Риторический аспект общения (мышление и речь, общение и его функции).

Важнейшей функцией речи как деятельности в процессе коммуникации является функция выражения мысли.

Здесь мы подошли к вопросу о соотношении речи и мышления. Эти два понятия, конечно, не тождественны. С одной стороны, мышление шире, чем речь, поскольку оно использует не только язык. С другой стороны, в каком-то отношении речь шире мышления, поскольку она передает не только понятийное содержание, но и эмоции.

Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Виды мышления:

1) Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

2) Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

3) Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Речь –форма общения людей с использованием языковых конструкций.

Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внутренней речью называют языковое оформление мысли без ее высказывания, устного или письменного. Внешняя речь– это то, что мы произносим, слышим, пишем, читаем.

3 основных типа внутренней речи:

1) внутреннее проговаривание, т. е. «речь про себя», которая сохраняет структуру внешней речи, но лишена ее звукового или графического оформления.

2) собственно внутренняя речь, выступающая как средство мышления.;

3) внутреннее программирование, т. е. формирование и закрепление в специфических единицах программы речевого высказывания.

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

Функции общения. В. Н. Панферов (социальная психология) выделяет их шесть:

1) коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

2) информационная (обмен информацией между людьми)

3) когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

4) эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

5) конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

6) креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

И дополнительные:

1) экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)

2) социального контроля (регламентации поведения и деятельности)

3) социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Риторический аспект общения (коммуникативная ситуация, видлы и средства общения, барьеры восприятия и понимания)

Коммуникативная ситуация.Это ситуация речевого общения двух и более людей.Коммуникативная ситуация имеет определенную структуру. Она состоит из следующих компонентов:

1) говорящий (адресант);

2) слушающий (адресат);

3) отношения между говорящим и слушающим

4) тональность общения (официальная – нейтральная – дружеская);

5) цель;

6) средство общения (язык или его подсистема – диалект, стиль, а также паралингвистические средства – жесты, мимика);

7) способ общения (устный/письменный, контактный/дистантный);

8) место общения.

Так, общение судьи и свидетеля в зале судебных заседаний отличается большей официальностью используемых обеими сторонами языковых средств, нежели общение этих же лиц не во время судебного заседания.

Виды общения:

1. По способу передачи информации:

А. Вербальное

Б. Невербальное

В зависимости от средства общения:

А. Непосредственное (прямое). Личное общение, предполагающее непосредственный контакт и восприятие людьми друг друга.

Б. Опосредованное. Общение происходит с использованием специальных предметов, инструментов или средств. Это может быть письмо, аудиозапись, видеоролик и т.п.

По цели:

А. Деловое и управленческое общение. Направлено на регуляцию и управление рабочими процессами или организацией.

Б. Личностное. Общение, сосредоточенное на личностном контакте.

В. Когнитивное(познавательное, обучающее).

Г. Манипулятивное. Вид общения, в процессе которого человек намеренно добивается от собеседника определенной выгоды.

Д. Светское. Общение на принятые темы. Люди не говорят о собственных переживаниях или отношениях.

Средства общения. Имеем в виду любые способы передачи информации, которые позволяют на должном уровне осуществлять процесс коммуникации. Как и собственно общение, его средства также разделяют на вербальные и невербальные.

Помимо этого, существует еще ряд классификаций, разделяющих средства общения по различным признакам. Так, М. И. Лисина выделяет:

1) экспрессивно-мимические средства (взгляды, мимика);

2) предметно-действенные (позы, жесты);

3) речевые средства общения (слова, структура речи и манера изложения)

Барьеры восприятия:

1. разное социальное поло­жениепартнёров, особенно если один из них привык испытывать трепет перед начальством

2. Барьер «возраста»

3. Барьер «боязни» контакта. Бывает, что вам неловко вступить в контакт с человеком.

4. Барьер отрицательных эмоцийвозникает в общении с расстроенным человеком. Если партнер, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелю­безно, разговаривает не поднимая глаз

5. Психологическая защита, выстраиваемая вашим партнером (Быть может, ваш равнодушный, неприветливый, неразговорчивый коллега)

6. Барьер «стереотипов» («Я попрошу у него что-нибудь, а он откажет»)

7. Неумение слушатьпроявляется в том, что партнёр перебивает, начинает говорить о своём

8. Доминантный собеседник(экстраверт-холерик) любит лидировать в разговоре.

9. Пассивный собеседник(интроверт-меланхолик) не обнаруживает своей реакции, не высказывается. Поддерживать с ним разговор трудно.

Наши рекомендации