Тема 5. Сословно-представительная монархия в России

В середине XVI – второй половине XVII вв. Соборное Уложение 1649 г.

План

1. Характеристика историко-правового памятника

2. Правовое положение основных категорий населения Российского государства

3. Вещное, обязательственное и наследственное право

4. Уголовное и процессуальное право.

Задания для самоподготовки

1. В дом боярина Н. Проникли воры, совершив кражу, увели с собой жену боярина. Слуги дома не препятствовали ворам, а наоборот помогли им с целью получения потом вознаграждения. Определите возможное наказание по Соборному Уложению в отношении воров и слуг боярина.

2. В каких случаях применялась смертная казнь в отношении жен и детей по Соборному Уложению 1649 г. Определите вариант правильного ответа:

а) жены и дети изменников, ведавшие про измену;

б) жены и дети заговорщиков, ведавшие о заговоре;

в) жены и дети лиц, совершивших грабеж в военных походах;

г) жены и дети лиц, сдавших в период боя город неприятелю.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятий царь, Боярская дума, приказы, дворяне, белые слободы, Земский собор, вотчина.

2. Дайте характеристику сословно-представительной монархии.

3. Проследите, как изменились формы собственности в период сословно-представительной монархии

4. Кто такие «половники» и «серебряники»?

5. На какой срок по Соборному Уложению 1649 г. устанавливалась отсрочка уплаты долга, если несостоятельность должника была вызвана несчастным случаем.

6. Какие преступления стояли на первом месте в Соборном Уложении 1649 года?

7. Какому наказанию подлежала жена, совершившая умышленное убийство мужа?

Методические рекомендации

В первом вопросе при общей характеристике необходимо остановиться на источниках права, рассмотреть их содержание. Изложение необходимо начинать с истории разработки и принятия Соборного Уложения, рассмотреть его структуру, участие в разработки комиссии Н.И. Одоевского, роль ответной палаты Земского Собора 1649 г. При определении значения Соборного Уложения в истории русского права необходимо отметить, что происходила систематизация права и Уложение впоследствии явилось базой для дальнейшего развития права.

При рассмотрении второго вопроса следует обратить внимание на правовое положение различных категорий крестьянства, на начало процесса всеобщего закрепощения крестьян. Особо необходимо рассмотреть правовое положение холопов. Далее следует обратить внимание на статус феодально-зависимых крестьян, развитие новой категории зависимого населения (кабальных). Кроме того, необходимо рассмотреть изменение статуса посадских людей, разрешение конфликта между черным и белым посадом – отмена белых мест, прикрепление к посаду. Наконец, рассматривая положение холопов, необходимо отметить ограничение холопства, ограничение круга владельцев холопов, суммы долга.

В рамках третьего вопросы следует охарактеризовать формы феодального землевладения: вотчину и поместье, эволюцию их правового статуса. Развитие системы договорных обязательств, обязательная письменная форма закрепления сделок с недвижимым имуществом. Сословный характер обязательственного права. Наследование по закону и по завещанию.

Рассматривая нормы уголовного права, курсанты и студенты должны обратить внимание следующие вопросы: понятие и состав преступления, формы вины, виды соучастия, необходимая оборона, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, система и виды преступлений, виды и цели наказаний. Далее необходимо охарактеризовать органы, осуществляющие правосудие (государственные, церковные, вотчинные); формы процесса: состязательный процесс и розыскной процесс (возбуждение дела, рассмотрение дела, вершение дела, порядок обжалования, положение участников, процесса); доказательства.

Тема 6. Образование и развитие абсолютной монархии в России

Конца XVII-XVIII вв.

План

1. Сословные реформы Петра I и Екатерины II

2. Реформирование высших органов государственной власти в XVIII в.

3. Реформы местного управления в XVIII в.

4. Развитие источников права в XVIII веке

5. Уголовное и процессуальное право

Задания для самоподготовки

1. Составьте схему Табели о рангах 1722 г.

2. Некие Н. и М. по дороге в село Белореченское ограбили и ранили некоего З. В ходе следствия было установлено, что Н. хорошо знал З. И был осведомлен о том, что тот поедет из города с покупками и предложил М. ограбить З. По решению суда Н. Был повешен, а М. сослан на каторгу. Верно ли решение суда. Обоснуйте свой ответ ссылками на статьи Артикула.

3. Некий Н. Был пойман за кражу в четвертый раз. Украденные вещи были оценены в 18 рублей. По решению суда И. Был сослан на каторгу. Верно ли решение суда? Обоснуйте свой ответ, опираясь на статьи Артикула.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятий: империя, Сенат, коллегии, фаворитизм, фискалы, указ, манифест, регламент, рекрут.

2. Объясните, как работала судебная система России XVIII века.

3. Охарактеризуйте основные попытки кодификации законодательства в XVIII веке.

4. Раскройте правовое положение основных сословий России XVIII века.

5. Перечислите основные источники правовой мысли того времени.

6. Какие изменения в структуре высших органов власти и управления имели место в России XVIII века?

7. Каковы основные особенности норм уголовного права по Артикулу Воинскому 1715 года?

Методические рекомендации

В течение всего XVIII века в России происходило юридическое оформление и закрепление сословного строя. Рассматривая данный вопрос, необходимо использовать юридические акты, закреплявшие положение сословий. Так, привилегии и обязанности дворянского сословия были закреплены в Указе о единонаследии 1714 г, Табели о рангах 1722 г., Манифесте о вольности дворянской 1762 г., Жалованной грамоте дворянству 1775 г. Также курсанты должны охарактеризовать положение других сословных групп: духовенства, горожан и крестьян.

Оформление в России абсолютной монархии вызвала необходимость проведения реформы органов государственного управления. При ответе на второй вопрос курсантам необходимо раскрыть порядок формирования и механизм функционирования таких органов, как Сенат, коллегии, а также службы фискалов и прокуроров, созданных Петром I. Кроме того, следует обратить внимание на эволюционирование рассматриваемых органов в течение XVIII века.

Следующий вопрос посвящен реформам местного управления. Начать его рассмотрение следует с реформ Петра I по учреждению губерний и их управления, а также создание городского управления. Следующий этап реформирования приходится на правление Екатерины II, поэтому особое внимание следует уделить Учреждению губерний, изданному в 1775 г. и регулировавшему систему управления в российских губерниях в течение длительного времени.

Поскольку в условиях становления абсолютизма и проведения реформ активизировалась правотворческая работа, при изложении следующего вопроса необходимо иметь общее представление о таких источниках права, как регламенты, уставы, указы, манифесты. На конкретных примерах следует раскрыть основное содержание этих законодательных актов, обратить внимание на процедуру их подготовки, принятия и обнародования. Далее необходимо обратить внимание на неоднократно предпринимавшиеся попытки кодификации права при Елизавете Петровне и Екатерине II, отметить, какая работа проводилась в данном направлении и какие причины препятствовали успешному ее завершению.

Далее необходимо охарактеризовать военно-уголовного законодательство Петра I: Артикул воинский 1715 г., Краткое изображение процессов и судебных тяжб 1715 г., Морской устав 1720 г. Следует определить причины издания подобных правовых актов, введения в них новых понятий и определений, их роль и значение для развития русского права. Основное внимание следует уделить определению понятия преступления по Артикулу воинскому, видам преступлений, значению деления деяний по степени вины на умышленные, неосторожные и случайные, понятиям необходимая оборона и крайняя необходимость, смягчающим и отягчающим обстоятельствам.

Необходимо также назвать цели и виды применяемых наказаний, появление новых видов наказаний (аркебузирование, шпицрутены), отметить влияние на степень наказания социального положения виновного. Последний вопрос включает в себя такие ключевые моменты, как судебные органы, процесс (стадии процесса, общая форма процесса, наименование сторон, судебное представительство, формальная система доказательств, пытка, неразграниченность уголовного и гражданского процесса, неполное отделение суда от администрации, неполная отграниченность суда и розыска, обжалование приговора).

Наши рекомендации