Основные черты судебной речи в советском судопроизводстве.

В доревол-ой России судебное красноречие имело цель: объективное исследование обстоятельств дела+ воздействие на чувства присяжных заседателей

в советском гос-ве: доказательственная сторона судоговорения приобрела гораздо большее значение, чем психологический анализ. Судебная речь стала меньше по объему, ей в большей степени стали присущи формы логического развертывания и в гораздо меньшей - средства эмоционального воздействия.

Если в дореволюционной России судебные ораторы, как правило, не употребляли речевых юридических стандартов, а многие адвокаты говорили с присяжными заседателями, «как говорят писатели с публикой», то в советский период считалось, что всякие излишества, преследующие цель украшательства речи ради ее внешнего эффекта, могут только повредить делу и помешать достижению цели.

1. Речь судебных ораторов стала клишированной, стандартизованной.

2. Условия общения в судебном процессе постоянны, а тематика обвинительных и защитительных речей, несмотря на разнообразие разбираемых дел, имеет присущее ей специфическое нравственно-правовое направление, и состав характерных языковых средств, используемых в ходе судебных прений, повторяется.

3. обязательное употребление определенных юридических речевых формул, которые несут общезначимую, общепонятную информацию для многих граждан.

Вступление и заключение в советский период являлись “этикетными” композиционными частями. В закрытых судебных заседаниях вступление было лаконично, заключительная часть нередко отсутствовала.

суд присяжных существовал до принятия Декрета о суде № 1 в конце 1917 г. Возрождение суда присяжных в России (Советском Союзе) стало активно обсуждаться с конца 80-х годов XX в.13 ноября 1989 года принимаются Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве разрешает исп. Суд прис-х заседателей только если вопрос о лишении свободы свыше 10 лет/смертная казнь.

ПРИМЕРЫ, ИЗВЕСТНЫЕ ЮРИСТЫ СОВ. ПЕРИОДА:

1)Искусство обвинительной речи в 20-30-е годы XX столетия было представлено в деятельности Н.В. Крыленко (1885-1938), который известен как прокурор РСФСР, а затем и СССР. В качестве государственного обвинителя он выступал на всех крупных политических процессах, а также на некоторых процессах, важных по своему общественному значению или посвященных борьбе с экономической разрухой; поэтому его речи - это хроника событий того времени. Каждая речь Н.В. Крыленко отличалась всесторонним и тщательным изучением дела, глубоким анализом доказательств, подробным психологическим анализом самого преступления и его причин.

2)В развитии искусства обвинительной речи заметную роль сыграл Р.А. Руденко (1907-1981), с 1953 по 1981 г. занимавший пост Генерального прокурора СССР. Высокая общая и правовая культура, глубокие знания, принципиальность характеризовали оратора. Его обвинительные речи содержали всестороннюю аргументацию, убедительность, строгую логику изложения, глубокий психологический анализ. Всегда четко формулировался тезис, после разностороннего аргументированного анализа действий подсудимых делались четкие выводы.

3)Ленинградский адвокат Я.С. Киселев (1896-1984) был выдающимся судебным оратором, большим мастером судебной речи и слова, крупным теоретиком судебного красноречия, руководителем школы ораторского мастерства. Такие его работы, как «Этика адвоката», «Слово адвокату», «Речевая культура судебных прений», «Перед последним словом», «Некоторые вопросы психологии в речи адвоката», помогут начинающему адвокату стать хорошим специалистом и настоящим оратором. Судебные речи Я.С. Киселева читаются легко, с увлечением. Для оратора характерно глубокое знание материалов каждого дела, внимательное отношение к каждому подсудимому.

20. Психологическая и физическая подготовка к выступлению. Работа над структурой публичного выступления.
В ораторском искусстве существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению.

1. Экспромт — выступление без подготовки.

2. План-конспект выступления — заранее готовится подробный план, где каждый пункт сопровождается кратким указанием новых идей, которые должны быть изложены.

3. Текст выступления — текст, который затем в процессе выступления полностью зачитывается.

4. Воспроизведение наизусть — выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Далее подготовка может варьироваться в зависимости от того, будет ли оратор читать текст речи, выступать без записей или экспромтом. Но в любом случае перед ним встанет проблема построения речи, то есть ее композиции. Чтобы речь воспринималась, как единое целое, необходимо учитывать, как соотносятся между собой ее части, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению. Для этого составляется план, сначала предварительный, отражающий личный подход оратора к проблеме. Затем – рабочий план, позволяющий лучше продумать структуру выступления. В процессе работы он уточняется, сокращается или расширяется.

1. Любое выступление начинается с темы, ее формулировки. Формулировка темы должна удовлетворять ряду требований: 1) быть конкретной и точной, 2) соответствовать основной идее и содержанию речи, 3) должна заинтересовать будущих слушателей.

2. Следующий этап в структуре публичного выступления – это описание перспектив или как выше описанные проблемы вы решили. Не говорите сразу ответ. Преподнести это в виде истории, каким образом вы пришли к этому. Какие ошибки достигали, как мыслили. Это очень интересно слушать и всегда захватывающее. Расскажете про ваши эксперименты, если они были.

3. Заключение. Мы уже разобрали все пункты в структуре публичного выступления. Теперь в вашей речи надо только подвести итоги. Напомните аудитории о важных ключевых моментах, которые вы хотите, чтобы аудитория запомнила. И на последок, нужно ясно дать понять вашим слушателям, что ваша речь закончилась.

4. Вопросы после выступления. Это отдельный пункт в структуре публичного выступления. Тут надо подумать на тем, какие вопросы вам зададут. К ним надо быть готовым.

Наши рекомендации