Получение взятки, сопряженное с вымогательством.
Под вымогательством взятки (пункт «б» части 5 статьи 290 УК РФ) или предмета коммерче- ского подкупа (пункт «б» части 4 статьи 204 УК РФ) следует пони- мать не только требование долж- ностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопря- женное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать ука- занные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обра- щений граждан). Для квалификации содеянного по пункту «б» части 5 статьи 290 УК РФ либо по пункту «б» части 4 статьи 204 УК РФ не имеет значения, была ли у должностного лица либо у лица, вы- полняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего взятку или предмет коммерче- ского подкупа, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (например, следователь, зная, что уголовное дело подле- жит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава пре- ступления, угрожает обвиняемому направить дело с обвини- тельным заключением прокурору, а, получив взятку, дело по предусмотренным законом основаниям прекращает). Если в процессе вымогательства взятки либо предмета ком- мерческого подкупа должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершило действия (бездействие), повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, содеянное при наличии к тому оснований должно быть дополни- тельно квалифицировано по статье 285, 286 или 201 УК РФ.
Вымогательство взятки имеет свою форму и содержание. Форма — это внешнее выражение вымогательства. Верховный суд РФ выделяет два варианты поведения должностного лица при вымогательстве.
1. Вымогательство взятки выражается в неприкрытом требо- вании дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (так называемое активное вымогательство).
2. Требование прямо не высказывается, но должностное лицо сознательно не выполняет либо ненадлежащим образом выполня- ет свои служебные обязанности при решении вопросов, направ- ленных на удовлетворение законных интересов гражданина (пас- сивное вымогательство). При таком варианте вымогательства должно быть установлено, что должностное лицо умышленно не совершало действий, которые оно обязано было совершить, или умышленно затягивало совершение действий либо не совершало необходимых действий в полном объеме при реальной возмож- ности их совершения с целью получения взятки. В противном случае нет оснований для квалификации получения взятки как сопряженной с вымогательством.
3. Третий вариант поведения должностного лица, которое сначала нарушает тем или иным образом законные права гражданина, а затем открыто требует взятку либо иным образом дает понять, что для восстановления законных прав необходимо дать взятку. Само по себе предложение должностного лица дать взятку, даже если оно носит форму требования, не может быть признано вымогательством взятки, если это требование не сопровождается соответствующими угрозами.
Сущность вымогательства взятки, его содержание, отражаю- щее повышенную опасность данного квалифицированного вида преступления, заключается в том, что должностное лицо прямо либо завуалированно ставит гражданина в такие условия, при ко- торых он вынужден заплатить, чтобы должностное лицо не при- чинило ущерба его законным правам (угроза незаконного уволь- нения с работы, незаконного привлечения к уголовной или адми- нистративной ответственности, незаконного запрещения зани- маться ранее разрешенной деятельностью и т. д.); либо гражда- нин вынужден дать взятку, чтобы уже нарушенные должностным лицом законные права были восстановлены (восстановить на ра- боте после незаконного увольнения); либо гражданин вынужден дать взятку для того, чтобы должностное лицо совершило дей- ствия, которые оно обязано совершить в правоохраняемых инте- ресах гражданина (незаконный отказ в выдаче лицензии, реги- страции предпринимательской деятельности; незаконный отказ в выдаче документов и т. д.). В любом случае должностное лицо вынуждает гражданина дать ему взятку за то, что будет действо- вать (бездействовать) законно.
В каждом конкретном случае необходимо установить и отра- зить в процессуальных документах возможные последствия для правоохраняемых интересов гражданина, которые могут насту- пить в случае его отказа дать взятку должностному лицу.