Понятие и признаки правосудия. Соотношение судебной власти и правосудия.

Правосудие.

Критерии разграничения подсудности дел в зависимости от видов правосудия.

Подсудность есть совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный суд, который правомочен рассмотреть это дело в качестве суда первой инстанции. Статья 47 Конституции РФ предусматривает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Реализации данного конституционного положения служат правила определения предметной (родовой), персональной и территориальной подсудности.

Предметный (родовой) признак подсудности определяется особенностями предмета производства по уголовному делу, т.е. родом и характером рассматриваемых уголовных дел. Род уголовных дел определяется квалификацией деяния по статьям Особенной части УК, характер — некоторыми другими признаками, например наличием в материалах дела сведений, составляющих государственную тайну. С помощью предметной подсудности обеспечивается разграничение компетенции судов разных уровней (звеньев) судебной системы. Так, мировые судьи рассматривают, в основном, дела о преступлениях, караемых наказанием не более трех лет лишения свободы (ч. 1 ст. 31). Ряд тяжких и особо тяжких преступлений отнесены к подсудности судов уровня субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 31). Подавляющее большинство уголовных дел отнесено к подсудности районных судов.

Персональный признак устанавливает специальные нормы о подсудности уголовных дел в зависимости от того или иного социального положения обвиняемого (подсудимого). Например, дела о преступлениях военнослужащих подсудны военным судам.

Территориальный признак подсудности состоит в том, что уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления (ст. 32).

Правосудие.

Понятие и признаки правосудия. Соотношение судебной власти и правосудия.

Правосудие является основной функцией судебной власти. О правосудии говорится в Конституции Российской Федерации неоднократно и в связи с разными правовыми ситуациями. Статья 32 Конституции Российской Федерации устанавливает право граждан «участвовать в отправлении правосудия»; ст. 50 запрещает при осуществлении правосудия использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; ст. 52, посвященная охране прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, гласит: «Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба». Статья 118 Конституции Российской Федерации содержит важнейшее для судебной власти правовое установление: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».

Термин «правосудие» подразумевает деятельность суда, который судит, а также осуществление этой деятельности по праву, справедливо.

Понятие правосудия, прежде всего, правовое. Поэтому его определение и основные элементы должны опираться на соответствующие правовые нормы и институты.

Роль и значение правосудия обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести, прежде всего, то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций. Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания либо иного определенного в законе воздействия. Такое же слово принадлежит ему и при определении юридических последствий по спорам, связанным с реализацией, скажем, трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имущественных или неимущественных прав граждан. Правосудие также является способом разрешения споров (имущественных и некоторых других), возникающих в сфере экономической деятельности между государственными и негосударственными организациями, лицами, занимающимися предпринимательством.

Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т.д.) и нередко именуемые в юридической литературе актами правосудия, в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами. Одно из них — общеобязательность. Она означает, в частности, что вступившие в законную силу приговор, определение или постановление, вынесенные судом при рассмотрении уголовного дела, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Несколько иначе по закону определяется социальное и правовое значение судебных решений по гражданским делам: после вступления в законную силу они, как правило, не исполняются автоматически. Для их реализации требуется волеизъявление заинтересованного лица либо наступление какого-то другого условия. Но если, к примеру, такое волеизъявление выражено, то требование об исполнении судебного решения по гражданскому делу становится обязательным для всех и на всей территории страны.

Неисполнение судебного решения или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкций в отношении тех, кто повинен в этом.

Сущность правосудия, его роль и значение вместе с тем проявляются не только и не столько в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением (функцией) правоохранительной деятельности, венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков.

К их числу следовало бы отнести прежде всего то, что по закону этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. В ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации указывается, что осуществление судебной власти осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Поэтому конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводства представляют собой методы (способы) осуществления правосудия. К перечисленным формам осуществления судебной власти относится также и арбитражное судопроизводство, невзирая на отсутствие указания на него в российском законодательстве. Несмотря на некоторую тождественность арбитражных и гражданских споров, имеющих имущественный характер, есть ряд оснований для подобных утверждений. Во-первых, это организационная обособленность и самостоятельность целой ветви судебной системы, занимающейся рассмотрением экономических споров, – арбитражные суды. Во-вторых, это законодательное закрепление субъектов подобных споров, т.е. сторон арбитражного судопроизводства, каковыми являются юридические лица и физические лица, официально зарегистрированные в качестве индивидуальных частных предпринимателей. И, наконец, самое главное – наличие самостоятельной процедуры рассмотрения и разрешения экономических споров, пре­дусмотренной Арбитражным процессуальным кодексом РФ и отличающейся от процедуры, установленной законодателем для иных судов России.

Еще одним отличительным признаком правосудия является то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом. Это означает, что разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможно лишь при неуклонном соблюдении правил конституционного, гражданского, арбитражного, административного или уголовного судопроизводства, предусмотренного в соответствующем отраслевом законодательстве. Правила эти регулируют практически наиболее существенные вопросы, которые могут возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания (порядок формирования законного состава, круг лиц, которые могут и должны участвовать в заседании, их права и обязанности, условия и последовательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования доказательств и т. п.). Все они, в конечном счете, направлены на принятие законного, обоснованного и справедливого решения по существу.

К отличительным признакам правосудия относится, наконец, также то, что оно может осуществляться только особым органом— судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность. Специфика полномочий судебной власти требует, чтобы осуществляющий ее орган строился и имел возможность действовать так, как этого требуют интересы законности и справедливости. Отсюда особенности порядка образования судов, их взаимоотношений с государственными учреждениями, реализующими другие ветви власти — законодательную и исполнительную. Отсюда также стремление установить особый порядок (процедуру) судебной деятельности, а равно стремление всемерно повышать авторитет судов, забота о том, чтобы они прочно занимали свое место на вершине пирамиды правоохранительных органов.

С учетом отмеченных отличительных признаков правосудия его можно было бы определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению правовых конфликтов посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного или уголовного судопроизводства, при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Понятие «правосудие» и «судебная власть» близки по своему значению, но не являются идентичными. Содержание понятие «судебная власть» шире по своему объему, чем понятие «правосудие». Понятие «судебная власть» применяется, когда речь идет о видах государственной власти и их содержании. Когда же судебная власть проявляется в деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретного дела, она превращается в функцию правосудия, которая осуществляется только судом. В этом смысле необходимо использовать понятие «правосудие». Осуществление правосудия – это исключительная прерогатива суда.

Наши рекомендации