Вид занятия: семинар – групповая дискуссия.
План занятия:
1. Рассмотреть учебные вопросы:
1.Понятие человек, личности, индивида.
2.Направленность и установка личности
3.Движущие силы формирования и развития личности.
4.Эффекты межличностного восприятия.
5. Внимание. Виды и свойства.
6.Оущения.
7. Восприятие.
8. Память.
9. Мышление: понятие, формы, виды.
10. Воображение и его виды.
2. Выполнить задания.
3. Подвести итоги.
Учебными задачами при изучении данной темы являются:
- образовательная – раскрытие теоретико-методологических основ юридической психологии, формирование представлений о сущности психологических явлений в правоприменительной сфере; изучение основ криминальной, правовой и пенитенциарной психологии, психологических особенностей профессиональной деятельности юристов;
- практическая – формирование у обучающихся комплексных психолого-юридических знаний и навыков для решения профессионально-психологических задач в современных условиях развития правового государства, для предупреждения кризисных явлений в правоприменительной сфере; формирование и развитие умений и навыков психологического анализа противоправных действий, девиантной и делинквентной личности.
– воспитательная – развитие психолого-юридического мышления и психологической компетентности обучающихся.
В результате изучения указанной темы обучающиеся должны:
Знать
- подходы к раскрытию юридико-психологической реальности,
- психологические аспекты противодействия и профилактики преступности,
- основы общей и социальной психологии,
- психологические особенностидевиантной и делинквентной личности,
- психологические аспекты профессиональной деятельности юристов;
- психологические основы уголовного и гражданского судопроизводства,
- психологическую специфику культуры судебного процесса,
- основы психологического анализа следственных ситуаций.
Уметь
- ориентироваться в проявлениях психических состояний эмоциональной напряженности,
- анализировать психологические аспекты противоправных действий,
- психологически обоснованно конструировать профессиональную коммуникативную и познавательную деятельность,
- реализовывать задачу воспитательно-профилактического воздействия суда,
- обобщать и систематизировать значимые факторы юридико-психологической действительности,
- актуализировать и углублять психологические познания.
Владеть
- специальным терминологическим аппаратом юридической психологии,
- профессиональными психотехнологиями,
- навыками анализа психологических феноменов, формируемых в правоприменительной сфере.
Список рекомендованной литературы:
Основная:
1. Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010*.
2. Юридическая психология: Хрестоматия / авт.-сост. В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010*.
3. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник: Рек. Уч.-метод. Центром «Проф. учебник» / Чуфаровский Ю.В. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004*.
4. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003*.
5. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
6. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. – СПб.: Питер, 2003.
Дополнительная
1. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Академика РАМН Т.Б. Дмитриевой и профессора Б.В. Шостаковича. – СПБ.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005.
3. Антонян Ю.М. Личность преступника / Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Ассоциация юр. центр. – СПб: Юрид. центр Пресс, 2004*.
4. Антонян Ю.М., Леонова О.В., Шостакович Б.В. Феномен зависимого преступника / Ю.М. Антонян, О.В. Леонова, Б,В. Шостакович; Под ред. Ю.М. Антоняна. – М.: Аспект Пресс, 2007*.
5. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник: Рек. Мин-вом образования РФ / Анцупов А.Я., Шипилов А.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002*.
6. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004.
7. Барак А. Судейское усмотрение. М.: Норма, 1999.
8. Бартол К. Психология криминального поведения. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004.
9. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Леонард Берковиц – СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
10. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. СПб: Питер, 2008.
11. Блэкборн Р. Психология криминального поведения / Блэкборн Р. – М., СПб., Мн.: Питер, 2004*.
12. Борг Д. Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей. 3-е изд., стереотипное. М.: Претекст, 2009.
13. Будякова Т.П. Индивидуальность потерпевшего и моральный вред. – СПб.: Издательство Р.Асланова «Юридический центр «Пресс», 2005*.
14. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие: Рек. Мин-вом общ. и проф. образования РФ / Дмитриев А.В. М.: Гардарики, 2001*.
15. Индивидуальность потерпевшего и моральный вред / Будякова Т.П.; Ассоциация юрид. центр. – СПб., Изд-во Р. Асланова юрид. центр Пресс, 2005*.
16. История современной психологии / Т. Лихи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003.
Методические рекомендации для подготовки к занятию
По представленной для изучения теме студенты должны изучить такие вопросы как: предмет и задачи юридической психологии, принципы и категории юридической психологии, структура юридической психологии, личностный подход в юридической психологии, методика и объект юридико-психологического исследования, подходы к раскрытию юридико-психологической реальности, юридическая психология в системе научных отраслей знания. области связей правоохранительной деятельности с юридической психологией.
Вопросы для самоконтроля:
1.Понятие человек, личности, индивида.
2.Направленность и установка личности
3.Движущие силы формирования и развития личности.
4.Эффекты межличностного восприятия.
5. Внимание. Виды и свойства.
6.Оущения.
7. Восприятие.
8. Память.
9. Мышление: понятие, формы, виды.
10. Воображение и его виды.
Практические задания для выполнения в рабочей тетради для подготовки к семинарскому занятию