Тема 8. Назначение наказания за преступление, совершенное в соучастии
Вранее действовавшем уголовном законодательстве (УК КазССР 1959 г.) по вопросу назначения наказания за преступление, совершенное в соучастии, не содержалось указания на необходимость учитывать степень и характер участия каждого из соучастников в совершении преступления (ст. 17 УК). В действующем же уголовном законодательстве, согласно ч. 1 ст. 57 УК РК, указывается, что при назначении наказания за преступление, совершенное в соучастии, учитываются:
а) характер и степень фактического участия лица в совершении преступления;
б) влияние участия в преступлении на характер и размерпричиненного или возможного вреда.
Таким образом, законодатель изменил подход к назначению наказания соучастником преступления, требуя индивидуального наказания каждому участнику группового преступления. Суд, в соответствии с законом, обязан учитывать роль каждого соучастника в совершении преступления, определить, является ли он организатором или подстрекателем преступления, пособником в преступлении и дать оценку роли каждого из соучастников. Кроме того, суд учитывает степень активности фактического участия лица в совершении преступления, его вклад в осуществление и завершение этого преступления.
При этом следует иметь в виду, что учет смягчающих или отягчающих обстоятельств, относящихся к личности одного из соучастников, учитываются при назначении наказания только этому соучастнику (ч. 2 ст. 57 УК).
Под характером участия лица в преступлении в теории и практике понимается тип (модель) преступного поведения, свойственного каждому из известных видов соучастников (исполнитель, подстрекатель, организатор, пособник), т.е. конкретная функция, выполняемая этими лицами.
Как правило, лица, совершившие преступление в соучастии, несут ответственность в равном объеме за содеянное, однако наказание определяется каждому участнику преступления персонально.
В плане сравнительного анализа характера действий, выполняемых названными фигурами соучастников, наибольшую опасность, по общему правилу, представляют действия организаторов и исполнителей преступления. Хотя порой роль подстрекателя или пособника бывает иногда не менее опасной, чем организатора или исполнителя. Это в полной мере учитывается и самим законодателем, который наряду с характером участия предписывает принимать во внимание также и степень участия лица в совершении преступления.
Под степенью участия лица в совершении преступления понимается мера активности, мера интенсивности участия лица в выполнении выпавшей на его долю функциональной роли при совершении преступления. Степень является количественной характеристикой активности выполнения лицом своей функции.
Сам характер участия в преступлении, очерченный в законе для каждого вида соучастника, включает в себя и различную меру (степень) такого участия. Установление характера и степень и реального участия лица в совершении преступления влияет на определение вида и размера наказания при его назначении.
Большая общественная опасность того или иного соучастника в силу его повышенной степени активности при совершении преступления определяет назначение более строго наказания независимо от роли участника деяния (например, организатор может ограничиться лишь организацией преступления, но может наряду с этим взять на себя практическое руководство его совершением; пособник может дать обещание принимать и хранить похищенное, но может вместе с тем лично на вверенной ему автомашине обеспечить доставку похищенного к себе на квартиру, хотя мог бы просто ограничиться дачей разового совета, указания).
Новый законодательный подход к решению вопроса об индивидуализации наказания соучастникам преступления ориентирует на выяснение не только функции (характера) лица в совместной преступной деятельности и степени его активности в выполнении этой функции, но и фактического вклада в реализацию единого преступного намерения соучастников, влияния действий каждого из них на других участников и конечный преступный результат. Законодатель также предоставляет возможность суду принимать во внимание влияние участия лица на характер и размер причиненного или возможного вреда, что должно учитываться как при совершении преступления, так и после содеянного.
Отмечая степень фактического участия лица в совершении преступления при соучастии и его влияние на характер и размер причиненного вреда, следует учитывать при назначении наказания особое обстоятельство в виде эксцесса исполнителя. В данном случае, исполнитель проявляет более интенсивную меру активности, большую степень усилий, чем это было необходимо для реализации совместного преступного замысла соучастников, причиняя своими действиями больший вред, чем тот, который мог быть нанесен при соблюдении исполнителем предварительной договоренности между соучастниками (см. комментарий к ст. ЗО УК).
В части 2 комментируемой статьи впервые закреплено положение о том, что смягчающие и отягчающие обстоятельства (ст. ст. 53 и 54 УК), относящиеся к личности одного из соучастников, сугубо индивидуальны и учитываются при назначении наказания только этому соучастнику. К числу таких обстоятельств могут быть отнесены несовершеннолетие, беременность, неоднократность деяния. Если же отягчающее обстоятельство характеризует способ действия или мотив преступления, то оно может быть вменено не только лицу, которое применило данный способ или руководствовалось данным мотивом, но и другим соучастникам, которые сознавали наличие этого обстоятельства.
Суд принимает во внимание не только особо активную роль в совершении преступления, отягчающую ответственность (ст. 53 УК), но и те случаи, когда эта роль была незначительной, смягчая ответственность, т.е. при необходимости дополняя перечень смягчающих обстоятельств (ст. 54 УК).
Предписание закона об учете при назначении наказания характера и степени фактического участия соучастников в преступлении распространяется на все виды соучастия, в том числе и на участников преступной группы в любой из ее разновидностей. То, что конструктивные особенности норм Особенной части УК превращают традиционные виды соучастников в участников группы, еще не стирает различий между фактически выполненными каждым из них функциональными ролями в рамках такой группы.
Это значит, что преступная группа, в любой из своих разновидностей, не есть обезличенное соучастие, и поэтому различия в функциональных ролях ее участников, в степени активности каждого из них вполне могут и должны быть в полной мере учтены в пределах решения вопроса о назначении наказания этим лицам.
«Совершение преступления в группе лиц, в группе лиц по предварительному сговору, - указал Верховный Суд РК в своем постановлении от 30 апреля 1999 г. «О соблюдении судами законности при назначении уголовного наказания», - влечет за собой более строгое наказание, поэтому судам следует правильно определять вид соучастия и соучастников преступления».
Поэтому, вне зависимости оттого, избирается ли наказание соучастникам в одинаковых или разных пределах санкции статьи Особенной части У К РК, оно в любом случае должно основываться на индивидуальном подходе к каждому из них, с учетом того, что каждый из соучастников выполняет определенную роль в совершении преступления. Суд, назначая наказание, должен разграничить степень и характер общественной опасности содеянного каждым из них, определить значение его действий для достижения преступных пелей, а также влияние действий конкретного соучастника на характер и размер причиненного или возможного вреда. Из этого следует, что участие нескольких лиц в совершении единого преступления не исключает возможности разной квалификации содеянного каждым из них, но и определения совершенно разного наказания, как по размеру, так и по виду.
Судебная практика показывает, что более строго наказываются исполнители и организаторы преступления. Роль же подстрекателей и пособников, по общему правилу, определяется как менее опасная, т.к. они не принимают непосредственного участия в самом преступлении, поэтому и наказание им может быть назначено более мягкое, чем исполнителю и организатору. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 57 УК РК, суд при назначении наказания обязан учесть смягчающие и отягчающие обстоятельства только к тому соучастнику, к которому они непосредственно относятся. Например, лицо, имеющее на иждивении малолетних детей, положительно характеризуется по месту жительства, учебы, работы, чистосердечно раскаялось, либо проявило при совершении преступления особую жестокость или было ранее неоднократно судимо.
Эти обстоятельства свидетельствуют о большей или меньшей степени общественной опасности личности, но не сказываются на уровне общественной опасности преступления, в том числе и совершенного совместно несколькими лицами. Данные обстоятельства, связанные с личностью отдельного соучастника (как смягчающие, так и отягчающие), не могут быть судом оставлены без внимания и должны учитываться при назначении наказания только этому лицу, но не другим соучастникам.
Таким образом, назначение наказания лицам, совершившим преступление в соучастии, базируется на принципе индивидуализации ответственности и позволяет за одно и то же преступление избрать каждому из них как одинаковое, так и разное наказание, но оно всегда должно основываться на индивидуальном подходе.
Основная литература: п.1.7. №№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11-14
Дополнительная литература: п. 1.7. 25,30,36,48