Описание функциональных элементов
Функциональные элементы и признаки внешности - это проявления жизнедеятельности человеческого организма, обеспечивающие его общение с окружающей средой. К ним относятся:
- осанка - это привычное положение головы, шеи и корпуса. Различают несколько видов осанок, чаще всего прямую и сутулую;
- походка - привычные движения конечностей и корпуса при ходьбе. В целом походка характеризуется темпом, равномерностью и симметричностью перемещения конечностей;
- мимика - это характерные движения мышц лица, выражающие настроение и усиливающие выразительность речи. Обычно определяется по известным эмоциональным состояниям (удивление, гнев, испуг и т.д.);
- жестикуляция - это совокупность движений рук и плеч. Характеризуется степенью (живая, средняя, вялая), видом (кистью, одной рукой, двумя руками) и выразительностью (богатая, бедная, однообразная и т.д.);
- бытовые привычки - автоматизированные движения при курении, приеме пищи, а также поведение, манера одеваться, причесываться, накладывать макияж и т.п.;
- специальные навыки (умения) - наглядные признаки привычных движений при осуществлении отдельных действий. Особенно наглядны признаки различных навыков ручного труда и спортивных приемов.
16. Особенности составления субъективных портретов.
Словесный портрет материализуется в виде субъективного портрета, который дополняет воспроизведенный потерпевшим, свидетелем (очевидцем) образ устанавливаемой личности более простой формой восприятия — наглядной. Психологически человек, как правило, безошибочно выберет из представленных ему фотоснимков (рисунков) с изображением нескольких вариантов одних и тех же черт лица тот вариант, который более всего соответствует внешности устанавливаемого человека.
Различают три основных вида субъективного портрета рисованные, рисованно-композиционные и фотокомпозиционные. Они выполняются на основе словесного портрета, но отличаются по способу его материализации в виде изображения. Изготовление субъективных портретов осуществляется исходя из целостного образа человека с последующим нанесением отдельных элементов внешности. Такой подход обусловлен особенностями сохранения целостного образа в памяти человека, а не отдельных его черт.
Рисованный портрет создается художником и специалистом со слов опознающего человека. Портрету этого вида свойственна высокая субъективность, так как к субъективности словесного портрета прибавляется субъективность процесса его материализации. Поэтому важной задачей при составлении рисованного портрета является повышение его объективности, что достигается: высокими профессиональными качествами художника; повышенными требованиями к качеству словесного портрета опознаваемого лица; предъявлением опознающему фотоснимков, на которых запечатлены не причастные к исследуемому событию люди, для выбора изображения наиболее похожего на опознаваемую личность; использованием при описании внешности альбома элементов внешности человека.
Присущие рисованному портрету недостатки — трудоемкость процесса изготовления и высокая его субъективность — объясняют тот факт, что портреты этого типа не получили широкого применения в следственной и оперативно-розыскной практике.
Рисованно-композиционные портреты составляются на основе рисованных изображений лиц, из числа которых опознающий выбирает то изображение, отдельные признаки которого в той или иной степени совпадают с признаками разыскиваемого лица. Затем он выбирает наиболее соответствующие опознаваемому лицу элементы внешности.
Используются различные способы составления рисованно-композиционного портрета:
— с помощью специальных демонстрационных устройств;
— наложением друг на друга прозрачных пленок с изображением отдельных элементов внешности;
— копированием одномасштабных элементов внешности из специальных альбомов на прозрачную основу портрета;
— составлением вырезок нарисованных элементов внешности человека.
Наибольшее практическое использование получил первый из перечисленных способов изготовления композиционных портретов. Вместе с тем следует отметить, что создание рисованно-композиционного портрета — трудоемкий процесс из-за необходимости выполнения большого объема ретушных работ на составленном изображении.
Также получил применение фотокомпозиционный портрет, чаще называемый «фоторобот», как менее трудоемкий в изготовлении, более объективный и более соответствующий современному уровню научно-технического оснащения подразделений правоохранительных органов.
Методика изготовления фотокомпозиционного портрета зависит от используемых для этого технических средств. Однако в ее основе лежит выбор опознающим наиболее подходящего, по его мнению, изображения части лица из набора фотоснимков (идентификационный комплект), замена отдельных элементов внешности опознаваемой личности на другие, соответствующие запечатленному в памяти опознающего образу, и ретушь портрета.
Идентификационный комплект, как правило, включает фотопортреты лиц с наиболее типичными для определенной местности чертами внешности, различных возрастов, с разнообразными видами оформления внешнего вида (прически, бороды, головные уборы и т.п.). Все портреты, включенные в комплект, имеют один масштаб, изготовлены в одном ракурсе и с одним фотографическим качеством (контраст, плотность, освещенность и т.п.).
Фиксация окончательного варианта композиционного портрета чаще всего выполняется с помощью принтера ПЭВМ.
Облегчает и ускоряет сложную и трудоемкую работу по составлению субъективных композиционных портретов использование в этом процессе компьютерных устройств, возможности которых открывают путь к автоматизации процесса, а также делают его более гибким. Компьютерные системы в значительной степени совершенствуют процесс дополнения и замены элементов лица; позволяют изменять масштаб и улучшить качество изображения в реальном • масштабе времени; обеспечивают оперативное размножение композиционного портрета. На основе компьютерных систем реализованы математические методы обработки информации, заключенной в изображении внешнего облика человека.
Следует отметить, что все виды композиционных портретов в силу того, что базируются на субъективных данных словесного портрета, лишь в той или иной степени отражают внешность опознаваемой личности и чаще всего позволяют сузить круг подозреваемых лиц, определить приоритеты в их проверке.
17. Общие положения трасологии.
Трасология (франц. "трас" — след + греч. "логос" — учение; учение о следах, следоведение) — раздел криминалистики, в котором изучаются теоретические основы следоведения, закономерности возникновения следов, отражающих механизм преступления; разрабатываются рекомендации по применению методов и средств обнаружения следов, их фиксации, изъятия и анализа с целью установления обстоятельств, имеющих существенное значение для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.