Объективная сторона превышения должностных полномочий.
Непосредственные объекты злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий не отличаются друг от друга. Непосредственный объект указанных преступлений — отношения, обеспечивающие нормальное функционирование определенной ветви государственной или муниципальной власти, конкретного государственного или муниципального органа, определенного государственного или муниципального учреждения, государственной корпорации, органа управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Российской Федерации.
Общественно опасные последствия при злоупотреблении должностными полномочиями и при превышении должностных полномочий выражаются в существенном нарушении прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Вред, который причиняется в результате злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий может быть материальным и нематериальным
Различие между злоупотреблением должностными полномочиями и превышением должностных полномочий заключается в тех способах, которыми наносится вред непосредственному объекту преступления.
Пленум:
В отличие от предусмотренной статьей 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.
Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:
относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);
совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;
никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
Исходя из диспозиции статьи 286 УК РФ для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.
Объективная сторона превышения должностных полномочий включает действие, последствия и причинную связь между действием должностного лица и наступившими последствиями. Действие — это активное поведение должностного лица. По содержанию это властное волеизъявление, которое может быть устным или письменным (принятие единолично или коллегиально нормативного или иного правового акта, приказа, распоряжения, заключение договора, визирование документа, устное или письменное требование, предписание и т. д.). При превышении должностных полномочий действие должностного лица может также выражаться в применении насилия, специальных средств, оскорблении потерпевшего. Превышение должностных полномочий — преступление, которое может быть совершено только путем действий, что следует из диспозиции ст. 286 УК РФ.
Превысить должностные полномочия может только должностное лицо, обладающее определенной совокупностью управленческих полномочий, предоставленных ему в официальном порядке, обеспечивающей ему выполнение управленческих функций и делающей его правомочным субъектом управленческих отношений, что должно найти отражение в процессуальных документах. Поскольку должностное лицо наделяется полномочиями для решения определенных управленческих задач, то и превысить полномочия можно только в процессе служебной деятельности и в связи со служебной деятельностью. Игнорирование этого условия ведет к ошибке при квалификации преступления. Поэтому, когда мы говорим о превышении должностных полномо71 чий, мы говорим о служебном поведении должностного лица, а не о совершении им общеуголовных преступлений вне служебной деятельности. Не случайно в п. 19 комментируемого Постановления при перечислении вариантов превышения должностных полномочий обращается внимание на то, что преступление совершается «при исполнении служебных обязанностей».
Если должностное лицо воспользовалось для совершения общеуголовного преступления фактическими возможностями, которыми оно обладает в силу занимаемой должности (информацией, удостоверением, формой, оружием, кабинетом и т. д.) не в связи со служебной деятельностью, то состав превышения должностных полномочий отсутствует.
Явность выхода за пределы полномочий относится к характеристике вины и свидетельствует о том, что должностное лицо со всей очевидностью осознавало, что не обладает полномочиями на совершение тех действий, которые совершает.
На наш взгляд, критерий разграничения злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий заключается в содержании тех правовых предписаний, которые предъявляются к служебному поведению должностного лица и которые должностное лицо нарушает при совершении злоупотребления должностными правомочиями и при превышении должностных полномочий.
При злоупотреблении должностными полномочиями должностное лицо нарушает требование использовать предоставленное ему конкретное полномочие в соответствии с правовыми предписаниями относительно порядка его совершения и соответствия закону по содержанию.
При превышении должностных полномочий должностное лицо нарушает правовое предписание использовать только те полномочия, которые предоставлены ему в рамках служебной компетенции (совокупности полномочий).