II. Краткий анализ пожаров и последствий от них за 1 полугодие 2017 года
За 1 полугодие 2017 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре зарегистрировано 808 пожаров (АППГ: - 7,9%). На пожарах погибло 26 человек (АППГ: - 13,3%), 59 человек получили травмы (АППГ: -24,3%), причинен прямой материальный ущерб на сумму 83 млн. 179 тыс. 138 руб.
Если рассматривать относительные показатели по пожарам, то ситуация выглядит следующим образом:
1. По пожарам на 100 тысяч населения ХМАО-Югра – 52 место по РФ.
Данный показатель (44,22) на 10,4% выше среднего показателя по Российской Федерации.
2. По погибшим на 100 тысяч населения ХМАО-Югра – 13 место по РФ.
Показатель по погибшим на пожарах людям из расчета на 100 тысяч населения ниже общероссийского (1,54) в 1,7 раз.
3. По травмированным из расчета на 100 тысяч населения ХМАО-Югра – 53 место по РФ. Показатель по травмированным на пожарах людям из расчета на 100 тысяч населения выше общероссийского (3,63) на 11,2%.
В 2017 году в округе основное количество пожаров произошло на следующих объектах:
- жилой сектор – 520 пожаров, 64,3% от общего числа пожаров;
- транспортные средства – 189 пожаров, 23,3% от общего числа пожаров;
- здания производственного назначения – 28 пожаров, 3,4% от общего числа пожаров.
Основными причинами возникновения пожаров в 2017 году явились:
- нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 276 пожара, 34,1% от общего числа пожаров;
- неосторожное обращение с огнем – 162 пожара, 20% от общего числа пожаров;
- нарушение правил устройства и эксплуатации печей – 119 пожаров, 14,7% от общего числа пожаров;
- нарушение правил устройства и эксплуатации транспортных средств – 156 пожаров, 19,3% от общего числа пожаров.
III. Количество объектов, взятых в учет для осуществления федерального государственного пожарного надзора
Важнейшим нововведением в законодательстве стало внедрение риск-ориентированного подхода к осуществлению федерального государственного пожарного надзора.
В настоящее время, в соответствии с изменениями, внесёнными в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, каждому объекту, в зависимости от степени его потенциальной опасности, присваивается категория риска. В свою очередь, периодичность проведения плановых проверок объектов зависит от присвоенной им категории.
На учёте Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре состоит 43696, в том числе: 1351 объект высокого риска, 657 — значительного, 12977 — среднего, 24845 — умеренного и 3866 — низкого риска.
Категории объектов | Количество | Периодичность |
Категория высокого риска | один раз в 3 года | |
Категория значительного риска | один раз в 4 года | |
Категория среднего риска | не чаще чем один раз в 7 лет | |
Категория умеренного риска | не чаще чем один раз в 10 лет | |
Категория низкого риска | проверки не проводятся | |
Итого |
Перечни объектов защиты, которым присвоены категории высокого и значительного рисков, размещены на официальном сайте Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в сети «Интернет».
IV. Планирование и проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Использование оснований для проведения внеплановых проверок. Выбор документарной или выездной формы проверок.
При формировании плана на 2017 год основными принципами являлись применение риск - ориентированного подхода и «надзорные каникулы» в отношении субъектов малого предпринимательства.
Планирование проверок осуществлялось на основании отнесения объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) к определенной категории риска, в том числе с учетом:
1) сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, противопожарного состояния населенных пунктов;
2) решений вышестоящих государственных инспекторов по пожарному надзору;
3) информации о результатах ранее проведенных проверок и назначенных административных наказаниях за нарушение требований пожарной безопасности;
4) социально-экономических, природно-климатических, географических условий субъектов Российской Федерации;
5) сведений о проведении независимой оценки пожарного риска (далее - НОР) на объектах защиты, выполненной аккредитованной организацией с соблюдением правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 304 (далее - Правила оценки), с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
6) сведений из реестра уведомлений о начале деятельности;
7) официальных документов, полученных по результатам письменных запросов органов ГПН в соответствующие уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В случае поступления заключения НОР до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, проверяется соответствие указанного заключения требованиям Правил оценки. При выявлении несоответствия заключения НОР установленным Правилам оценки заключение НОР направляется на доработку с указанием конкретных недостатков. При повторном поступлении заключения НОР проверяется только устранение ранее указанных недостатков.
В случае принятия заключения НОР до утверждения ежегодного плана проверки в отношении таких объектов защиты планируются:
по истечении срока, установленного для данного объекта защиты в зависимости от присвоенной ему категории риска;
по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации № 944.
За 1 полугодие 2017 года сотрудниками органов федерального государственного пожарного надзора проведено 975 проверок соблюдения требований пожарной безопасности на объектах защиты, в том числе 640 плановых, 345 внеплановых по следующим основаниям:
261 -по контролю за ранее выданными предписаниями;
66 - на основании поручений Правительства Российской Федерации;
9 – по решению органов местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима;
8 – по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц о возникновении угрозы жизни и здоровью граждан;
1- в соответствии с требованием органа прокуратуры.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается снижение на 37 % количества проведённых проверок соблюдения требований пожарной безопасности (1 полугодие 2016 года - 1550).
В результате плановых и внеплановых проверок выявлено 539 нарушений требований пожарной безопасности. Установлено устранение 510 ранее выявленных нарушений.
Статистика типовых и массовых нарушений обязательных требований:
Всего выявлено нарушений требований пожарной безопасности по результатам проведения плановых проверок, в том числе, связанных с: | |
возможной причиной возникновения пожара | |
обеспечением безопасности людей | |
ограничением распространения пожара | |
созданием условий для успешного тушения пожара |
Все проверки проводились в соответствии с административной процедурой установленной Административным регламентом - в форме выездной проверки в установленные законом сроки.
Из приведённого анализа рассматриваемых показателей надзорной деятельности отмечается снижение количества проведённых проверок объектов защиты. Данное обстоятельство объясняется принятой и действующей политикой МЧС России, в ходе которой значительное количество времени при организации и проведении проверок уделяется практической и теоретической составляющей, а именно, проведение с работниками организаций (учреждений) инструктажей о мерах пожарной безопасности и практических тренировок по отработке порядка взаимодействия и навыков поведения в случае чрезвычайных ситуаций.
V. Разработка и издание распоряжений о проведении проверок, их содержание
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора), а также вид (виды) государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
5.1) подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов);
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки;
10) наименование объекта защиты и присвоенная ему категория риска;
11)мероприятия, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки.
12) перечень документов, представление которых юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), представляют информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.
По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностные лица органа государственного контроля (надзора), ознакамливают подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности.