Риторический аспект общения (мышление и речь, общение и его функции).
Важнейшей функцией речи как деятельности в процессе коммуникации является функция выражения мысли.
Здесь мы подошли к вопросу о соотношении речи и мышления. Эти два понятия, конечно, не тождественны. С одной стороны, мышление шире, чем речь, поскольку оно использует не только язык. С другой стороны, в каком-то отношении речь шире мышления, поскольку она передает не только понятийное содержание, но и эмоции.
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Виды мышления:
1) Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.
2) Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
3) Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Речь –форма общения людей с использованием языковых конструкций.
Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внутренней речью называют языковое оформление мысли без ее высказывания, устного или письменного. Внешняя речь– это то, что мы произносим, слышим, пишем, читаем.
3 основных типа внутренней речи:
1) внутреннее проговаривание, т. е. «речь про себя», которая сохраняет структуру внешней речи, но лишена ее звукового или графического оформления.
2) собственно внутренняя речь, выступающая как средство мышления.;
3) внутреннее программирование, т. е. формирование и закрепление в специфических единицах программы речевого высказывания.
Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.
Функции общения. В. Н. Панферов (социальная психология) выделяет их шесть:
1) коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
2) информационная (обмен информацией между людьми)
3) когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
4) эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
5) конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
6) креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)
И дополнительные:
1) экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)
2) социального контроля (регламентации поведения и деятельности)
3) социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.
Риторический аспект общения (коммуникативная ситуация, видлы и средства общения, барьеры восприятия и понимания)
Коммуникативная ситуация.Это ситуация речевого общения двух и более людей.Коммуникативная ситуация имеет определенную структуру. Она состоит из следующих компонентов:
1) говорящий (адресант);
2) слушающий (адресат);
3) отношения между говорящим и слушающим
4) тональность общения (официальная – нейтральная – дружеская);
5) цель;
6) средство общения (язык или его подсистема – диалект, стиль, а также паралингвистические средства – жесты, мимика);
7) способ общения (устный/письменный, контактный/дистантный);
8) место общения.
Так, общение судьи и свидетеля в зале судебных заседаний отличается большей официальностью используемых обеими сторонами языковых средств, нежели общение этих же лиц не во время судебного заседания.
Виды общения:
1. По способу передачи информации:
А. Вербальное
Б. Невербальное
В зависимости от средства общения:
А. Непосредственное (прямое). Личное общение, предполагающее непосредственный контакт и восприятие людьми друг друга.
Б. Опосредованное. Общение происходит с использованием специальных предметов, инструментов или средств. Это может быть письмо, аудиозапись, видеоролик и т.п.
По цели:
А. Деловое и управленческое общение. Направлено на регуляцию и управление рабочими процессами или организацией.
Б. Личностное. Общение, сосредоточенное на личностном контакте.
В. Когнитивное(познавательное, обучающее).
Г. Манипулятивное. Вид общения, в процессе которого человек намеренно добивается от собеседника определенной выгоды.
Д. Светское. Общение на принятые темы. Люди не говорят о собственных переживаниях или отношениях.
Средства общения. Имеем в виду любые способы передачи информации, которые позволяют на должном уровне осуществлять процесс коммуникации. Как и собственно общение, его средства также разделяют на вербальные и невербальные.
Помимо этого, существует еще ряд классификаций, разделяющих средства общения по различным признакам. Так, М. И. Лисина выделяет:
1) экспрессивно-мимические средства (взгляды, мимика);
2) предметно-действенные (позы, жесты);
3) речевые средства общения (слова, структура речи и манера изложения)
Барьеры восприятия:
1. разное социальное положениепартнёров, особенно если один из них привык испытывать трепет перед начальством
2. Барьер «возраста»
3. Барьер «боязни» контакта. Бывает, что вам неловко вступить в контакт с человеком.
4. Барьер отрицательных эмоцийвозникает в общении с расстроенным человеком. Если партнер, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелюбезно, разговаривает не поднимая глаз
5. Психологическая защита, выстраиваемая вашим партнером (Быть может, ваш равнодушный, неприветливый, неразговорчивый коллега)
6. Барьер «стереотипов» («Я попрошу у него что-нибудь, а он откажет»)
7. Неумение слушатьпроявляется в том, что партнёр перебивает, начинает говорить о своём
8. Доминантный собеседник(экстраверт-холерик) любит лидировать в разговоре.
9. Пассивный собеседник(интроверт-меланхолик) не обнаруживает своей реакции, не высказывается. Поддерживать с ним разговор трудно.