Понятие, предмет и структура профессиональной этики юриста
Субъекты юридической ответственности в своем правомерном поведении руководствуются принципом справедливости, который выражается для них через понятия «разумность», «добросовестность» и формулы «не навреди другому», «не злоупотребляй правами», «при реализации своих прав уважай права других». В регулятивном правоотношении реализация принципа справедливости влияет на формирование и развитие правомерного поведения субъектов юридической ответственности.
В законе, устанавливающем юридическую ответственность, должны найти воплощение идеалы справедливости, и тогда сам собой отпадет вопрос о соотношении справедливости и закона, а спор о возможности неприменения несправедливого закона станет бессмысленным, ведь закон будет справедливым. Чтобы нейтрализовать противоречия между различными концепциями справедливости, в законе изначально должны быть установлены критерии справедливости. В противном случае возникают коллизии между справедливостью и законностью.
Справедливость необходимо связывать не с подчинением меньшинства большинству и антагонистическими противоречиями, а с разумным сочетанием в юридической ответственности личных, общественных и государственных интересов, с разумным сочетанием интересов различных слоев населения и классов. Категории морали при реализации справедливости должны находиться на первом плане, а не приниматься во внимание по мере возможности. Мораль нельзя отодвигать на «периферию» справедливости, как это утверждалось ранее.
Ответственность справедлива, если она индивидуализирована, гуманна, законна, неотвратима и наступает за виновные деяния, ведь справедливость — базовый принцип юридической ответственности, «принцип принципов».
Установление юридической ответственности должно быть справедливым и соответствовать всем критериям справедливости. За общественно опасные деяния необходимо устанавливать меры государственного принуждения (наказания, взыскания). А за общественно полезные деяния — меры поощрения. Установление юридической ответственности должно быть своевременным. Несвоевременное установление юридической ответственности ведет к дестабилизации общественных отношений и становится одной из причин роста правонарушаемости.
Регулирование общественных отношений должно происходить на основе законности и в рамках законности. Отступление от принципа законности означает одновременно и нарушение принципа справедливости, так как этот принцип является системообразующим. Установление юридической ответственности должно
Принцип справедливости юридической ответственности — идея, основополагающее начало, закрепленное в системе норм, предусматривающих юридическую ответственность, заключающееся в равенстве, уважении и защите прав и свобод человека, в соответствии правовых норм моральным нормам, категориям разумности и добросовестности, в учете иерархии личных, общественных и государственных интересов.
Отражение основных нравственных принципов в российских нормативных документах, регламентирующих нравственно-правовые требования к деятельности представителей юридических профессий.
Воздействие морали на право реализуется в процессе формирования приоритетов правовой системы при помощи моральных ценностей. Именно с точки зрения морали формируются ценностные критерии правовой деятельности, право оценивается как справедливое и несправедливое, складывается представление о праве как о гуманистической ценности. От степени восприимчивости правом моральных принципов во многом зависит эффективность его действия. Большинство правовых норм представляют собой, в конечном итоге, законодательное закрепление позитивных и негативных норм поведения, имеющих выраженную морально-нравственную оценку со стороны общества.
Исторически можно проследить, как нравственное начало уважения и любви к ближнему, влияя на законодательство, постепенно видоизменяло действующее право. Требуя, чтобы правами наделялись все члены общества, чтобы личность уважалась всегда и во всем, оно содействовало ниспровержению рабства и крепостничества, гуманизации карательной системы, установлению правосудия, равного для всех. Под влиянием альтруистических начал эгоизм немногих, первоначально пользовавшихся всеми правами, постепенно ограничивается.
Воздействие морали на право сказывается, наконец, и на самом применении права на практике. Как бы ни была совершенна известная правовая система, она все же требует известного смягчения в своем приложении к жизни. По своему характеру, требуя однообразного и неукоснительного исполнения, право в своих общих требованиях не может принимать во внимание индивидуальных особенностей отдельных случаев, а между тем индивидуальная сторона отношения часто препятствует применению закона во всей его силе и строгости. Вот почему не только в требованиях отдельных лиц, но и в судебных решениях отвлеченная правда закона смягчается действием милости по отношению к конкретным случаям.
Право, в свою очередь, также влияет на мораль. Справедливо организованный правопорядок, обеспечивающий формальное равенство создаёт условия для нормальной жизнедеятельности общества, является условием реализации моральной свободы.
Право вносит в общественные отношения твердость и устойчивость. Одних внутренних мотивов для людей недостаточно, чтобы устранить возможность общественных столкновений. Необходима твердая правовая организация, которая могла бы присоединить к внутренним мотивам сдерживающую силу внешнего закона и охранительный надзор власти.
По мнению В.Д. Попкова, с помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками.
Право, активно воздействуя на мораль, “способствует более глубокому её укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений. Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право”.
Исследуя вопрос о взаимодействии права и морали, большинство правоведов отмечают, что все, регулируемое правом, так или иначе, регулируется моралью, т.е. подлежит моральной оценке. Иную позицию занимает П.Е. Недбайло, который считает, что “имеются такие области общественных отношений, регулирование которых является безразличным в нравственном отношении в силу того, что они не требуют нравственной оценки, где достаточным является лишь правовое воздействие. К ним относится, например, порядок осмотра места происшествия, правила ведения судебных протоколов, нотариальное засвидетельствование документов, процессуальные сроки, многие действия по управлению и пр.”
Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на общество. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление – морально-правовое воздействие. Право и мораль как составные части этого явления, в совокупности образуют реально существующую социальную ценность.
Отражение норм морали в нормативно-правовых актах является многоплановым и может рассматриваться на различных уровнях. В данной работе рассматриваются проблемы отражения норм морали только в нормативно-правовых актах высших органов государственной власти Российской Федерации.
Отражение основных нравственных принципов в российских нормативных документах, регламентирующих нравственно-правовые требования к деятельности сотрудников правоохранительных органов. Нормы морали находят своё выражение в каждой отрасли права. Идеально было бы рассмотреть данные нормы в каждой отрасли права по порядку. Однако многие указанные ниже правовые акты нельзя было отнести только к одной отрасли и вычленить из других. В данной работе нормы материального права переплетаются с нормами процессуального права, что ещё раз говорит о комплексности российского права. Проблема соотношения права и морали имеет особое значение в связи с растущим признанием основных прав человека, ценности и достоинства человеческой личности.Соответствующие современные требования в этом плане нашли своё надлежащее выражение в статье 2 и главе 2 Конституции РФ. В свою очередь конституционные нормы дублируются в российском законодательстве. В соответствии со статьёй 7 федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации”, все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим основаниям. Закреплённый в данной статье принцип равноправия касается всех сфер жизни. Он означает одинаковый подход, равную мерку при решении вопроса о правах и свободах, обязанности и ответственности всех людей, относящихся к той или иной категории, указанной в законе. Принцип равноправия может распространяться и на объединения людей, например, в соответствии со статьёй 15 федерального закона “Об общественных объединениях”, общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Конституционный принцип равенства всех перед законом и судом закреплён и конкретизирован в процессуальном законодательстве. В частности это статья 14 Уголовно-процессуального кодекс РСФСР (далее – УПК РСФСР) “Осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом”, статья 5 Гражданского процессуального кодекса РСФСР (далее – ГПК РСФСР) “Осуществление правосудия только судом и на началах равенства граждан перед законом и судом”, статья 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) “Равенство перед законом и судом”, а также статья 228 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее – КоАП) “Рассмотрение дела об административном правонарушении на началах равенства граждан”. Закреплённое в Конституции РФ право на жизнь обеспечивается комплексом правовых средств, установленных в отраслевом законодательстве. Например, это нормы, определяющие границы применения опасных для жизни и здоровья людей препаратов, орудий, механизмов, физической силы. В соответствии со статьями 12-15 закона РФ “О милиции”, при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан: предупредить о намерении их использовать; … стремиться к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников; уведомить прокурора обо всех случаях смерти или ранения. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица. Допускается возможность лишения жизни человека в связи с исполнением наказания в виде смертной казни. В соответствии со статьёй 59 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста. Нормы уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) (статьи 185 и 186) предусматривают, что осужденный к смертной казни вправе: в предусмотренном законом порядке оформить необходимые гражданско-правовые и брачно-семейные отношения; получать необходимую медицинскую помощь; … получать и отправлять письма без ограничения; иметь ежемесячно одно краткосрочное свидание с близкими родственниками; иметь свидания со священнослужителем; … пользоваться ежедневно прогулкой продолжительностью 30 минут… Смертная казнь исполняется непублично путем расстрела. Исполнение смертной казни в отношении нескольких осужденных производится отдельно в отношении каждого и в отсутствии остальных… Администрация учреждения, в котором исполнена смертная казнь, обязана поставить в известность об исполнении наказания суд, вынесший приговор, а также одного из близких родственников осужденного. Наличие у человека права на жизнь не означает, что у него есть и юридическое право на смерть. История свидетельствует о том, что желание человека уйти из жизни, как правило, встречало осуждение со стороны общественного мнения, церкви и даже государства. Можно сказать, что на таких же позициях остаётся и действующее российское законодательство. Так статья 45 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее – Основы) запрещает медицинскому персоналу осуществление эвтаназии - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Статья 21 Конституции РФ предусматривает охрану государством достоинства личности. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Эта норма дублируется в статье 7 УК РФ. В части 2 статьи 12 УИК РФ сказано, что осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Человек тем более не может быть умалён в своём достоинстве до того момента, как он будет признан виновным в совершении преступления, что нашло отражение в целом ряде положений УПК РСФСР. Так, статья 20 запрещает домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия и угроз, статьи 181 и 183 не допускают при освидетельствовании или проведении эксперимента действий, унижающих достоинство или опасных для здоровья освидетельствуемого и иных лиц, статьи 172 и 181 требуют проводить соответственно личный обыск и освидетельствование в присутствии понятых одного пола с обыскиваемым (освидетельствуемым). Ряд правовых норм, обеспечивающих достоинство человека, закреплен в законодательстве о здравоохранении. При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент, согласно статье 30 Основ, имеет право, в частности, на: уважительное и внимательное отношение; обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, благодаря чему, даже находясь в тяжелом состоянии, он может сохранять достоинство. Уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства, должно обеспечиваться всем лицам, страдающим психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи (часть 2 статьи 5 Закона Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”). В законодательстве предусмотрены определённые механизмы защиты человека от проведения пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающему его достоинство обращению и наказанию. Законодатель, в частности, записал в статье 30 Основ, что пациент имеет право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства. Этим же законом ограничивается (как по кругу медицинских учреждений, так и по основаниям и условиям) применение методов диагностики, лечения и лекарственных средств, не разрешенных к применению, а также биомедицинские исследования (статья 43). В законе “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, сказано, что они имеют право на предварительное согласие и отказ на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний медицинских средств и методов, научных исследований или учебного процесса, от фото-, видео- или киносъемки (часть 2 статьи 5). Основы (часть 8 статьи 43), а также Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации” (часть 2 статьи 4) запрещают пропаганду методов профилактики, диагностики, лечения и лекарственных средств, не прошедших проверочных испытаний в установленном порядке, а также использование в теле-, видео- и кинопрограммах, в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье. В законодательстве находит своё закрепление норма статьи 21 Конституции РФ, говорящая о том, что никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Основы устанавливают, что любое медицинское вмешательство допускается только с согласия пациента или его законных представителей (если речь идет о несовершеннолетних, не достигших 15 лет, или недееспособных гражданах). Без согласия пациента медицинская помощь может оказываться лишь в случаях, когда его состояние не позволяет ему выразить свою волю (статья 32 Основ). Сходное правило закреплено и в статье 11 Закона “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”, в соответствии с которой, лечение без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя может проводиться лишь в случаях, предусмотренных УК, или когда, как сказано в статье 29, психическое расстройство обусловливает: опасность лица для себя или окружающих; его беспомощность или существенный вред его здоровью вследствие ухудшения состояния. Трансплантация органов или тканей человека согласно статье 1 Закона Российской Федерации “О трансплантации органов и (или) тканей человека”, допускается лишь при наличии согласия на то донора и только при условии, что его здоровью не будет причинен значительный вред. Федеральный закон “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”, вводя комплекс мер, обеспечивающих профилактику и лечение этого заболевания, предусматривает, что медицинское освидетельствование граждан с целью выявления ВИЧ-инфекции проводится только добровольно (статья 7), за исключением случаев обязательного освидетельствования отдельных категорий лиц (доноры, работники медицинских учреждений, учреждений общественного питания и т.п., осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы). Нормы морали нашли своё отражение в нормативных актах, посвященных регламентированию деятельности правоохранительных структур. В частности в Федеральном законе “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации” среди принципов деятельности данных органов в статье 5 названы: принцип уважения прав и свобод человека и гражданина, принцип гуманизма. Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении органами федеральной службы безопасности своей деятельности. Полученные в процессе деятельности органов федеральной службы безопасности сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные повредить его законным интересам, не могут сообщаться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина (статья 6). Запреты для лиц, которым конфиденциально были доверены сведения, касающиеся частной жизни, предавать эти сведения огласке содержатся также в других нормативных актах. В частности, согласно статье 61 Основ не допускается разглашение составляющей врачебную тайну информации о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении. Требование о необходимости хранить в тайне сведения, которые стали известны нотариусу в связи с осуществлением им его профессиональной деятельности, содержится в статье 16 Основ законодательства Российской Федерации “О нотариате”. Сходные положения, предусматривающие необходимость хранения чужой тайны, ставшей известной лицу в связи с выполнением профессиональных обязанностей, содержатся также в статье 9 Закона Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”, статьях 5 и 72 УПК РСФСР и ряде других законов. В Федеральном законе “О почтовой связи” конкретизируются нормы Конституции РФ о праве на тайну переписки. В статье 15 сказано, что тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством. Осмотр и вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. В Федеральном законе “Об информации, информатизации и защите информации” раскрываются положения Конституции РФ о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Информация о гражданах (персональные данные), т.е. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, относится к категории конфиденциальной (статья 2). Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации (статья 11). Похожая норма содержится в статье 41 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации”: редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях сведения, предоставляемые гражданином с условием сохранения их в тайне. В данном законе также содержится моральная норма о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации (часть 1 статьи 4). Не допускается использование средств массовой информации… для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Важно отметить наличие норм морали в Федеральном законе “О свободе совести и о религиозных объединениях”. В статье 3 сказано, что в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними… Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих… Тайна исповеди охраняется законом… Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди. Необходимо отметить, что в УИК РФ также существует норма, согласно которой тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей (часть 6 статьи 14). Моральные нормы нашли отражение в требованиях, предъявляемых к государственным служащим. В статье 9 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” предусмотрено, что члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы обязаны соблюдать этические нормы. Ответственность за нарушение членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы указанных норм устанавливается регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации. Статья 45 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации конкретизирует положения закона: выступающий в Государственной Думе не вправе нарушать правила депутатской этики – употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания. В случае нарушения указанных правил депутат может быть также лишен права выступления на срок до одного месяца решением палаты, принимаемым большинством от общего числа депутатов. В Федеральном законе “О прокуратуре Российской Федерации” содержатся требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей: прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности (статья 40.1). Присягая, прокурор или следователь торжественно клянётся… постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры… (статья 40.4). Одним из оснований для наложения дисциплинарных взысканий на прокурорского работника, является совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника (статья 41.7). Далее будут рассмотрены, различные уровни отражения морально-правовых норм в российском уголовном законодательстве. Именно уголовно-правовая регламентация людских поступков и уголовное преследование наиболее тесно связаны с моралью. Прежде всего, видимо, следует отметить, что само построение российского уголовного права, построено на законодательной фиксации как преступлений тех деяний, которые одновременно оцениваются обществом как однозначно негативные, противоречащие морали и нравственности.
Понятие и содержание основных категорий этики.
Категория этики-это основные понятия этич. науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. Это не только теоретические конструкции, но и элементы общ. сознания.
Категории:
-добро и зло
-благо
-справедливость
-долг
-совесть
-ответственность
-достоинство и честь, относят также смысл жизни, счастье и др.
Добро и зло-это наиболее общие моральные оценки, разгранич. нравственное и безнравственное.
Добро-это категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности. Понятие добра следует отличать от добродетель-это устойчивые положительные качества личности.
Зло-категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственности.
Наряду с понятие добра, используется понятие благо-это всё, что способствует человеч. жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей, является средством для достижения определенных целей.
Справедливость понимается в разных аспектах. Это категория морально-политич. и правовая. В этике справедливость-это категория, означающая, такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности чел-ка, его неотъемлемых правах, исходящее из равенства между всеми людьми. Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную и распределительную. Справедливость не правильно понимать в кач-ве синонима правосудию.
Правосудие-это деятельность уполномоченных органов, напрвленная на установление справедливости.
Долг-категория этики, означающая отношение личности к об-ву, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основе нравств. требований.
Совесть-это категория этики, характеризующая способность чел-ка осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиции соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать ля себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.
Ответственность-это категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия её моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.
Достоинство-категория этики, означающая особое моральное отношение чел-ка к самому себе и отношение к нему со стороны об-ва, основанное на признании ценности чел-ка как личности.
Честь-означает моральное отношение чел-ка к самому себе и отношение к нему со стороны об-ва, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами чел-ка.
Репутация-мнение о нравственном облике чел-ка, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении.
Понятие, предмет и структура профессиональной этики юриста
Профессиональная этика юриста или юридическая этика является специфической формой проявления морали в целом. В данном случае речь идёт о совокупности конкретизированных общих нравственных принципов, норм применительно к правоохранительной и правоприменительной деятельности юриста. Они и составляют основное содержание этого вида этики. По мнению учёных (Л.Д. Кокорева, Д.П. Котова), к задачам профессиональной этики юриста в области уголовного процесса следует отнести: 1. внедрение общих принципов и норм морали в уголовный процесс; разработка проблем регулированияпрофессиональной деятельности следователей, судей, прокуроров, адвокатов и управления ею в соответствии с нравственными основами судопроизводства;
выявление и определение нравственных принципов и норм деятельности юриста в уголовном процессе; создание учения о его профессиональном долге.
Всестороннее раскрытие нравственной сущности уголовно-процессуального закона; содействие дальнейшему совершенствованию процессуальных норм.
Исследование роли нравственных начал в обеспечении законности в уголовном процессе; раскрытие высоконравственного смысла принципа законности в деятельности всех участников уголовного процесса. Исследование нравственных отношений участников уголовного процесса, взаимосвязи правовых и нравственных отношений; определение должных взаимоотношений между всеми участниками уголовного процесса с точки зрения моральных принципов; изучение моральных норм как основы нравственных отношений в уголовном судопроизводстве. Разработка требований, которым должно соответствовать нравственное сознание следователя, прокурора, судьи, адвоката; содействие формированию необходимых для данной профессии нравственных черт; предупреждению и искоренению деформационных качеств, появляющихся в результате длительного выполнения профессиональных функций, а также вследствие невысокой общей, правовой и нравственной культуры отдельных лиц. Изучение проблем, связанных с повышением эффективности нравственного воспитания в уголовном процессе. Исследование проблемы взаимоотношений общественных и личных интересов в уголовном процессе.
В России начало основательной разработке судебной этики и ее преподаванию было А. Ф. Кони в 1902 г. Его по праву можно назвать отцом судебной этики в России. В советский период юридическая этика длительное время не разрабатывалась. Ее последовательным и влиятельным противником был Вышинский. Идейное «обоснование» ненужности и несостоятельности исследования нравственных особенностей юридической профессии состояло в том, что «этика в советском обществе едина, это социалистическая этика» (такой аргумент использовал, в частности, И . Т. Голяков в предисловии к книге «Адвокат в советском уголовном процессе», изданной в 1954 году). Однако в 70-е годы появились первые монографические работы по судебной этике. Сегодня необходимость основательного исследования проблем профессиональнойюридической этики вряд ли может быть оспорена. В понимании содержания юридической этики, пределов ее действия и даже в терминологии есть немало дискуссионного.
Наряду с мнением, что юридическая этика представляет собой применение общих понятий о нравственности в сфере юридической деятельности, существует и мнение, что она охватывает специфические нравственные нормы профессиональной деятельности и внеслужебного поведения юристов. Представляется, что в основе решения этой проблемы должны учитываться некоторые принципиальные позиции. Все требования морали, присущей данному обществу, полностью, без каких-либо изъятий распространяются на представителей юридической профессии. Эти требования определяют все поведение юриста как в сфере служебной деятельности, так и в повседневной внеслужебной жизни. Судья, прокурор, следователь и вне выполнения должностных функций остаются судьей, прокурором, следователем. Принятый в 2004 году Кодекс судейской этики Российской Федерации вполне определенно распространяет требования этики судьи и на его непрофессиональную деятельность. Специфика профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя, адвоката сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые обычно не встречаются в деятельности представителей других профессий, но обычны в сфере судопроизводства. Например, судья не вправе ни в какой форме разглашать тайну совещания судей; адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление в условиях, когда подзащитный на суде лживо настаивает на своей невиновности, не вправе выступить свидетелем против подсудимого и т. д. Следовательно, профессиональная этика юриста должна включать и специфические нравственные нормы, определяющие поведение людей этой профессии в свойственных только для нее ситуациях. Специфические нравственные правила, адресованные работникам юридической профессии, не могут противоречить общим для всех принципам и нормам морали. Они лишь дополняют и конкретизируют их применительно к условиям юридической деятельности. К работникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право. В литературе, посвященной проблемам этики работников юридической профессии, нет единства терминологии. Можно встретить следующие термины: эт<