством А.Я. Сухарева «важным проявлением качества прокуратуры Российской Федерации как единой федеральной централизованной системы является требование Федерального закона «О прокуратуре» о том, что образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.» Прокурорский надзор. Российская прокуратура в правовом демократическом государстве: Учебник / под ред. А. Я. Сухарева. - М.: Норма, 2010. - С. 102.
Для изучения роли прокуратуры в Российской Федерации рассмотрим более подробно деятельность указанных органов.