Особенности надзора за процессуальной деятельностью органов дознания

Надзор прокурора за процессуальной деятельностью орга­нов дознания (дознавателей) при производстве дознания имеет много общего с надзором за процессуальной деятельностью ор­ганов предварительного расследования уголовных дел. Но име­ются и определенные особенности. Они определяются, во-первых, тем, что дознание осуществляется по делам, по которым не является обязательным предварительное следствие. Правом производить дознание наделена большая группа органов, одно­временно выполняющая и административные функции. К ним относятся органы МВД, ФСБ а также иные органы исполни­тельной власти, наделенные полномочиями по осуществлению ОРД: органы Федеральной службы по борьбе с незаконным

оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Феде­ральной пограничной службы; Федеральной службы судебных приставов, Федеральной противопожарной службы, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учрежде­ний или гарнизонов, начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов, капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, и руководители геолого­разведочных партий и зимовок. Во-вторых, органы дознания производят неотложные следственные действия также по делам, по которым предварительное следствие является обязательным. Производство таких действий в этих случаях нередко определя­ется невозможностью проведения немедленного предваритель­ного следствия или необходимостью проведения первоначаль­ных следственных действий для закрепления доказательств или задержания лица, подозреваемого в совершении преступления. Действия органа дознания закрепляются в процессуальную форму и имеют такое же юридическое значение, как и действия следователя (см. гл. 21, 22, 24 - 29 УПК РФ). Однако, они со­вершаются только в пределах компетенции соответствующего органа дознания на основании ч. 3 ст. 150 УПК. В соответствии со ст. 146 УПК РФ орган дознания при наличии признаков пре­ступления, по которому предварительное следствие не обяза­тельно, возбуждает с согласия прокурора уголовное дело и про­изводит все следственные действия, принимает все меры, необ­ходимые для установления обстоятельств, подлежащих доказы­ванию по уголовному делу, и имеет все процессуальные права за исключением указанных в гл. 23, 30 и 31 УПК РФ.

На основании ст. 157 УПК РФ неотложные следственные действия производятся органом дознания по делам, по которым предварительное следствие является обязательным. В этом слу­чае орган дознания возбуждает с согласия прокурора уголовное дело, производит неотложные следственные действия по уста­новлению и закреплению следов преступления: обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемого, до­прос потерпевших и свидетелей и направляет дело прокурору. После передачи дела прокурору орган дознания может выпол­нять следственные и оперативно-розыскные действия только по поручению следователя или прокурора. В случае направления дела прокурору, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно - розыскные меры для установления лица, совер-

шившего преступление, и уведомлять следователя об их резуль­татах. При осуществлении надзора прокурор должен следить, чтобы орган дознания соблюдал требования закона о регистра­ции заявлений и сообщений о совершенных преступлениях; проводил в установленные сроки проверки заявлений и сообще­ний о готовящихся и совершенных преступлениях; при задер­жании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, выпол­нял требования ст. ст. 46, 90, 91 УПК РФ. Осуществляя надзор, прокурор может поручать органу дознания производство след­ственных действий, давать указания о проведении оперативно -розыскных мероприятий (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК). При производст­ве дознавателем неотложных следственных действий дело должно быть передано прокурору не позднее 10 суток. Дознание же по делам подследственным органу дознания должно произ­водиться в течение 15 суток и может быть продлено прокурором ещё на 10 суток. Прокурор следит, чтобы дознание проводилось в установленные сроки по делам, по которым предварительное следствие не является обязательным; чтобы своевременно после выполнения неотложных следственных действий дела направ­лялись прокурору для передачи по подследственности, если предварительное следствие является обязательным; чтобы орган дознания выполнял поручения следователя, по делам, находя­щимся в его производстве; проводил необходимые оперативно-розыскные мероприятия для установления преступника; прини­мал меры для пресечения и предупреждения преступлений; что­бы дознаватель, выполняющий следственные действия, не про­водил оперативно - розыскных мероприятий по этому же делу.

Особенностью избрания меры пресечения в виде заключе­ния под стражу дознавателем является, что, если подозреваемо­му избрана эта мера пресечения, то обвинительный акт должен быть составлен не позднее 10 суток со дня заключения подозре­ваемого под стражу. В отношении лица, привлекаемого к уго­ловной ответственности, дознавателем (органом дознания) дол­жен быть составлен обвинительный акт, который вместе с делом направляется прокурору. Прокурор в течение 2 суток принимает решение, которым или утверждает обвинительный акт и на­правляет дело в суд, или возвращает дело с письменным указа­нием о его пересоставлении в случае несоответствия требовани­ям ст. 225 УПК о составлении обвинительного акта, при этом может продлить срок дознания до 3 -х суток, или прекращает дело по основаниям ст. ст. 24 - 28, или поручает производство

предварительного расследования. Утверждая обвинительный акт, прокурор может исключить из обвинения отдельные пунк­ты, или переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

Решение мирового судьи по поступившему к нему уголов­ному делу с обвинительным актом или обвинительным заклю­чением об отказе в применении меры пресечения в виде заклю­чения под стражу может быть обжаловано прокурором в апел­ляционном порядке на основании ст. 354 УПК РФ. м

По старому УПК РСФСР особенностью производства доз­нания являлось, что дознаватели, производившие дознание, осуществляли свои действия самостоятельно, но все акты, при­нимаемые органом дознания, подписывались как дознавателем, так и руководителем органа дознания. В противном случае они не имели процессуального значения. В соответствии с новым УПК документы подписываются только дознавателем, исклю­чение составляет обвинительный акт, направляемый органом дознания прокурору для предания обвиняемого суду, который подписывается также начальником органа дознания.

Контрольные вопросы:

1 .Какие органы осуществляют дознание и производят неот­ложные следственные действия?

2. Какие указания может давать прокурор органам, произво­дящим неотложные следственные действия?

3. Особенности направления в суд дел, по которым произ­водилось дознание.

4. Какие права имеет прокурор по делам, по которым произ­водится дознание?

Наши рекомендации