Законодательство о прокуратуре.
Конституция РФ ст. 129
Закон «о прокуратуре» № 168-ФЗ от 17.11.95г
Фед. Закон « О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации» «от 05.06.07 (вступил в силу 3.08.2007
Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2007 г. N 1004 "Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации"
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» ст. 21от 12.08.95г
Федеральный закон «О государственной охране» от 27.05.96г ст. 23 ст. 32
УПК п.6 31 39 47 55 ст. 5, ст. 21 37 108 146 221 226, ч.4 ст. 354, ст. 402,415,447 и 448
УК ст. 294-296 и 298
ГПК ст. 45
Положение о классных чинах прокурорских работников РФ, утвержденное Указом президента от 30.06.97г №659
Прокурорский надзор
Надзор- вид государственной деятельности, через специально уполномоченных лиц по обеспечению исполнения и единообразного применения Конституции и законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.
ч. 2 ст. 1 ФЗ О прокуратуре -> надзор за исполнением законов органами исполнительной власти, органами местного самоуп-ия, военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческими и некоммерческих организации и их должностными лицами, а так же соответствием их правовых актов законам
-->надзор за соблюдением указанных выше органами и лицами прав и свобод человека и гражданина
-> надзор за исполнением законов осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
--> надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждении, исполняющих наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных
--> уголовное преследование лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении
--> координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
Так согласно ст. 1 этого ФЗ
3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.
Принципы организации прокуратуры
Принципы (ст.4-6 ФЗ «О прокуратуре»)
Единство и централизация органов прокуратуры, единая система, единство целей и задач единство средств реагирования и выявления нарушения
Независимость прокуратуры от других органов власти на все их уровнях
Гласность в деятельности прокуратуры, свои функции прокуратура выполняет не изолированно от общественность, но и, не нарушая прав об охране граждан и законов, защищающих государственную тайну
Законность, прокуратура действует в соответствии с, прежде всего кругом актов указанных в билете № 75
Обязательность исполнения требований прокурора
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Неприкосновенность, особый порядок привлечения к уголовной ответственности, социальные и правовые гарантии, личное оружие (ст. 44, 45 ФЗ «О прокуратуре»)
Понятие отраслей прокурорского надзора
отраслей прокурорского надзора – относительно самостоятельная часть надзора со специфическим предметом и полномочиями прокурора.
Надзор за исполнением законов органами исполнительной власти, органами местного самоуп-ия, военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческими и некоммерческих организации и их должностными лицами, а так же соответствием их правовых актов законам (ст21-25 ФЗ О прокуратуре)
надзор за соблюдением указанных выше органами и лицами прав и свобод человека и гражданина (ст. 26 – 28 ФЗ «О прокуратуре»)
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (УПК РФ)
надзор за исполнением законов судебными приставами (ч. 2ст 1 ФЗ «О прокуратуре»)
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждении по исполнению наказания и принудительных мер государственного воздействия (ч. 2ст 1 ФЗ «О прокуратуре (СИЗО, тюрьма, колония)
Общий надзор
Надзор за исполнением законов органами исполнительной власти, органами местного самоуп-ия, военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческими и некоммерческих организации и их должностными лицами, а так же соответствием их правовых актов законам (ст21-25 ФЗ О прокуратуре) Данная отрасль наиболее объемна и исторически называется общим надзором.
Полномочия прокурора:
при предъявлении служебного удостоверения иметь доступ в любые организации любых форм собственности и их документам, а так же материалам уголовных и гражданских дел, при рассмотрении фактов нарушения законов и прав и свобод человека и гражданина
Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов, (ст. 9 ФЗ О прокуратуре)
Рассматривает заявления и жалобы от граждан и юридических лиц
Разъясняет пострадавшим и лицам, привлекаемым к ответственности права защиты
Посещать в любое время органы и учреждения, опрашивать находящихся в них задержанных, обвиняемых, подсудимых и осужденных, требовать от администрации условий обеспечивающих права задержанных и лиц подвергнутых мерам пресечения и исполнения наказания.
Прочие полномочия совпадают с отраслями надзора.
Акты реагирования прокурора
Ст. 21-25, 28, 34, 36 ФЗ О прокуратуре
Протест
Его приносит прокурор или его зам. На противоречащий закону правовой акт в орган или лицу издавшим акт, либо в вышестоящую инстанцию. Протест подлежит обязательному рассмотрению в 10 дневный срок или в исключительных случаях в более короткий, о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Представление
Оно выносится об устранении нарушении закона так же прокурором или замом в орган или полномочному лицу для устранения нарушения, подлежит безотлагательному рассмотрению, а в течение месяца должны быть приняты конкретные меры по их устранению. О результатах должно быть сообщено в письменной форме.
Постановление
Оно выносится прокурором о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. О результатах проку ору сообщают письменно.
Предостережение о недопустимости нарушения закона
Его объявляет прокурор или зам в письменной форме соответствующим лицам в целях предупреждения правонарушения или при наличии сведении о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требовании, изложенных в предостережении, должностное лицо которому было адресовано оно, подлежит привлечению к ответственности.
Заявление в суд
Заявление о признании политического акта недействительным, заявление о принудительном прекращении деятельности партии, исковое заявление и другие заявления.